Новые вызовы — новые решения - Информационный портал

Новые вызовы — новые решения

Фото: © ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова

Фото: © ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова

3 Августа 2021

Новые вызовы — новые решения

Интервью с ректором Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова) Сергеем Олеговичем Барышниковым.

— Уважаемый Сергей Олегович, учебный год подходит к концу. Расскажите, пожалуйста, как повлияла пандемия на учебный процесс в университете?
— 2020/2021 учебный год прошел под знаком борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Университет столкнулся с новыми вызовами, обусловленными переходом на дистанционный формат обучения и работы. Нужно было адаптировать студентов и преподавателей к работе в новых условиях и не допустить снижения качества образования. Несмотря на все трудности, с поставленными в начале года задачами мы справились.
С 1 сентября 2020 года вуз перешел на смешанный формат обучения: одни программы реализовывались в очном формате, другие — в дистанционном. С 15 июня 2021 года, из-за осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге, промежуточная аттестация обучающихся проводилась с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Государственная итоговая аттестация проводится в смешанном формате. Важно отметить, что объективные проблемы, связанные с пандемией, не повлияли на контингент обучающихся: его удалось сохранить на уровне прошлого года.

— А как в новых условиях организована практика студентов? Помогает ли вуз с трудоустройством выпускникам?
— Учебные и производственные практики осуществляются на основе договоров между университетом и профильными организациями. В 2020–2021 учебном году мы заключили 450 таких договоров, из которых 23 долгосрочных. Мы постоянно рассказываем студентам о требованиях и условиях прохождения практики, а также организуем встречи с представителями компаний, чтобы помочь ребятам устроиться на работу, например, в «Мурманский морской торговый порт», «Морское кадровое агентство», «Петролеспорт» и другие компании.
Чтобы решить вопросы трудоустройства выпускников, сотрудники университета участвуют в мероприятиях Комитета по труду и занятости населения и Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга, Службы занятости Санкт-Петербурга.
В течение 2020/2021 учебного года мы готовились к проверке комиссией Министерства транспорта РФ с целью признания подготовки членов экипажей морских судов. Выездная проверка состоялась 25–26 марта 2021 года, и сейчас завершается работа по устранению замечаний.
В первом полугодии 2020/2021 учебного года были завершены все программы плавательной практики, включая 133-дневное плавание парусного учебного судна (ПУС) «Мир» с нашими студентами на борту (всего 259 человек).
Сейчас на ПУС «Мир» в открытом море без заходов в иностранные порты с целью исключения контактов практикантов и членов экипажа с посторонними лицами успешно проходят практику 115 обучающихся ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова совместно со студентами Волжского государственного университета водного транспорта.
Ограничения из-за COVID-19 по-прежнему продолжают сдерживать процесс организации практик, а судоходные компании и кадровые агентства воздерживаются заранее планировать календарные графики проведения практик с университетом и зачастую не отвечают на запросы, а переходят к предоставлению мест на судах по индивидуальным обращениям обучающихся, исходя из текущей складывающейся кадровой конъюнктуры и потребности судовладельцев в плавсоставе. По-прежнему основными препятствиями остаются: ограничения авиасообщения между странами, карантинные мероприятия с экипажами судов, режим бюджетной экономии судоходных компаний и другие. Однако есть и хорошие новости.
В текущем году, по сравнению с прошлыми годами, значительно увеличили количество программ приема практикантов такие компании, как «Совкомфлот» (78 мест), Teekаy (21 место) и Coban (30 мест).
Эксперты университета внесли свой вклад в работу по обновлению нормативной базы подготовки и дипломирования членов экипажей судов.
Сотрудники учебной флотилии спортивных парусных судов ГУМРФ участвовали в учебной практике судоводителей первого курса Института «Морская академия», практической подготовке слушателей курсов яхтенных рулевых, дистанционных занятиях в рамках парусной секции для обучающихся. Яхты учебной флотилии использовались для проведения практических занятий, проводимых Институтом дополнительного профессионального образования (ИДПО).

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности ИДПО.
— Дополнительное профессиональное образование является важным направлением деятельности ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова. ИДПО осуществил повышение квалификации и переподготовку более 18 000 человек. В реализации 275 учебных программ было задействовано 332 сотрудника университета и привлеченные эксперты предприятий и организаций морского и внутреннего водного транспорта.
Мы расширили спектр программ повышения квалификации для специалистов, работающих на арктических проектах, разработали более 10 новых программ обучения, перевели около 70 учебных курсов в дистанционный формат, ввели в эксплуатацию ряд новых тренажерных комплексов для подготовки специалистов морского, внутреннего водного транспорта и нефтегазовой индустрии.
В ИДПО реализуется конвенционная тренажерная подготовка курсантов и студентов как для прохождения первой плавательной практики, так и для дипломирования в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. Морской учебно-тренажерный центр в сотрудничестве с Институтом «Морская академия» и Колледжем ГУМРФ провел более 6 000 «подготовок». Работа продолжается и сейчас.

— В каких округах находятся филиалы университета и как их деятельность вписывается в общую стратегию университета?
— Мы стремимся усовершенствовать образовательный процесс в филиалах и предоставить возможность жителям регионов получить качественное профессиональное образование. Деятельность ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова охватывает Северо-Западный и Центральный федеральные округа и представлена восьмью филиалами: Арктическим морским институтом имени В. И. Воронина (АМИ, Архангельск), Беломорско-Онежским филиалом (Петрозаводск), Велико-Устюгским филиалом, Воронежским филиалом, Котласским филиалом, Московской государственной академией водного транспорта (в процессе ликвидации), Мурманским филиалом, Печорским речным училищем, также в структуру университета входит Колледж ГУМРФ.
Помимо основных профессиональных образовательных программ филиалы реализуют программы дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки.
Одним из значимых моментов в деятельности филиалов является наличие соглашения с Министерством транспорта РФ о наделении полномочиями в части подготовки членов экипажей морских судов. Из шести филиалов, реализующих программы подготовки плавсостава, признание на подготовку членов экипажей морских судов имеют АМИ и Мурманский филиал.
Важно отметить, что в 2021 году утверждены новые федеральные образовательные стандарты нового поколения для специальностей членов экипажей морских судов и судов внутреннего водного транспорта, обучение по которым должно начаться с 1 сентября 2021 года.

— Расскажите о результатах научно-инновационной деятельности вуза.
— ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова выполнил значимые научно-исследовательские работы по научному сопровождению проектов строительства объектов инфраструктуры и флота, развитию безэкипажного судоходства, в том числе в сотрудничестве с Администрацией «Волго-Балт», изучению русловых процессов и гидрологии, обеспечению безопасности судоходных гидротехнических сооружений. По результатам исследований сотрудники университета получили 17 патентов на изобретения и семь патентов на полезные модели; подготовлены и отправлены материалы 19 заявок на выдачу патентов РФ.
Завершена научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа в рамках субсидии на выполнение государственного задания по теме «Разработка концептуального проекта по созданию на внутренних водных путях Российской Федерации тестовой акватории для проведения испытаний технических средств безэкипажного водного транспорта». Создана действующая модель технического средства со специальным плавучим средством навигационного обеспечения для осуществления информационного обеспечения проведения натурных испытаний безэкипажных судов на тестовой акватории «Беспилотник».
Продолжились исследования по международному проекту «Будущий потенциал внутренних водных путей» (INFUTURE), выполняемому по Программе приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия — Россия».
Мы провели девять международных, национальных, межвузовских научно-практических конференций, издали шесть выпусков «Вестника университета». Аспиранты и студенты участвовали в научно-практических конференциях и конкурсах научных работ, в том числе вошли в число победителей конкурса Министерства транспорта РФ «Молодые ученые транспортной отрасли».
За последние годы отмечается устойчивый рост количества публикаций и цитирований трудов научно-педагогических работников университета, прежде всего в международных системах Scopus/Web of Science.

— Какое подразделение отвечает за международную политику вуза? С какими зарубежными организациями сотрудничает университет?
— С целью координации и развития международной деятельности в университете был создан Совет по международной деятельности. У вуза — более 20 международных соглашений о сотрудничестве, из них 16 соглашений с зарубежными вузами, в их числе: Университет прикладных наук Юго-Восточной Финляндии (Финляндия); Шанхайский морской университет (Китай); Морской университет города Щецина (Польша); Ханойский университет науки и технологии (Вьетнам); Университет прикладных наук города Ювяскюля (Финляндия); Даляньский океанический университет (Китай); Университет города Сплит (Хорватия). В 2021 году подписано еще три соглашения с зарубежными партнерами, в том числе с представительством имени Конрада Аденауэра в России.
Университет является членом различных международных морских и иных ассоциаций (IAMU, EDINNA, IASST). В 2021 году ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова вступил в программу «Балтийский университет» (университетская сеть, состоящая из 225 университетов из 14 стран региона Балтийского моря).
В рамках международного сотрудничества проводится отбор курсантов Института «Морская академия» для прохождения плавательной практики и дальнейшего трудоустройства на борту иностранных судоходных компаний. В настоящее время осуществляется сотрудничество с шестью компаниями: Stena Bulk (Northern Marine Manning Services Ltd.), Великобритания; Stolt Tankers B.V. (Stolt-Nielsen Transportation Group), Нидерланды; Teekay Shipping Ltd., Великобритания; Dynagas Ltd., Греция; MOL Manning Service SA (MOL Mitsui O.S.K. Lines), Япония; Bernhard Schulte Shipmanagement (Flex LNG), остров Мэн. Университет привлекает на обучение по программам бакалавриата и магистратуры обучающихся из зарубежных стран.

— Сегодня образовательный процесс напрямую зависит от качества информатизации. Как этот вопрос решается в ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова?
— Одним из важнейших приоритетов деятельности университета является развитие единой электронной информационно-образовательной среды университетского комплекса и автоматизация основных видов деятельности.
Эта среда включает в себя систему дистанционного обучения (СДО «ФАРВАТЕР»), систему дистанционного предоставления контента (Образовательный портал, по состоянию на март 2021 года количество пользователей на портале составляет 26 815 человек), комплекс «облачных» ресурсов, образовательные и справочные ресурсы, электронно-библиотечные ресурсы Интернет, комплексную электронно-библиотечную систему, электронный каталог библиотеки, корпоративный портал, корпоративную электронную почту, облачное хранилище, автоматизированную систему управления «Университет», официальный сайт университета, сайт колледжа, сайт приемной комиссии, сайты институтов, филиалов и другие, например, сайт журнала.
Сотрудники Управления информатизации в 2020 году провели большую работу по технической поддержке реализации образовательной деятельности в онлайн-формате.
Управление информатизации совместно с профкомом студентов и курсантов сформировало команду «цифровых волонтеров», чтобы помочь преподавателям. Помимо внедрения новых технологий мы обновили материально-техническую базу.

— Расскажите о профориентационной работе, которую проводит университет.
— Нам есть чем гордиться и в этой области. Деятельность межведомственного Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей (МФРЦ ДОД) получила высокую оценку внешних экспертов. Практика проведения летних профильных смен в детских образовательных центрах «Артек», «Орленок» и в загородном центре «Зеркальный» по результатам конкурса Агентства стратегических инициатив и автономной некоммерческой организации «Открытое образование» вошла в топ-5 общественного признания и была включена во Всероссийский атлас лучших практик неформального образования. Авторский коллектив МФРЦ ДОД занял первое место в конкурсе Министерства просвещения РФ, посвященном выявлению лучших практик по обновлению содержания дополнительного образования детей с практикой историко-патриотических яхтенных походов «Паруса памяти», а также третье место в конкурсе Министерства просвещения РФ лучших методических практик «Панорама методических кейсов». Курсанты Колледжа ГУМРФ, нахимовцы, а также юные моряки Санкт-Петербурга и Ленинградской области участвовали в традиционном историко-патриотическом яхтенном походе «Паруса памяти». Первый этап похода состоялся с 12 по 14 июня 2021 года.
Мы продолжаем сотрудничать с «Морской школой» Московского района в организации морской практики для кадетов, мотивированных на поступление в университет. Следует также особо отметить деятельность МФРЦ ДОД по организации IV Всероссийской конференции по вопросам профориентации и патриотического воспитания школьников «Море — детям!», которая прошла на площадке «Недели образования» Московского международного салона образования при личном участии замминистра транспорта А. И. Пошивая, вице-губернатора Санкт-Петербурга И. П. Потехиной, а также руководящего состава Военно-Морского Флота, Росрыболовства и группы компаний «Росатома». Важным событием стало проведение круглого стола по популяризации арктических проектов среди молодежи и подростков в рамках юбилейного международного арктического саммита.

— Как была организована внеучебная и воспитательная работа в новых условиях?
— Начало нового учебного года вселяло надежду на возможно скорый возврат к традиционному очному обучению. Хотя сам День знаний прошел в уже знакомом онлайн-формате, последующие мероприятия показали, что и обучающиеся, и сотрудники соскучились по живому общению.
Основной упор мы сделали на работу с первокурсниками, чтобы вовлечь их в общественную, творческую и спортивную деятельность.
Среди ярких событий завершающегося учебного года — торжественный митинг, посвященный прибытию первого полярного конвоя «Дервиш» в Советский Союз во время Великой Отечественной войны; день солидарности в борьбе с терроризмом; «Рейс памяти» на Ладожском озере; участие курсантов в международной молодежной экологической акции «Чистый берег»; спортивный студенческий фестиваль «Готов к труду и обороне»; выезды на геодезическую базу Толмачёво, методические сборы и спортивно-патриотические слеты.
Все очные мероприятия проводились со строгим соблюдением Стандарта безопасности университета. Для этого пришлось отказаться от некоторых традиционных строевых элементов на Посвящении в курсанты первокурсников Института «Морская академия» и колледжа; на церемониях отправки и встречи курсантов университета и филиалов, проходивших учебную практику на паруснике «Мир», ограничивать количество участников на собраниях и сборах Совета самоуправления курсантов и студентов и творческих мероприятиях Курсантского и студенческого клуба.
В онлайн-формате прошли творческий конкурс первокурсников «Дебют», Слет отличников учебы, празднование Дня работника транспорта, церемония чествования лучших обучающихся по итогам 2020 года, творческий конкурс «Поднять паруса», празднование Дня защитника Отечества и Международного женского дня 8 марта и многие другие.
При соблюдении мер безопасности, в первую очередь — количественных ограничений, мы провели ряд мероприятий как в стенах университета, так и на свежем воздухе: День российского студенчества; День полного снятия фашистской блокады с города Ленинграда; День Победы; 145-летие «Морской академии»; весенний спортивный фестиваль; прорыв минной блокады Ленинграда (80 лет); День России; День памяти и скорби.
Идет подготовка к выпускам молодых специалистов по институтам, Всероссийскому выпускному транспортных вузов, Дню работников морского и речного флота, летней форумной кампании. Бойцы студенческого педагогического отряда «Компас» уже закончили первую трудовую смену в детском оздоровительном лагере «Гранд Детинец» и готовятся к следующим.
2020/2021 учебный год показал, что воспитательная и внеучебная работа в вузе успешно проводится как в привычном формате, так и в дистанционном.

— Назовите, пожалуйста, стратегических партнеров университета.
— Наши основные партнеры — «Совкомфлот», ПАО «Газпром», «Роснефть» и другие отечественные и зарубежные компании. Благодаря их поддержке мы издали учебники для подготовки специалистов по плавательным специальностям, перевели и отредактировали англоязычные версии научных статей нашего «Вестника», выплатили стипендии лучшим студентам и курсантам, а также кураторам, организовали научно-исследовательскую деятельность, усовершенствовали материально-техническую и учебно-методическую базы университета. Результат взаимодействия университета с партнерами — торжественное открытие 13 октября 2020 года брендированной аудитории «Совкомфлота», предназначенной для проведения конференций, семинаров и торжественных мероприятий, и брендированной аудитории судоходной компании Stena Bulk — еще одного нашего партнера — для подготовки и повышения квалификации судового персонала для работы на нефтяных танкерах компании в рамках проведения заседания попечительского совета ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова. Нас также поддерживает Фонд «Выпускники Макаровки в поддержку морского образования».

— Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?
— Необходимо ускорить введение в эксплуатацию зданий на Заневском пр., 5, чтобы новый учебный год ИДПО мог начать на этой площадке. В планах — продолжить реконструкцию зданий на Межевом канале, 2 и на 22-й линии ВО, д. 9.
Важные, в данном случае методические задачи — обеспечить выполнение конвенционных требований при подготовке курсантов плавательных специальностей по программам среднего профессионального образования в Колледже ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, а также сформировать стратегию развития филиальной сети с целью оптимизации расходов вуза. Мы постоянно совершенствуем образовательный процесс, поэтому мы приложим все усилия, чтобы привлечь на преподавательскую работу молодые кадры с опытом работы на морских судах и судах внутреннего водного транспорта. Подводя итог, хочу отметить стабильное финансовое состояние университета.
К сожалению, угроза коронавируса еще не отступила, в Санкт-Петербурге сохраняется сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка. В этих условиях обращаю внимание читателей газеты на необходимость своевременной вакцинации. Процитирую слова Президента РФ В. В. Путина: «Еще раз напоминаю, что прививаться — лучше, чем болеть». Берегите свое здоровье! Надеюсь, что следующий год мы проведем с вами в очном формате.

Беседовала Ксения РТИЩЕВА 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 8 (174) ИЮНЬ 2021
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~OqrXX


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время