Б. П. Бещев — великий железнодорожник

31 Декабря 2018

Б. П. Бещев — великий железнодорожник

В рамках Бетанкуровского международного инженерного форума в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) прошла Международная научно-практическая конференция «Б. П. Бещев: выдающийся выпускник, великий железнодорожник».

Конференция посвящена 115-летию со дня рождения выпускника Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне ПГУПС), Героя Социалистического Труда, министра путей сообщения (1948–1977 гг.) Бориса Павловича Бещева.
Конференцию открыл ректор ПГУПС А. Ю. Панычев. Он отметил, что Б. П. Бещев входит в плеяду выдающихся выпускников нашего вуза, которых сегодня мы называем наследниками Бетанкура. По словам Александра Юрьевича, для того чтобы оценить происходящее сегодня, зачастую нужно оглянуться назад.
Трудно переоценить вклад Б. П. Бещева в развитие отечественных железных дорог. В течение почти 29 лет он бессменно возглавлял железнодорожную отрасль СССР. За это время под началом Бещева была осуществлена крупномасштабная реконструкция советского железнодорожного транспорта, перевод железных дорог с паровозной на тепловозную, а затем и электрическую тягу, ручные стрелки заменены на диспетчерскую электроцентрализацию, внедрены автоблокировка, маршрутизация перевозок, впервые в стране запущены тяжеловесные и сдвоенные грузовые поезда, проведены проектно-изыскательские работы и начата реконструкция Байкало-Амурской магистрали. В период его руководства отраслью грузооборот железнодорожного транспорта в Советском ¬Союзе вырос в 8 раз.
Первая электрифицированная железная дорога появилась в СССР в 1926 г. Отставание от других стран было заметным, качественным. Рывок в деле перевода железных дорог СССР на прогрессивные виды тяги — тепловозную и электрическую — был подготовлен и осуществлен Б. П. Бещевым.
В 1957 г. в стране был прекращен выпуск паровозов. Только за 1966–1970-е гг. на железные дороги поступило 2369 электровозов, 6106 секций магистральных теплово¬зов. «Если бы мы сохранили паровозную тягу, то железнодорожному транспорту потребовалось бы сжечь в 1970 году дополнительно 160 млн тонн каменного угля, а это составило бы ни много ни мало годовую выработку таких угольных бассейнов, как Кузнецкий и Карагандинский, вместе взятые… Эксплуатационные расходы увеличились бы на 17 млрд рублей», — объяснял Бещев необходимость модернизации в лекции «Научно-технический прогресс в железнодорожном транспорте», прочитанной в 1971 г. для ответственных работников министерств и Совета министров СССР.
Разработка Генерального плана электрификации железных дорог велась при активном участии Б. П. Бещева в глубокой тайне от Л. М. Кагановича, убежденного противника замены паровой тяги. Бывший нарком путей сообщения, оставивший к тому времени этот пост, еще имел большое политическое влияние, оставаясь членом Политбюро ЦК КПСС.
Б. П. Бещеву не раз приходилось вступать в конфликты с высшими руководителями страны. В 1957 г. Н. С. Хрущёв затеял реформу системы управления. Территория СССР была разделена на 105 экономических административных районов, в которых создавались советы народного хозяйства. Тогда общесоюзные и союзно-республиканские министерства, занимавшиеся вопросами промышленности и строительства, были большей частью упразднены, а подведомственные им предприятия и организации переданы в непосредственное подчинение местным советам народного хозяйства.
«МПС разваливать нельзя. Вся экономика сразу рухнет», — примерно такими словами, по мнению многих железнодорожников, отстоял свою отрасль от расчленения авторитетный министр путей сообщения СССР Б. П. Бещев. Он руководил железными дорогами страны при Сталине, Маленкове, Хрущёве и Брежневе. Б. П. Бещев провел укрупнение дорог: вместо 56 стало 26 крупных магистралей, подчиненных МПС.
Герой Социалистического Труда, награжденный семью орденами Ленина, выдающийся выпускник нашего вуза, Б. П. Бещев обладал твердым, независимым характером, был, по мнению многих, лучшим министром путей сообщения после П. П. Мельникова.
В работе конференции принял участие начальник Октябрьской железной дороги (1984–1987 гг.), первый министр путей ¬сообщения РФ (1992–1996 гг.), первый президент ОАО «РЖД» (2003–2005 гг.) Г. М. Фадеев, который поделился своими воспоминаниями о Б. П. Бещеве.
От имени Комитета по транспорту правительства Санкт-Петербурга участников конференции приветствовала директор Агентства внешнего транспорта А. В. Бахмутская.
Заведующий кафедрой «История, философия, политология и социология» профессор В. В. Фортунатов представил доклад «Ретроспектива жизни и деятельности Б. П. Бещева», подготовленный совместно с профессором этой кафедры И. П. Киселёвым. С докладами на конференции выступили руководитель НОЦ ПП ПГУПС А. А. Зайцев, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» Н. Л. Михальчук, заместитель директора Центрального музея железнодорожного транспорта Л. М. Ласточкина, директор Музея железных дорог России В. А. Одинцов, начальник кафедры военных сообщений Военного института (железнодорожных войск и военных ¬сообщений) А. А. Фомин и др.
По окончании пленарного заседания его участники ознакомились с выставкой, развернутой в Колонном зале университета, и посетили Учебный центр управления перевозками, которому решением ученого совета ПГУПС от 26 ноября присвоено имя Б. П. Бещева.

Ирина КАСАЛУДЗСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~RUDX9


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник