29 апреля исполняется 203 года со дня рождения Александра II - Информационный портал

29 апреля исполняется 203 года со дня рождения Александра II

Фото: пресс-служба  Президентской библиотеки

Фото: пресс-служба Президентской библиотеки

29 Апреля 2021

29 апреля исполняется 203 года со дня рождения Александра II

О роли Василия Жуковского в обучении Александра II рассказывают исторические материалы Президентской библиотеки.

«В 1818 г., в дни праздника Светлаго Христова Воскресения, в среду, 17 апреля, пушечный выстрел возвестил Москве о рождении в стенах Кремля Великаго Князя, а впоследствии Великаго Освободителя русскаго народа Государя Императора Александра II. <…> …Важнейшее дело, которым Государь Император Александр II воздвиг себе навсегда памятник в сердцах русскаго народа, – это дарование свободы миллионам русских граждан, целые века страдавших под гнётом крепостной зависимости», – говорится в издании «Император Александр II, государь-освободитель» (1885).
29 (17) апреля исполняется 203 года со дня рождения царя, о жизни и деятельности которого рассказывают исторические материалы, представленные в подборке «Александр II (1818–1881)» на портале Президентской библиотеки. Коллекция включает биографические очерки, исследовательские работы, воспоминания и выступления современников, посвящённые государю, а также раритетные фотографии царя и членов его семьи.
«История царствования императора Александра II, царя-мученика, незабвенного царя-освободителя» (1881) сообщает, что «в 1825 году Великий Князь Александр Николаевич, которому едва исполнилось 7 лет, через воцарение Его родителя, был объявлен Наследником Российскаго Престола и в это же время был назначен воспитателем к нему Жуковский».
Избранный в качестве наставника поэт Василий Жуковский так объяснял этот выбор в письме государыне императрице Александре Фёдоровне 1826 года, приведённом в сборнике Императорского Русского исторического общества «Годы учения его императорского высочества наследника цесаревича Александра Николаевича…» (1880): «…Я сам убедился, что обладаю некоторою способностью преподавать таким образом, чтобы привязывать Воспитанника к труду, развивать Его ум и внушать Ему охоту к занятиям». Жуковский составил план обучения великого князя, приняв на себя эту огромную ответственность. В 1827 году он писал своей племяннице: «По плану учения Великаго Князя, мною сделанному, всё лежит на мне. Все его лекции должны сходиться в моей, которая есть для всех пункт соединения; другие учителя должны быть только дополнителями и репетиторами».
Жуковскому, по его словам, было «поручено наблюдение за учебною частию», а нравственное воспитание возложено на генерала Карла Мердера, роль которого описана в историко-биографическом очерке «Жизнь царя – Освободителя императора Александра II» (1881): «Мердер выполнял свою святую обязанность до смерти, девять лет, находясь при своём царственном воспитаннике и успев сообщить характеру Великаго Князя, в то время как он ещё слагался, всю чистоту, ревность и ясность. Так что доброта сделалась, так сказать, прирождённым качеством Монарха».
В вышеупомянутом сборнике Императорского Русского исторического общества «Годы учения его императорского высочества наследника цесаревича Александра Николаевича…» собраны уникальные документы и материалы о воспитании и обучении будущего императора. Например, о выборе учителей для обучения юного наследника сообщается следующее: «в феврале 1828 года Император Николай I собирал комитет из приближенных к нему лиц для обсуждения вопроса, кому поручить преподавание наук Наследнику». Там же приводится и план обучения Александра, составленный Жуковским. «…Учение Великаго Князя предположено было распределить на 12 лет (с 8-ми до 20-ти) и разделить на три периода. Первый период – отрочество, от 8 до 13-ти лет; – учение приготовительное. <…> Второй период – юношество, от 13-ти до 18 лет, заключает в себе учение подробное. <…> Третий период – первые годы молодости, от 18-ти до 20-ти лет – учение применительное. В этот период Воспитанник более действует сам, нежели приобретает от наставника».
В документах сборника Русского исторического общества названы основные предметы, которые изучал воспитанник. До 1832 года это французский, немецкий, английский и польский языки, география, Закон Божий, арифметика, артиллерия и фортификация, рисование, гимнастика, затем – естественная история, историческая география, математика, физика, химия.
После второго периода обучения, в 1837 году, когда в соответствии с планом, составленным Жуковским, наступала пора «применительного учения», Александр отправился путешествовать по России, объехав 30 губерний. Как сообщается в издании «Император Александр II, государь-освободитель» (1885), великий князь писал одному из своих бывших наставников: «я своими глазами и вблизи познакомился с нашей матушкой Россиею и научился ещё более её любить и уважать. Да, нам точно можно гордиться, что мы принадлежим России и называем её своим отечеством».
Вслед за поездкой по России «наступил окончательный период учения, когда высшие государственные сановники приняли на себя раскрыть Наследнику Престола важнейшия знания, тесно связанныя с предстоявшею ему деятельностию Государя», причём юридические науки преподавал законотворец и реформатор Михаил Сперанский, а финансовые дисциплины – министр финансов Егор Канкрин.
Открывающие составленный Василием Жуковским «План учения его Императорскаго Величества…» слова «Цель воспитания вообще и учения в особенности есть образование для добродетели» характеризуют обучение великого князя, ставшего императором Александром II Освободителем, творцом масштабных либеральных Великих реформ.
Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~qudtn


Газета &laquo;Санкт-Петербургский вестник высшей школы&raquo;

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник