«Очень важно, чтобы специалисты работали сообща»

3 Января 2019

«Очень важно, чтобы специалисты работали сообща»

Что такое реабилитация? Чем отличается реабилитация у детей и взрослых? Какие существуют современные направления и перспективы развития реабилитации в педиатрии? Об этом мы побеседовали с заведующей кафедрой реабилитологии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета, главным специалистом по детской медицинской реабилитации Комитета здравоохранения г. Санкт-Петербурга Галиной Анатольевной Сусловой.

— Галина Анатольевна, расскажите, пожалуйста, что такое реабилитация?

— Реабилитация — это восстановление нарушенных функций в результате болезни или травмы у взрослых или детей. Помимо медицинской реабилитации существует также психологическая, педагогическая, со¬циальная, юридическая — весь этот комплекс называется реабилитацией.

— Какие травмы, требующие вмешательства реабилитолога, встречаются наиболее часто у детей?
— У детей чаще всего встречаются переломы конечностей, а также компрессионные переломы позвоночника.

— Какие методы реабилитации существуют?
— Существует целый набор методов, каждый из которых, в свою очередь, тоже содержит определенную совокупность приемов. В настоящее время существуют четыре специальности в рамках медицинской реабилитации: изначально, с начала прошлого века, существовали лечебная физкультура, физиотерапия; с 1998 г. этот список пополнили еще две специальности — мануальная терапия и рефлексотерапия. Отдельные же методы и средства известны были еще первобытным людям (прогревание у костра и растирание ушибленных мест). Внутри каждой специальности существует масса методик — в лечебной физкультуре это йога, дыхательные гимнастики, гидрокинезотерапия (водная гимнастика в бассейне с морской или термальной водой. — Прим. ред.). В рефлексотерапии помимо традиционной акупунктуры (иглоукалывание. — Прим. ред.) применяются также точечный массаж, прогревание, воздействие на микросистемы, мезотерапия, соединившая в себе рефлексотерапию и гомеопатию. Физиотерапия зани¬мается лечением при помощи различных физических факторов, таких как тепло, холод, электроток и т. д. В рамках мануальной терапии зародились остеопатия, прикладная кинезиология.

— Чем отличается реабилитация у детей и взрослых?
— Перечисленные выше методики используются как у детей, так и у взрослых. Разница заключается в том, что если у взрослого человека случается какая-то травма, то мы имеем дело со стабильной системой, сформированным организмом. В реабилитологии используется термин «реабилитационный потен¬циал». У маленьких пациентов этот потенциал очень высок. Например, у детей с перинатальной энцефалопатией в результате лечения можно получить очень хорошие результаты — снижение инвалидизации в пять раз, при условии, что это ранняя, длительная реабилитация с применением необходимого и достаточного объема методик и средств, когда в процессе участвуют мультидисциплинарные бригады — логопеды, психологи и другие специалисты. Я долгое время работала с детьми с ДЦП. У них, к примеру, на МРТ ясно видна поврежденная структура мозга, при этом часто в случаях с такими пациентами встречается настолько положительная клиническая динамика, что даже мы, врачи, не всегда в состоянии ее спрогнозировать. Вот в этом, наверное, главное отличие между детской и взрослой реабилитацией.

— Как можно оценить результативность и прогресс в реабилитации?
— Прогресс в реабилитации оценивается по диагностическим шкалам и клиническим осмотрам специалистов, функциональным исследованиям, а также очень хорошо считывается при использовании международной классификации функционирования.

— Реабилитация находится на стыке специальностей. Какие врачи задействованы в ее процессе?
— В процессе реабилитации задействованы и врач ЛФК, и мануальный терапевт, и физиотерапевт, и рефлексотерапевт. В сентябре этого года утвержден профес¬сиональный стандарт, в котором прописаны функционал и компетенции нового специалиста — врача медицинской реабилитации. Это будет специалист, владеющий всеми средствами и методами реабилитационного процесса, знающий показания и противопоказания к различным методам реабилитации, а также возможности их сочетания. При подготовке реабили¬тационной программы и оценке ее эффективности, при этапных осмотрах и консультациях врач-реабилитолог обязательно привлекает всех необходимых специалистов. Это может быть педиатр, ортопед-травматолог, кардиолог, невролог, врач функциональной диагностики и т. д.

— Как вы считаете, что самое сложное в работе над реабилитацией больных?
— Самое сложное — это организовать взаимодействие междисциплинарной бригады. Исторически сложилось так, что врач ЛФК, врач-физиотерапевт, мануальный терапевт, рефлексотерапевт работают отдельно. Очень важно, чтобы специалисты работали сообща, от этого во многом зависит результат.

— Сейчас существует огромное количество благотворительных фондов, которые собирают средства для детей на лечение, и в частности реабилитацию за границей. Как вы считаете, всегда ли это оправданно? И разве отечественные специалисты не могут помочь пациентам?
— ДЦП — очень тяжелое заболевание, трудно поддающееся корректировке и требующее постоянного лечения. У нас в стране есть где лечиться. Когда я слышу, что с диагнозом ДЦП отправляют за границу, мне становится жаль этого ребенка, его семью и средств, потраченных напрасно. Основная наша задача — посадить ребенка, поставить на ноги, научить двигаться. Мы в Педиатрическом университете с ней отлично справляемся, поэтому не нужно подвергать ребенка лишним стрессам, неизбежным в связи с тяжелой дорогой и пребыва¬нием в чуждой среде. Лечиться детям можно с успехом и в нашей стране.

— Чем обусловлен, по вашему мнению, все нарастающий интерес к традиционной китайской медицине, индийской аюрведе и другим нетрадиционным, с точки зрения европейца, системам лечения? Это веяние моды или они действительно эффективны?
— Эти методы действительно эффективны, и интерес к ним всегда был волнообразным, например в 1950-х гг. наблюдалось повальное увлечение китайской чжень-цзю терапией. Но надо сказать, что методы, применяемые издревле на Руси, тоже очень эффективны. Например, уже тогда было что-то похожее на остеопатию, когда ребенку с искривленным черепом надевали сито на голову и со стороны, где была асимметрия, ударяли по ситу и таким образом восстанавливали правильное соотношение костей черепа. Помимо этого, использовалась фитотерапия. Другое дело, что у нас не было культуры передачи информации, во всяком случае, письменной культуры, поэтому многие знания были утеряны, а в Древних Китае и Индии она была.

— 20 октября в Педиатрическом университете прошла II Санкт-Петербургская конференция рефлексотерапевтов. Как вы оцениваете ее результаты?
— К сожалению, эта конференция пока еще не выполняет функции научной, скорее ее можно назвать научно-практической. Она была организована в связи с не так давно разразившимся весьма громким скандалом по поводу гомеопатии, в связи с которым делались попытки скомпрометировать и рефлексотерапию. Нельзя было игнорировать сложив¬шуюся ситуацию, надо было что-то делать: объединяться, общаться, а самое главное — проводить научные исследования, основанные на доказательной медицине. Я надеюсь, что этот процесс научного обоснования и научного доказательства эффективности рефлексотерапии будет продолжен путем вовлечения все большего числа врачей и это будет способствовать дальнейшему развитию данного направления медицины. Надо сказать, что Ассоциация рефлексотерапевтов достаточно большая, помимо Санкт-Петербурга работа ведется в Москве и Казани. Вот с мануальной терапией всё обстоит гораздо хуже — в последние годы не проходят конференции по данной тематике, ассоциация практически прекратила активную деятельность, уходят корифеи этого направления… Мануальная терапия исчезает с научного горизонта. Есть основания полагать, что на ее место придет ос¬теопатия, которая сейчас развивается очень интенсивно. Так что мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы рефлексотерапия не канула в Лету.

— Какие современные направления и перспективы развития реабилитации существуют в педиатрии?

— Одно из современных направлений — это выделение детской медицинской реабилитации. Что касается тенденций, то педиатрия будет очень близко соприкасаться с ранней помощью. Помимо этого, новый профессиональный стандарт вернул санаторно-курортное лечение. Необходимо также развивать реабилитацию по направлениям, к примеру, при онкологических или кардиологических заболеваниях в педиатрии — это те области, которые пока еще только развиваются в нашей стране. Хотелось бы, чтобы им уделялось больше внимания.

Беседовала Мария Гуманенко
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~QqDzT


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник