Образование - наука - бизнес как лифт конкурентоспособности экономики страны

Фото: https://minobrnauki.gov.ru

Фото: https://minobrnauki.gov.ru

2 Апреля 2019

Образование - наука - бизнес как лифт конкурентоспособности экономики страны

Модератором конференции «Образование - наука - бизнес как лифт конкурентоспособности экономики страны», состоявшейся в рамках Красноярского экономического форума, выступила директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Екатерина Бабелюк.

Участие в обсуждении приняли проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Боровков, ректор Алтайского государственного университета Сергей Бочаров, руководитель Лаборатории генной инженерии Московского физико-технического института Павел Волчков, руководитель программы «Глобальное образование» бизнес-школы Сколково Анна Гетманская, генеральный директор ООО НПФ «Алтайский букет» Сергей Мухортов, председатель Совета, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) Владислав Панченко, ректор Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева Ольга Пилипенко.

Сегодня лидерство страны на международной арене обеспечивается, прежде всего, за счет ее технологического превосходства, которое напрямую зависит от развития науки и образования. Президентом Российской Федерации в Указе от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформулированы амбициозные цели и задачи, направленные на достижение технологического превосходства страны, меры по реализации которых утверждены в национальных проектах «Наука» и «Образование».

Необходимо обеспечить ускорение технологического развития страны, создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами. Достижение этих целей также не может быть реализовано без эффективной кооперации образования, науки и бизнеса.

Сейчас российская наука сохраняет свои позиции по многим результатам научной деятельности и по вкладу в мировую научную продукцию, но заметно отстает от развитых стран в реализации этих результатов, в уровнях технологического развития, в эффективности государственной научной и инновационной политики. Участники конференции обсудили участники вопросы тенденций и структуры финансирования науки и новых технологий, стимулирование развития наукоемких отраслей и увеличения интеграции российских производителей в мировой рынок, а также сохранения национальных «нишевых преимуществ» на основе международной кооперации и обеспечения потребности внутреннего рынка страны в высокотехнологичной продукции.

В рейтинге стран мира по уровню научно-исследовательской активности, который измеряется количеством публикаций, Россия занимает 14 место. В рейтинге стран по совокупной публикационной активности в естественнонаучных областях исследований Россия занимает десятое место, уступая лишь Китаю и США.

Россия занимает лидирующее положение, входя в первую пятерку стран, в ряде областей физики — математической, атомной, ядерной, прикладной. Позиции нашей страны сильны и в математике, органической и неорганической химии, геологии, оптике. В областях физики высокие места в том числе обусловлены интеграцией российских коллективов в крупные международные проекты (мегасайенс). В атомной, молекулярной и химической физике, ядерной физике, физике частиц и полей более половины публикаций российских ученых являются продуктом международных коллабораций..

В последние годы российская наука наращивала свою результативность, что отразилось в росте как числа статей в авторитетных научных журналах, так и удельного веса публикаций в общемировом потоке. Однако по совокупному числу публикаций в естественнонаучных областях Россия не изменила своего положения в рейтинге.

Тем не менее, Россия остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке. В 2016 г. численность исследователей (в эквиваленте полной занятости) составила 428.9 тыс. чел. По этому показателю Россия уступает только Китаю, США и Японии.

В рамках реализации задач нацпроекта «Наука» в стране предстоит создать самую передовую инфраструктуру и базу для научных исследований и разработок, включая развитие сети уникальных научных установок класса "мегасайенс" и обновление на 50 процентов приборной базы. Так же будет сформирована единая система подготовки научных и научно-педагогических кадров, которая бы обеспечивала комфортные условия для молодых ученых и исследователей, которые смогут создавать научные лаборатории и конкурентоспособные на мировом уровне научные коллективы и коллаборации.

В частности, планируется усовершенствование механизмов обучения в аспирантуре по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, открытие центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий, увеличение доли молодых исследователей, работающих в организациях, ведущих исследования и разработки.

Все это потребует серьезного увеличения материального базиса научно-технологической сферы. Но важнейшим условием обеспечения достаточного финансирования научных программ и проектов является существенное увеличение доли внебюджетного финансирования. В этой связи запланированы меры по привлечению внебюджетных средств в исследования и разработки – создание НОЦ, агробиотехнопарков, центров компетенций НТИ и т.д.

Признанным примером тесной интеграции образования, науки и наукоемкого, инновационного бизнеса является МФТИ. В институте функционирует система базовых кафедр и осуществляется обучение в рамках реализации реальных научных проектов. Еще одна модель успешной кооперации образования, науки, технологических разработок и реального сектора экономики – опыт Санкт-Петербургского политехнического университета. Вуз также располагает очень разветвленной сетью базовых кафедр, но сегодня основой эффективного взаимодействия научных, образовательных и промышленных организаций стал Центр компетенций НТИ СПбПУ.

Несмотря на то, что уровень и результаты научных исследований в формате международной конкурентоспособности не ставились как ключевые индикаторы вузам еще одной категории – региональным опорным университетам, их стратегии, скорее ориентированы на решение задач региональной экономики, их опыт реализации программ развития в течение 3 лет показывает, что и эти вузы ставят и решают амбициозные задачи и решают их. Центры превосходства, которые Орловский ГУ заявил в своей программе («Биомедицинская фотоника» и Университетская клиника «Трансляционная медицина») продемонстрировали себя как стратегические проекты не только для региона, но и на международном уровне. Во-многом, это произошло за счет кооперации с ведущими научными и образовательными организациями в этих сферах.

Опорный Алтайский государственный университет им. Ползунова также ориентирован на решение реальных региональных задач развития и работает, исходя из специфики региона на направлениях биофарминдустрии и агробиотехнологий.

Обеспеченность высококвалифицированными кадрами высокотехнологичных предприятий, получение востребованных современных компетенций – управленческих, профессиональных не только в ведущих университетах страны, но и за рубежом может быть реализована, в том числе, при поддержке федеральной программы «Глобальное образование», которая реализуется Бизнес-школой «Сколково». Программа уже сопровождает российских участников, перед которыми поставлена задача укомплектования высококвалифицированными кадрами организаций-работодателей, в том числе зарегистрированных на территориях опережающего социально-экономического развития, расположенных на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.
Источник:  http://minobrnauki.gov.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~A6JpS


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник