«Будущее наступает уже сегодня»

Фото: медиацентр ГУАП

Фото: медиацентр ГУАП

3 Декабря 2019

«Будущее наступает уже сегодня»

Интервью с ректором Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Юлией Анатольевной Антохиной.

— 24 октября состоялась конференция трудового коллектива ГУАП, главной темой которой стала новая программа развития университета на период с 2020 по 2024 г. Расскажите, пожалуйста, какие его направления развития будут стратегически важными для вашего вуза в ближайшие пять лет?
— В соответствии с уставом ГУАП, утвержденным 28 декабря 2018 г., программа развития университета на последующие пять лет принимается на конференции трудового коллектива после утверждения ее на ученом совете и согласовывается с Министерством науки и высшего образования. Программа охватывает все виды деятельности университета: образование, научные исследования, разработки, инновации, цифровизация всех процессов, а также регулирует вопросы кадровой политики, развитие инфраструктуры, распространение знаний в области технических и социально-экономических наук. Программа должна стать частью стратегии развития региона Санкт-Петербурга и разработана в логике реализации государственной образовательной политики России в области образования и науки. Реализуемые в ГУАП проекты позволяют решать задачи, направленные на повышение качества образования, исследований и разработок. Это основная линия программы, закрепляющей за собой на период до 2024 г. приоритетные направления развития, когда в ГУАП должны появиться «проекты прорыва». Мы выделили пять направлений развития университета, которые станут для нас приоритетными: мобильный интернет, автоматизация умственного труда, интернет вещей, облачные технологии, робототехника. Кстати, важно, что эти направления целиком перекликаются с компетенциями FutureSkills. 

— На недавно прошедшем Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне вы как раз выступали с докладом «FutureSkills в Санкт-Петербурге: карта реальности и стратегия 2022»…
— Да, действительно. И спасибо вам за то, что вы в вашей газете рассказали об этом очень важном для города двухдневном мероприятии, которое провел Комитет по науке и высшей школе. На салоне вузовское сообщество, представители Министерства науки и высшего образования, российские и иностранные эксперты обсудили наиболее острые проблемы высшего образования, существующие сегодня. Наш университет был представлен на салоне двумя стендами. На одном из них демонстрировались его образовательные программы, на втором — разработки Инженерной школы ГУАП. Это ¬реальные проекты — от умного дома до беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, с участием ГУАП была организована стратегическая сессия «Студенческие столицы: ключевые факторы продвижения», посвященная профессиям будущего, а если шире — тому, как претворить будущее в реальность. Основной тезис моего доклада на этой сессии — будущее наступило уже сегодня, пора перестать говорить о том, что случится когда-то, и начать говорить о том, что происходит сейчас в системе подготовки кадров. Профессии будущего — это уже не просто перечень специальностей на бумаге, а реальный набор навыков, которыми должны обладать все молодые специалисты — выпускники вузов, чтобы с первого дня работы на современном производстве без какой бы то ни было переподготовки, без получения дополнительных знаний о новейших технологиях, без дополнительного знакомства с работой предприя¬тия применять их на практике. Выпускники должны уметь работать с современными высокими технологиями — как правило, речь идет о технологиях hi-tech и digital. Профессии будущего — это необязательно новые профессии, это скорее новые навыки по тем специальностям, которые уже существуют в промышленности и индустрии сейчас. Эти компетенции всегда связаны с владением высокими технологиями и применением их на практике. Конечно, желательно, чтобы эти технологии были разработаны и внедрены на предприятиях отечественными разработчиками, это облегчало бы получение навыков во время учебного процесса и освоение компетенций проходило бы быстрее. Когда мы говорим о профессиях будущего, то должны четко понимать, что разговор идет не о рабочих, «ручных» специальностях, полученных по программе среднего профессионального образования (СПО), а о профессиях высокотехнологичной индустрии, обучение которым происходит по программам бакалавриата. Такие специальности требуют больше фундаментальной, технической и предметной базы, особенно если это касается инженерии. Современная высшая школа должна ориентироваться на результат в виде освоения студентами какого-то специализированного умения, профессиональной компетенции. Наличие конкретных точечных знаний, которые можно применить на конкретном технологическом производстве, — вот к чему нужно стремиться. Не хочу сказать, что сегодня это дается плохо, скорее не в том ¬объеме и не того качества, какого хотелось бы. Мы не сможем решить эту задачу без четких указаний со стороны промышленности. Если заказчик будет запрашивать от вузов четкие навыки и компетенции, которыми должен обладать выпускник; если у выпускника появится шанс в процессе обучения освоить новейшие технологии, которые применяются на производстве, тогда всё получится. Нужно стремиться к тому, чтобы предприятия принимали участие в подготовке специалиста не на последнем курсе его обучения или во время производственной практики, а уже начиная со второго курса или даже со второго семестра обучения. Процесс обучения должен быть предметным, ориентированным под конкретный проект, направленным на приобретение определенных знаний, навыков и компетенций.

— Открытие базовых кафедр помогает в решении этих задач или они — это не единственный путь?
— Вы знаете, я в большей степени выступаю за создание новых производственных лабораторий, а не базовых кафедр, работа которых, как показала практика, не всегда и не везде дает хороший результат. Есть бюрократические сложности, связанные с тем, что предприятию неинтересно «заходить» в учебный процесс с точки зрения учебного плана. Производственные лаборатории дают возможность обучать под конкретный проект или задачу, которые ставятся предприятием. Предприятию же совершенно необязательно знать, как составлен учебный план, думать о формальных вещах, таких как выполнение часов учебной нагрузки. Количество часов, необходимых для решения той или иной задачи, невозможно ограничить какими-то формальными рамками, и именно лаборатории дают возможность гибкого регулирования времени и, как следствие, более комфортной работы. В Инженерной школе ГУАП уже функционируют три такие лаборатории: лаборатория интернета вещей, лаборатория робототехники и совместная лаборатория кибербезопасности ГУАП-Infowatch. В этом учебном году мы планируем увеличить их число до шести и откроем лабораторию беспилотных летательных аппаратов, а также лаборатории, связанные с микроэлектроникой и приборостроением. Лаборатории не появляются по желанию вуза или как дань моде. Это всегда запрос промышленности, того или иного предприятия, которое ощущает потребность развивать новые компетенции, умения, дать конкретные знания будущему работнику. Вуз предоставляет только помещение и научно-педагогический состав, всё остальное — задачу, проект, оборудование, программное обеспечение, постоянное присутствие старшего мастера или наставника, контроль и качество выполнения — обеспечивают сами компании. Тематика лаборатории задается самими заказчиками — предприятиями, которые остро ощущают потребность отрасли в новых навыках, компетенциях у представителей новых профессий. В наших лабораториях активно используются методики, которые применяются в мировом движении WorldSkills, а точнее — FutureSkills.

— FutureSkills, насколько мне известно, стали вкладом России в мировое движение WorldSkills. Это направление сейчас активно развивается во всем мире или только у нас?
— Если говорить о мировом движении WorldSkills, то оно существует с 1953 г. и целями его создания в прошлом веке были популяризация рабочих профессий и повышение их престижа. Наша страна присоединилась к этому движению только в 2012 г., а три года назад Россия предложила ввести направление FutureSkills — соревнования по перспективным профессиям, востребованным в условиях высокотехнологичного производства и цифровой экономики. Они впервые прошли в рамках чемпионата WorldSkills в Казани в августе этого года; пока, правда, их результаты не вошли в общекомандный зачет. Была разработана линейка компетенций FutureSkills — порядка 25. Мы можем гордиться тем, что наша страна ввела в WorldSkills новое направление, которое сейчас набирает обороты во всем мире. На данный момент большинство победителей — ребята из России. Но нельзя быть уверенными в том, что на следующем чемпионате мы удержим лидерские позиции. Другие страны, которые оценили нашу инициативу, будут наращивать свой потенциал, так как все они заинтересованы в развитии современных высокотехнологичных компетенций.

— Недавно в ГУАП был открыт ряд новых площадок отборочных соревнований WorldSkills…
— В рамках Научно-образовательного салона действительно состоялось подписание соглашения между правительством города и Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» об открытии еще пяти российских площадок отборочных соревнований по стандартам WorldSkills в Санкт-Петербурге на базе ГУАП. 
В 2020 г. в нашем университете пройдут отборочные соревнования по следующим компетенциям: «Инженерия космических систем», «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности», «Интернет-маркетинг», «Машинное обучение и большие данные». Всего в ГУАП 11 компетенций FutureSkills, и я особенно радею за те из них, которые связаны с искусственным интеллектом (машинное обучение), цифровой метрологией, квантовыми технологиями, интернетом вещей в градации junior. Сейчас эта компетенция представлена только во взрослой линейке. Где как не в нашем городе разрабатывать, внедрять и предлагать всему миру новые компетенции FutureSkills? Санкт-Петербург — столица студенчества, здесь обучается около 10 % всех студентов России и сосредоточено более 10 % всех -научно-исследовательских мощностей страны. В движении WorldSkills есть европейская ветка EuroSkills, и этот чемпионат пройдет в нашем городе в 2022 г. Это большая честь для России и Санкт-Петербурга. Конечно, мы сейчас активно готовимся к этому чемпионату, но надо помнить, что его будут предварять еще два — EuroSkills в 2020 г. и WorldSkills в 2021 г., и я не уверена, что через два года линейка FutureSkills по-прежнему будет оставаться ноу-хау. Наверняка в ней заявят себя большее число участников, а количество новых компетенций FutureSkills, пожалуй, может и превысить количество существующих компетенций. 

— В рамках подготовки Санкт-Петербурга к чемпионату EuroSkills-2022 делегация ГУАП посетила город Йоэнсуу (Финляндия). Поездка была продуктивной?
— Для достойного участия в чемпионатах WorldSkills и EuroSkills необходимо понимать проблемы, которые интересуют не только нашу промышленность, но и зарубежную. Мы должны знать, чем дышит мировая промышленность. Наши иностранные партнеры помогают нам в этом. В Финляндии мы обсудили среди прочего и разработку компетенций FutureSkills в области мехатроники, автоматизации, робототехники. В рамках сотрудничества с Global Education Park Finland были предложены проекты по беспилотным авиационным системам и робототехническим комплексам для диагностики электрооборудования, разработке курсов виртуальной/дополненной реальности по эксплуатации нетрадиционных источников энергии и электрооборудования, разработке системы управления электроэнергетическим комплексом с нетрадиционными источниками энергии, обмену студентами по направлению «Организация и управление наукоемкими производствами» (Karelia University of Applied Sciences), анализу и обмену лучшими практиками взаимодействия со школьниками и абитуриентами (UEF Teacher Training School). И можно с уверенностью сказать, что работа нашей делегации была весьма продуктивной.

— Как еще город готовится к предстоящему чемпионату EuroSkills?
— Сейчас ведется серьезная подготовка, и именно этому был посвящен ряд совещаний в ГУАП с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга Владимира Княгинина, фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”», а также представителей колледжей, вузов, крупных компаний. Владимир Княгинин поставил перед представителями ведущих образовательных организаций Петербурга вопрос о трансформации системы подготовки кадров, ориентированной на промышленные и технологические стандарты, кейсы и задачи индустрии. Именно такая образовательная технология заложена в сути движения и чемпионатов WorldSkills. Я уверена, что мы, специалисты, ответственные за подготовку кадров для современной индустрии, можем повлиять на всю систему образования. Мы хотим при поддержке правительства города к 2022 г. сформировать новые подходы к формированию профстандартов, отвечающих на реальные запросы промышленности. На одном из последних совещаний мы подвели итоги прошедшего в Казани чемпионата WorldSkills. Национальная сборная России завоевала 14 золотых, 4 серебряные, 4 бронзовые медали и 25 медальонов за профессионализм, обеспечив себе второе место в медальном зачете. Надо сказать, что для России это огромный рывок. Как я уже говорила, мы включились в движение WorldSkills в 2012 г., и на первом для себя чемпионате в 2013 г. не получили ни одной медали, заняв последнее 41-е место. В 2015 г. команда России на мировом чемпионате в Сан-Паулу оказалась уже на 14-й позиции по баллам, получив 6 медальонов за профессионализм, но не получив при этом ни одной призовой медали. В 2017 г. команда WorldSkills Russia приняла участие в мировом чемпионате, проходившем в Абу-Даби, где вошла в пятерку лидеров, получив 12 медалей. Отмечу, что на проходившем в 2018 г. чемпионате в Будапеште EuroSkills наша команда вышла на первое место в медальном зачете и на первое место по баллам. И вот спустя год мы продемонстрировали блестящий результат на мировом чемпионате в Казани. Вы только представьте, какой уровень профессионализма и мастерства мы продемонстрировали международным экспертам! В чемпионате участвовали 63 страны, все испытания проводились на языке международного общения — английском. И наши ребята вырвались в лидеры! Это показатель того, как учреждения среднего и высшего профессионального образования изменили методики подготовок к предметам, выработали необходимые компетенции и навыки, чтобы на чемпионате решать задачи мирового индустриального значения. Этим, безусловно, можно и нужно гордиться.

— ГУАП активно участвует в движении WorldSkills, а какие еще вузы нашего города вовлечены в него?
— Мы действительно активно вовлечены в это мировое движение. Нам бы очень хотелось, чтобы и другие вузы присоединились к нам. К сожалению, до сих пор приходится бороться со стереотипом, что в движении WorldSkills речь идет только о рабочих профессиях. Еще полгода назад этот стереотип был силен, сейчас ситуация меняется, мы видим заинтересованность президента РФ В. В. Путина в развитии этого движения. Вузы начинают понимать, что речь идет не только о рабочих профессиях. Не зря именно Россия предложила новое направление FutureSkills, которое пока пусть и не входит в общий командный зачет, но уже введено в мировой чемпионат, а это значит, что оно интересно индустрии на мировом уровне, этот запрос понятен и нужен. ГУАП одним из первых в Санкт-Петербурге вошел в межвузовскую ассоциацию FutureSkills в России и сейчас пытается своим примером показать вузам города, что участие в этом движении интересно и необходимо им всем, а не только высшим учебным заведениям, имеющим в своей структуре СПО. Методики WorldSkills хорошо ложатся в учебный план, процесс обучения и становления навыков. При этом создание учебных лабораторий становится важной частью процесса обучения. И, судя по всему, всё предпринятое в этих рамках принесло результат, иначе национальная сборная России не вошла бы в тройку мировых лидеров, заняв такое важное второе место.

— ГУАП выступил с инициативой создания сетевого центра новых и высокотехнологичных компетенций (Future/Hi-tech Skills) в Санкт-Петербурге. 
— Да, этой инициативе уже год, и мы на¬деемся, что скоро она будет реализована. Когда мы провели ряд совместных установочных сессий и встреч с представителями власти города, руководителями учреждений среднего и высшего профессионального образования, то пришли к выводу, что такой центр необходим. Нужна единая точка, в которой аккумулировалась бы информация о количестве существующих компетенций FutureSkills, о том, какие учреждения этими компетенциями занимаются, какие есть команды, потенциальные заказчики и так далее. Важно было бы собрать всю имеющуюся информацию по экспертам, которые могли бы контролировать и оценивать подготовку команд. Вообще нужно создавать общероссийскую базу данных по экспертам во всех существующих компетенциях. Сетевой центр поможет создать карту компетенций и имеющихся ресурсов образовательных организаций города по теме Future/Hi-tech Skills. Однако регион не может открыть такой центр, не согласовав его с Союзом WorldSkills Russia, и нам еще предстоит это сделать.

— Недавно команда ГУАП победила на VI национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills (Hi-tech Skills). Тяжело ли далась эта победа?
— С 28 октября по 1 ноября в Екатеринбурге проходил VI национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills (Hi-tech Skills). Команда ГУАП по компетенции «интернет вещей» действительно возглавила турнирную таблицу чемпионата. Экспертом и тренером команды выступал магистр института информационных систем и защиты информации ГУАП, победитель финала национального межвузовского чемпионата по стандартам WorldSkills Андрей Смирнов. Мы гордимся победой, ведь в соревновании участвовали 700 конкурсантов из 53 регионов России, а также представители КНР и Бразилии.

— В ГУАП в рамках Российской недели роботизации прошел чемпионат по мобильной робототехнике. Расскажите, пожалуйста, чем он был интересен?
— Российская неделя роботизации прошла в рамках аналогичной европейской, которая проводится с 2011 г. В рамках этого мероприятия по всей Европе множество организаций предлагают различные семинары, встречи, конференции, связанные с робототехникой, подчеркивая растущую важность этого направления и значимость его развития в науке, технике, инженерии, математике и информационных технологиях. Чемпионат по мобильной робототехнике впервые прошел в ГУАП на базе нашей Инженерной школы и завершился 24 ноября. В соревнованиях приняли участие команды ребят в возрасте от 7 до 18 лет из ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района, школы № 495 и организаций среднего профессионального образования Московского района. Участники выполняли задания, направленные на развитие командного взаимодействия и демонстрацию собственных возможностей. В первый день олимпиады от участников требовалось собрать мобильного робота непосредственно на площадке, запрограммировать и продемонстрировать его возможности. Во второй день ребята выполняли задания, включающие полностью автоматический режим работы, без непосредственного управления роботом. Победителя определило компетентное жюри, а именно участники и призеры соревнований WorldSkills по компетенции «мобильная робототехника». 
В итоге в возрастной группе до 14 лет второе место заняли ученики школы № 495 Московского района, а на первом и третьем местах оказались команды, представлявшие ДДЮТ Фрунзенского района. В старшей возрастной группе третье место у представителей факультета СПО ГУАП, а первое и второе места — у команд ДДЮТ Фрунзенского района.

— Если продолжить тему робототехники, то стоит, наверное, отметить успех студентов ГУАП на конкурсе «Робофабрика»... 
— В нашем университете есть ряд подразделений, которые занимаются направлениями, связанными с робототехникой, — институт инновационных технологий в электромеханике и робототехнике, лаборатория в Инженерной школе и Инженерный гараж. Мы все больше углубляемся в направление промышленной робототехники, вуз заинтересован в крупных индустриальных партнерах и заказчиках в этом направлении. Любая победа в сфере робототехники является признанием того, что наш обновленный учебный курс робототехники дает нужный результат. Магистры института инновационных технологий в электромеханике и робототехнике А. А. Михайлов и А. П. Янин под научным руководством директора Инженерной школы ГУАП С. В. Солёного и профессора кафедры электромеханики и робототехники С. А. Серикова представили проект «Робототехнический протез руки с инерциальной системой управления», который позволяет контролировать положение и ориентацию кисти в пространстве. Это очень интересный проект. Сейчас разрабатываются протезы, которые управляются с помощью нейронных сигналов, которые подает мозг. Это сложно, дорого и не всем доступно, а наш проект устроен более просто, и уже через короткое время его можно будет внедрить в производство. 

— Если продолжить разговор об интересных разработках вашего университета, то можно вспомнить уникальный тренажерный комплекс для РЖД. 
— Наш университет тесно сотрудничает с главным перевозчиком страны. Руководство РЖД обратилось к нам с такой проблемой: им приходится покупать настоящие вагоны для восстановления и совершенствования знаний специалистов, а также проведения аттестации сотрудников, а это, как вы понимаете, требует значительных затрат. Основная идея нашего проекта — полностью смоделировать то, как осмотрщик-ремонтник обходит вагон и выявляет неисправности в виртуальной ¬реальности. Кроме того, симулятор позволяет моделировать нестандартные ситуации, которые сложно осуществить в реальных условиях, например пожар или взрыв. Инженерная школа ГУАП и лаборатория компьютерной графики, виртуальной и дополненной реальности при взаимодействии с представителями производственного сектора уже разработали прототип тренажерного комплекса в рамках проекта «Цифровая железная дорога», который будет решать поставленные задачи и позволит РЖД изрядно сэкономить. Курировал создание прототипа тренажера главный инженер Октябрьской железной дороги Виталий Попов, который уверен в том, что этот совместный проект станет отправной точкой для долгосрочного сотрудничества его организации и ГУАП. Стоит отметить, что наш университет — единственный вуз Петербурга, представивший свои проекты на выставке «Инновационные технологии» в Центре деловых связей РЖД. 

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 10 (153) НОЯБРЬ 2019

Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~VM22r


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник