Интеграция науки и образования: продолжая традиции Ж. И. Алфёрова - Информационный портал

Интеграция науки и образования: продолжая традиции Ж. И. Алфёрова

Фото: Александр Дивишин

Фото: Александр Дивишин

9 Ноября 2020

Интеграция науки и образования: продолжая традиции Ж. И. Алфёрова

Интервью с проректором по учебной работе Санкт-Петербургского национального исследовательского академического университета имени Ж. И. Алфёрова Российской академии наук (Алфёровского университета) Максимом Валерьевичем Мишиным.

— В 2018 году на съезде Российского союза ректоров в Санкт-Петербурге Президент России В. В. Путин привел в пример Академический университет им. Ж. И. Алфёрова в качестве учебного заведения, которое реализует современные подходы к формированию единого образовательного пространства. Расскажите, пожалуйста, как вузу это удается?
— Структура нашего университета, задуманная академиком РАН Жоресом Ивановичем Алфёровым, состоит из нескольких ступеней: лицей «Физико-техническая школа» (ФТШ), Академический университет им. Ж. И. Алфёрова, а затем логичным продолжением профессионального пути наших выпускников становятся ведущие научные центры как в России, так и за рубежом. «От школьника до доктора наук» — именно такой лозунг выдвигал Жорес Иванович. И это действительно реализуется на практике: большое количество сотрудников Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе РАН (ФТИ) — выпускники ФТШ, а некоторые из них окончили затем Алфёровский университет. Многие молодые ученые — сотрудники нашего университета — также являются выпускниками ФТШ. 

— Университет носит имя своего основателя — академика РАН Жореса Ивановича Алфёрова. Как вузу удается сохранять и приумножать его наследие?
— В университете всё связано с именем Жореса Ивановича Алфёрова. Во-первых, здесь продолжаются научные тематики, основы которых были заложены Жоресом Ивановичем и его группой: прорывные направления в области создания и применения полупроводниковых гетероструктур. Во-вторых, мы поддерживаем высокий уровень научных работ. И наконец, в-третьих, его идеи как выдающегося организатора образовательного процесса реализованы в ФТШ и Алфёровском университете. В этом году Жоресу Ивановичу могло бы исполниться 90 лет, в одном из его кабинетов была организована мемориальная выставка. Кстати, там хранится и его нобелевская медаль.

— Главной задачей университета заявлена интеграция науки и образования. Почему это кажется столь важным для Алфёровского университета и насколько успешно удается проводить эту интеграцию?
— Академический университет им. Ж. И. Алфёрова ориентирован на подготовку специалистов очень высокой квалификации, которые в дальнейшем работают именно в науке. В течение первых двух курсов наши студенты проходят сильнейшую физико-математическую подготовку, пожалуй, одну из самых сильных в городе. После этого они выбирают направление, по которому хотели бы специализироваться: теоретическая физика, нанотехнологии, нанобиотехнологии и другие. Начиная с третьего курса, студенты включаются в уже вполне серьезную научную работу по выбранным направлениям. Таким образом, студенты увлекаются исследовательской работой еще на младших курсах и затем работают как научные сотрудники, в том числе и в лабораториях университета. Защитив диплом бакалавра, они могут продолжить обучение в магистратуре нашего или другого университета. Уровень подготовки позволяет успешно поступать в магистратуру ведущих российских и зарубежных университетов, где требуются знания физики и математики. Большую роль в достижении таких результатов играет то, что в процессе обучения они работают с ведущими специалистами в своей области. Большинство преподавателей Академического университета являются активными учеными, 73 % профессорско-преподавательского состава имеют научную степень кандидата или доктора наук, среди них 7 членов-корреспондентов РАН и академик РАН Роберт Арнольдович Сурис. Знания, которые наши преподаватели передают студентам, самые передовые и современные. Вообще, современные технологии — это сплав науки и практики. Любые технологии не могут существовать и развиваться без науки. Наши выпускники могут работать везде, и в том числе и в промышленности — на передовой создания современных электронных приборов.

— К слову, сейчас много говорят о том, что одна из приоритетных государственных задач — развитие российской электронной промышленности. Получается, что Академический университет им. Ж. И. Алфёрова тоже может внести свой вклад в решение этой задачи?
— Да, конечно. Мы готовим магистров по профилям «Нанотехнология», «Теоретическая физика твердого тела» и «Физика наноструктур». Направления, в которых работают лаборатории университета, захватывают широкий спектр задач современной микро- и наноэлектроники, оптоэлектроники, фотоники. Это и полупроводниковые квантовые точки, и квантовые ямы, плазмоника, метаматериалы, различные полупроводниковые лазеры, фотоэлементы, транзисторы с высокой электронной подвижностью и многое другое. По данным направлениям мы работаем на уровне мировых научных центров.

— А сотрудничает ли университет с международными структурами?
— Да, у нас очень много различных совместных научных проектов с Францией, Германией, Финляндией, Китаем, США, Великобританией, Израилем. Все наши сотрудники находятся в постоянной коллаборации с коллегами за рубежом, ездят на стажировки, конференции. Это типичная жизнь современного ученого. Без международного сотрудничества развивать мировую науку невозможно. В этот процесс вовлекаются и аспиранты, и студенты.

— Как ваш вуз преодолел трудности, связанные с пандемией и переходом на дистанционное обучение?
— По моему мнению, переход получился вполне удачным. С одной стороны, наши преподаватели достаточно быстро адаптировались к дистанционной работе со студентами, а с другой стороны, у нас преимущественно заинтересованные в получении знаний студенты, и поэтому, несмотря на всю сложность ситуации, они смогли быстро освоиться в новой реальности. Нам удалось поддерживать высокий уровень образования, и, более того, студенты успешно защитили дипломные работы. 
Сейчас мы предпринимаем превентивные меры, создавая резерв из онлайн-лекций. И надо сказать, эти лекции востребованы не только в нашем, но и в ряде других вузов города. Кроме того, студенты увлеклись работой по созданию дистанционных демонстрационных экспериментов по физике, созданных с помощью компьютерного моделирования. Тем не менее мы хорошо понимаем, что реальную экспериментальную работу в лаборатории заменить невозможно, и ищем пути компенсировать отсутствие практики в период ограничительных мер.

— Расскажите, пожалуйста, о лабораториях университета. 
— В университете работает несколько лабораторий: нанобиотехнологий; биоинформатики и математической биологии; нанофотоники; наноэлектроники; эпитаксиальных нанотехнологий; возобновляемых источников энергии. Во всех в непрерывном режиме ведутся экспериментальные работы, к участию в которых привлекаются и студенты. При этом мы не стремимся ограничивать студентов работой только в своих лабораториях: ребята работают и с нашими коллегами из ФТИ, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербургского государственного университета, Университета ИТМО, Петербургского института ядерной физики им. Б. П. Константинова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», а также в других научных и образовательных учреждениях города. 

— Расскажите, пожалуйста, о новом профиле обучения «Физика космоса», которое появилось в вузе в этом году. 
— До этого в вузе была кафедра астрофизики, которую возглавлял недавно ушедший из жизни академик РАН Дмитрий Александрович Варшалович. Его ученику, члену-корреспонденту РАН Александру Владимировичу Иванчику было предложено возглавить кафедру и сделать ее выпускающей. Кафедра физики космоса будет специализироваться в основном на научных направлениях, по которым работает ФТИ, — там в перспективе смогут применить свои знания наши выпускники. Предполагается подготовка специалистов очень высокого уровня, поэтому большого набора на этот профиль не планируем. В последнее десятилетие несколько нобелевских премий получены именно за космические исследования, это показывает интерес к этим проблемам. Человечество пытается узнать, как живет Вселенная, и поэтому подготовка профильных специалистов очень важна.

— Что представляют собой Зимняя и Летняя Алфёровские школы?
— Мы стремимся показать потенциальным студентам и магистрам, чем занимается и как живет Академический университет им. Ж. И. Алфёрова. Это неделя интенсивных проектных работ — лекций и совершенно уникальных экспериментальных работ, разработанных молодыми учеными и проводимых на суперсовременном оборудовании. Мы довольно успешно провели Зимнюю школу, особой популярностью пользовалось направление нанотехнологий и нанобиотехнологий. К сожалению, Летняя школа совпала с периодом пандемии, поэтому экспериментальную часть мы были вынуждены перенести. Среди участников наших школ ребята со всей страны, и с гордостью отмечу, что конкурс на участие в школе довольно высокий, 3–4 человека на место. 

— Проведение школы поможет сделать вуз известным в масштабе всей страны, не так ли?
— Да, вы правы. Алфёровский университет действительно редко фигурирует в медийном пространстве, поэтому нас не очень хорошо знают за пределами города. Сейчас мы пытаемся исправить эту ситуацию, и наши школы — хороший шаг в решении этой проблемы. Подобные мероприятия проводятся и другими вузами, но мы отличаемся тем, что проводим с участниками реальную экспериментально-исследовательскую работу, результаты которой вполне могут потом войти в научную публикацию.

— Лицей «Физико-техническая школа» признан одним из лучших учебных заведений России по результатам ЕГЭ выпускников и победам на российских и международных олимпиадах школьников. Как добиться такого качества образования?
— В 80-х годах группа сотрудников ФТИ решила создать школу, в которой обучались бы ребята, которым нравится физика и которые впоследствии собираются связать с ней свой профессиональный путь. Они поставили цель объединить в школе сильное физико-математическое образование, которое позволяет участвовать и побеждать в олимпиадах, и не оставить без внимания гуманитарную составляющую. Особенность ФТШ, выделяющая ее среди других физико-математических школ, состоит в том, что обязательной частью программы обучения является научная работа. Дети проходят практику в научных лабораториях, причем не только нашего вуза, но и других образовательных и научных учреждений города. Школьники представляют свои курсовые работы на конференциях в лицее, по результатам выходят сборники работ. Всё это закладывалось в основу ФТШ и реализуется на практике до сих пор. Обучение в ФТШ проводится с 8-го по 11-й класс, и поступить туда довольно сложно, но учиться интересно, хотя и трудно. Лицей проводит множество кружков, посещение которых позволит понять, стоит ли учиться в лицее, а также поможет подготовиться к поступлению.

— Много ли выпускников лицея стремится поступить в Академический университет им. Ж. И. Алфёрова?
— В этом году среди первокурсников — 10 % выпускников нашего лицея, это последствие непростого периода нестабильности в истории университета, который наступил после ухода из жизни академика Ж. И. Алфёрова. Сейчас мы преодолели кризис, и я надеюсь, что число выпускников лицея среди студентов будет расти. А вообще школьники поступают в университет со всей России. В вузе очень хорошие условия проживания: общежитие квартирного типа, перестроенное из бывшей гостиницы РАН и находящееся буквально в 10 минутах ходьбы от университета. Это, пожалуй, лучшее общежитие из всех, которые я видел. Здания самого университета, несмотря на свою нестандартную архитектуру, — это комфортная среда обитания для студентов, здесь есть комната отдыха, спорткомплекс, бассейн.

— Какие цели и задачи являются для вуза приоритетными?
— Во-первых, совершенствование цифровой среды вуза. Во-вторых, развитие международных связей. 
В идеале это совместные программы с ведущими западными вузами, программы двойных дипломов. Наконец, дальнейшая интеграция кафедр и научных лабораторий, расширение ареала экспериментальных площадок на институты РАН. Эти задачи не решить за короткое время, но мы готовы к этому и будем делать всё от нас зависящее для их успешного решения. 

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 8 (163) ОКТЯБРЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~NoXlb


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник