240-летие старейшей российской театральной школы

Фото: Фото: Сергей Леонтьев

Фото: Фото: Сергей Леонтьев

9 Марта 2020

240-летие старейшей российской театральной школы

Интервью с ректором Российского государственного института сценических искусств Натальей Владимировной Пахомовой.

— 2019 год стал знаковым для Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ): юбилейный для старейшего театрального вуза страны год совпал с объявленным в России Годом театра. Удалось ли воплотить в жизнь все то, что было намечено?
— Время пролетело быстро: мы провели огромное количество мероприятий. Вопреки опасениям всё сложилось, и на ученом совете нашего вуза было отмечено, что все наши планы претворены в жизнь на самом достойном уровне. Главный показатель успеха — аншлаги на всех юбилейных мероприятиях. Центральным событием юбилейного года стал торжественный концерт в Александринском театре, режиссером которого выступил наш выпускник Виктор Крамер. Ему удалось найти правильную тональность. Получился настоящий спектакль, который воссоздал атмосферу института-дома, каковым мы себя и позиционируем, атмосферу дружбы, уважения друг к другу и к своей alma mater. Гостями вечера стали наши выпускники, которые всегда с теплотой вспоминают студенческие годы. И даже наши друзья и партнеры почувствовали это единение и отметили, что праздник получился душевным и трогательным. Если говорить о других мероприятиях, то мы организовали выставку на Большой Морской улице, интерес к которой был очень велик. Мне даже кажется, что без нее улица опустела (смеется. — Прим. ред.). Как кусочки мозаики, праздничные даты — 240-летие института и отдельные юбилеи факультетов, кафедр и мастерских — создали единый торжественный орнамент. Например, 30-летие отметила мастерская В. М. Фильштинского. Помимо развлекательных мероприятий в течение года прошли разные конференции, в том числе и международные. Мы впервые провели Фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» / «Моховая и Ко», в котором участвовало пять институтов, и уровень постановок оказался очень высоким. Вообще, любой юбилей важен не только как способ привлечения внимания к организации, но и с точки зрения гармонизации внутренних взаимоотношений в коллективе. Наши преподаватели и студенты в очередной раз увидели, какой у нас замечательный вуз, какие у нас традиции. А ведь для студентов это особенно важно, потому что они должны осознавать, в каком прекрасном и даже великом месте обучаются. Мы гордимся тем, что справились и достойно провели юбилейный год. И в этой связи я не могу не отметить помощь Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Министерства культуры РФ, а также наших друзей и партнеров. 

— Вы упомянули I Фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» / «Моховая и Ко». Каковы перспективы его дальнейшего развития?
— Я надеюсь, что фестиваль станет ежегодным, но это зависит от финансирования. Первый опыт был действительно очень удачным. Наши коллеги из Российского института театрального искусства (ГИТИС) представили постановку оперы Б. Бриттена «Поворот винта» на сюжет одноименной повести Г. Джеймса. Екатеринбургский государственный театральный институт привез спектакль «Волшебник из страны OZ» по книге Л. Ф. Баума. Новосибирский государственный театральный институт показал комедию «Самоубийца» по одноименной пьесе Н. Эрдмана. Ярославский государственный театральный институт — «Я к вам травою прорасту…» по произведениям Г. Шпаликова. РГИСИ¬ представил на фестивале спектакль «Наш класс» по повести Т. Слободзянека, подготовленный мастерской В. М. Фильштинского. Это история учеников одной из школ маленького польского города, на долю которых выпала Вторая мировая война, поставившая бывших одноклассников по разные стороны баррикад. Спектакль был хорошо принят в Польше на фестивале Itself, и нас просят привезти его на польскую сцену снова. Следует сказать, что РГИСИ традиционно проводит несколько конкурсов, которые стали визитной карточкой института: «Поющая маска», «Пишу о театре», «Актерское мастерство языком пластики». Если говорить о последнем из перечисленных конкурсов, то его проведение стало возможным благодаря тому, что у нас очень сильная кафедра пластического воспитания. Меня всегда восхищает то, как преподают нашим студентам сценическое фехтование. Сейчас к постановке готовится спектакль «Три мушкетера», в котором они сумеют показать все свое мастерство. В Москве проводится фестиваль сценического фехтования «Серебряная шпага», и наши студенты показывают там себя очень достойно. 

— Получается ли у РГИСИ оставаться современным вузом и идти в ногу со временем? Иными словами — как найти правильный баланс между следованием традициям и новаторством?
— С точки зрения театрального искусства баланс находится просто: современный театр должен отвечать всем веяниям времени, но при этом хранить традиции нашей театральной школы. Такой же должна быть и подготовка артистов. Мы гордимся нашей исторической школой, традиционно серьезно подходим к подготовке артиста. Среди преподавателей института не только его штатные сотрудники, но и довольно много практиков театра, которые руководят подразделениями вуза, работают мастерами курсов и вторыми педагогами. Среди них много известных в городе деятелей сцены. Например, художественный руководитель-директор Малого драматического театра — Театра Европы Л. А. Додин является заведующим кафедрой режиссуры; художественный руководитель Александринского театра В. В. Фокин — деканом факультета мастерства сценических постановок. В числе ведущих педагогов: театральный режиссер и педагог, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке С. Я. Спивак (в 2020 г. он будет набирать новый актерско-режиссерский курс), известный театральный режиссер и педагог, художественный руководитель Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова А. А. Могучий (у него режиссерская мастерская) — и они реализуют в РГИСИ две совершенно разные творческие концепции, отличные друг от друга подходы. Вы знаете, что подготовка артистов в нашем институте представляет собой систему мастерских. Мы сотрудничаем с театрами, и это взаимодействие часто выливается в совместные курсы. Это та же мастерская С. Я. Спивака, мастерская недавно ушедшего из жизни основателя и художественного руководителя театра «Буфф» И. Р. Штокбанта. Как правило, выпускники совместных курсов после окончания вуза идут работать в эти театры. Один из ведущих педагогов РГИСИ В. М. Фильштинский всегда очень чутко реагирует на то, что происходит в современном театре. Именно поэтому многие его выпускники легко находят работу в ведущих театрах страны и более того — сами создают новые театры. У нас был совместный курс с Театром эстрады им. Аркадия Райкина, совместный вокально-музыкальный курс с «Петербург-концертом» для будущих артистов мюзикла. Сейчас жанр мюзикла переживает второе рождение, и пожалуйста — мы подготовили артистов. В следующем году выпускается курс А. В. Петрова, создателя и руководителя Детского музыкального театра «Зазеркалье». Кстати, об уровне музыкальной подготовки наших ребят говорит восторженный отзыв художественного руководителя Камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера» Ю. И. Александрова, который проводил для своего театра кастинг наших студентов. Генеральный директор Театра музыкальной комедии Ю. А. Шварцкопф тоже выбирает для театра наших выпускников. Большая заслуга педагогов РГИСИ в том, что выпускники нашего факультета музыкального театра и эстрадного искусства не просто хорошо поют, но и владеют навыками сценического движения, сценической речи. 

— Как вы и сказали, юбилей института объединил круглые даты в истории некоторых его структурных подразделений, в том числе факультета театра кукол — совершенно уникального подразделения, с которого началось профессиональное обучение кукольников в России. Расскажите, пожалуйста, чем живет факультет сегодня?
— Факультет театра кукол, или «куколки», как мы их называем, это нечто особенное. Во-первых, он действительно уникальный и самый крупный в России. А во-вторых, здесь готовят не только актеров, но и режиссеров, художников, технологов театра кукол. У нас с деканом факультета Н. П. Наумовым есть мечта: мы хотим сделать театр «под ключ». На выпускников факультета очень большой спрос, и сейчас мы ведем переговоры с регионами, предлагаем им подготовить кукольный театр полностью, включая и всю художественную часть, и продюсеров, и театроведов, остается только предоставить помещение. Факультет выпускает артистов очень высокого уровня, к нему относятся с большим уважением и интересом. В нашем Учебном театре сейчас с большим успехом идет пластический спектакль «Меtа-Андерсен», который поставила наш педагог Я. М. Тумина, замечательный режиссер и настоящий новатор и в петербургском, и в российском театральном пространстве. Некоторые сцены из этого спектакля были представлены на юбилейном вечере вуза. 
Наши студенты, помимо всего того, что должен уметь актер драматического театра, учатся работать с куклой. Скоро состоится выпуск совместного с Большим театром кукол курса Р. Р. Кудашова — главного режиссера театра. Порой мне кажется, что сотрудники факультета театра кукол — самые счастливые люди, ведь они всю жизнь играют в куклы. 

— Что представляет собой Мобильный студенческий театр кукол?
— Мобильный театр кукол — это идея факультета театра кукол. К счастью, на выделенные в рамках юбилея средства ее удалось реализовать, и мы только начинаем осваивать эту новинку. Это сборное театральное пространство, которое может располагаться на открытой площадке либо в помещении — в зависимости от погоды. Для кукольного театра нужны особые условия, и нам всегда трудно показывать спектакли на большой сцене Учебного театра, она имеет форму полукруга, и приходится закрывать боковые части. А когда речь идет о мобильном театре, играть можно в любом пространстве. Этот проект может многое сделать для города и области: наши студенты и так никогда не отказываются от участия в благотворительных проектах, например, часто выступают в больницах, социальных центрах, а с мобильным театром кукол возможности только расширяются. 

— В рамках юбилейного года было анонсировано открытие Межрегионального дистанционного портала «Уроки театра». Что он собой представляет?
— Да, мы уже начали работать над этим проектом, пока подготовлено только три программы, но мы будем увеличивать их количество. В перспективе будет создана студия со всем необходимым оборудованием для реализации онлайн-образования. Запущенные программы — «Исторический этикет XVI–XVIII вв.», «История пантомимы» и «Знакомство с театром» — могут быть интересны и взрослым, и детям. Помимо привлечения внимания к вузу портал создается для решения еще нескольких задач: развитие онлайн-образования, повышение квалификации, ведение профориентационной деятельности. Вы, наверное, знаете, что в стране реализуется национальный проект «Культура», цель которого — повысить качество и разнообразить культурную жизнь в регионах, сделать ее такой, чтобы она ничем не уступала столичной. Именно для этого запускается портал, а также открываются филиалы РГИСИ во Владивостоке, Калининграде и Кемерове. Мы благодарны Министерству культуры РФ за поддержку, благодаря которой нам удается осуществить эти важные, но при этом и весьма затратные проекты. Мы гордимся тем, что наш вуз был выбран для участия в реализации национального проекта. Помимо филиалов РГИСИ в регионах открываются филиалы известных музеев и театров, таких как Русский музей, Третьяковская галерея, Большой театр. И нам приятно оказаться в такой компании.

— На 2020 год запланировано открытие Школ креативных технологий в этих же регионах. Что они собой представляют?
— Школы запускаются также в рамках реализации вышеупомянутого нацпроекта и рассчитаны на то, чтобы помочь ребенку определиться с будущей профессией. В нашем случае это возможность для подростков попробовать себя в таких специальностях, как видеомонтаж, моушн-дизайн, видеография, анимация, звукорежиссура, операторское дело. Как вы видите, основной упор там будет не на факультет драматического искусства, а именно на театральные технологии. Школы запустятся с осени — у нас есть договоренности с городами, которые выделяют нам помещения. Это станет первым этапом реализации проекта по созданию филиалов. К 2024 году в Калининграде, Владивостоке и Кемерове будут построены здания для вуза, и мы начнем обучение по программам среднего и высшего образования. В России есть огромный дефицит специалистов, связанных с постановочным делом. Спрос на них очень высок. Хороший монтировщик — это больший дефицит, чем хороший актер. В Москве есть единственный колледж, который готовит этих специалистов. В нашем городе Академия танца Бориса Эйфмана в этом году впервые проведет набор на обучение театральным технологиям. Мы сейчас тоже работаем в этом направлении, у нас партнерские отношения с колледжем «Звездный», который в перспективе будет с нашей помощью готовить специалистов среднего звена, а в настоящий момент там уже набран курс звукорежиссеров.
 
— В РГИСИ работают программы дополнительного образования для взрослых и детей, такие как «Школа ораторского искусства для взрослых», «Школа ораторского искусства для старшеклассников», «Актерский тренинг оратора», «Научись снимать видеофильм», «Искусство делового общения». Как вы оцениваете их работу? Пользуются ли они спросом у жителей города? В чем их конкурентное преимущество перед аналогичными школами и курсами, которые повсеместно открываются в городе?
— Эти программы пользуются огромным спросом. Желающих обучаться всегда больше, чем мы можем принять. Самая популярная программа — ораторское искусство. К нам приходят и бизнесмены, которым нужно уметь выступать, и дети, которых приводят родители, понимающие, насколько это важно в современном мире — не бояться говорить и уметь это делать грамотно. У нас очень сильная кафедра сценической речи. Ее долгие годы возглавлял В. Н. Галендеев, а сейчас его сменила Л. Д. Алфёрова. Мы проводим ежегодную конференцию «Сцена. Слово. Речь», на которую приезжает много заинтересованных участников и слушателей. Если говорить о конкуренции с другими курсами или школами — мы ее совершенно не чувствуем. И нам эти структуры никак не вредят, вредят они скорее своим ученикам, ведь качество образования там иногда очень страдает.

— Принимал ли РГИСИ участие в проведении Международной театральной олимпиады?
— Театральная олимпиада в нашем городе стала событием действительно выдающимся. Только В. В. Фокин с его харизмой, энергией и авторитетом в профессиональном сообществе смог бы воплотить такую грандиозную идею. На олимпиаде работали наши волонтеры, мы непосредственно участвовали в открытии, провели Театральные ассамблеи, с марта по август проходила школа в «Артеке», которую мы организовали совместно с Александринским театром и Музеем театрального и музыкального искусства. В течение этого времени наши педагоги и студенты каждый месяц приезжали в лагерь с лекциями и мастер-классами. На Театральной олимпиаде наш вуз представил спектакль «Рассказ о семи повешенных» по повести Л. Андреева. Надо сказать, что олимпиада здорово взбудоражила город, и мы слышали совершенно разные отзывы на спектакли. Но прекрасно уже то, что многие страны привезли сюда свои постановки. Замечательно, что Международная театральная олимпиада прошла в Год театра. Все эти события привлекли внимание к искусству сцены. И итоги года были для нас удивительными и радостными: было реализовано или запланировано много важных проектов для театрального образования. Например, довольно долго мы пытались добиться возможности получения второго высшего бесплатного образования в творческой сфере, а именно получения профессии режиссера. Раньше эта возможность всегда предоставлялась бесплатно. Сейчас за это нужно платить, и у творческих вузов появилась проблема: профессии режиссера идут обу¬чаться дети, только закончившие школу, но ведь режиссер — это профессия осмысления, человек должен иметь за плечами какой-то жизненный багаж. И вот наконец-то мы добились того, что в Государственную Думу РФ внесен законопроект о том, чтобы для людей творческих профессий было сделано исключение и они могли бы бесплатно получить вторую профессию — режиссера, дирижера, композитора. Мы до последнего не верили в то, что это произойдет. 

— Учебный театр «На Моховой» — уникальное явление на петербургской театральной сцене…
— Театр существует при институте с 1962 года, а ранее — с 1922 по 1962 год — в этом здании располагался Театр юного зрителя (ТЮЗ) под руководствам А. А. Брянцева. И когда для ТЮЗа строили новое здание, сам Брянцев попросил о том, чтобы зал имел форму амфитеатра, к которой он привык во время работы в прежнем здании. А форма зала-амфитеатра тоже получилась неслучайно, ведь до 1922 года здесь находилось Тенишевское училище, где выступали и проводили литературные вечера и дискуссии А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин, А. Куприн, А. Ахматова, Н. Гумилёв, Д. Мережковский, М. Горький. На Моховой улице сейчас идут ремонтные работы, и поэтому, может быть, не так заметно, но фасад нашего Учебного театра уже отреставрирован, мы вернули исторический зеленый цвет воротам, обновили входную зону — и всё это благодаря поддержке Министерства культуры РФ. Получилось замечательно, настоящий северный модерн. А если говорить о наших спектаклях — мы гордимся ими. Иногда к нам бывают претензии с точки зрения репертуара, какой-то спектакль нравится больше, какой-то меньше, но мы, даже зная, что спектакль неидеален, все равно выпускаем его на сцену. Студент не виноват, что спектакль получился не так хорошо, как было задумано. Он все равно должен пройти практику, научиться общению со зрителем, почувствовать на себе дыхание зрительного зала. Ребята полностью отдаются работе над спектаклем, в них велика жажда творчества, они буквально живут этим. И театр действительно любим в городе. Мы держим уровень цен и не повышаем их. Репертуар театра «На Моховой» — вещь довольно сложная и динамичная, ведь это не репертуарный театр. Когда курс выпускается, постановка исчезает. Предыдущий спектакль, который шел с непременным аншлагом — «О мышах и людях» по повести Дж. Стейнбека (курс С. Д. Бызгу). Он был настолько успешным, что нам удалось несколько раз собрать актеров и показать его уже после выпуска курса. Надеемся, что и «Наш класс» мы сможем удержать на нашей сцене и некоторое время спустя после выпуска студентов курса В. М. Фильштинского. Однако мы понимаем, что придут новые студенты, будет другой материал и новые замечательные спектакли, которые будут собирать аншлаги.

— В СМИ много писали о реставрации главного корпуса РГИСИ. На каком этапе сейчас находятся реставрационные работы?
— Нам всегда есть чем гордиться, и реставрация — как раз один из таких поводов. Мы в каком-то смысле станем первопроходцами: главное здание института будет спроектировано с помощью BIM-модели. Это первый в России опыт применения такой технологии для восстановления исторического здания под современное использование. Надеемся, что все сложится, и уже осенью мы будем заниматься организацией переезда. Пока остается открытым вопрос о том, куда переедет вуз на время реставрации. Мы рассматриваем варианты. К 2024 г., когда заработают наши филиалы, институт должен быть в идеальном состоянии, потому что РГИСИ — головной вуз для всей этой системы. Я хочу отдать должное бывшему министру культуры РФ В. Р. Мединскому. Все решения о реставрации были приняты еще до того, как перед нами были поставлены глобальные задачи в рамках национального проекта «Культура». В течение двух лет мы рассчитываем отремонтировать общежитие, в наших планах продолжить работу над реставрацией театра и учебного корпуса по адресу Моховая ул., 33-35. 

— Нужно ли менять что-то в театральном образовании?
— Менять что-то радикально — это всегда опасно. Сейчас много говорят о модернизации образования вообще. Например, касательно аккредитации вузов: всерьез обсуждается вопрос о том, нужна ли она. Ведь аккредитация — это стресс для учреждения. Отслеживать качество образования важно, и сами институты в этом заинтересованы. Но возможно, это необходимо делать более продуманно и деликатно — не наказывать, а направлять, причем в доброжелательной форме. Наш вуз, к примеру, отчитывается о своей работе перед двумя министерствами — Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством культуры РФ, что само по себе неправильно и непродуктивно. Я активно выступаю за то, чтобы мы отчитывались только перед одной организацией. Надеюсь, это решаемо. Идея Правительства РФ о регуляторной гильотине — это, безусловно, позитивное решение, но оно требует очень взвешенного подхода, чтобы при пересмотре нормативной базы не «отсечь» важное и положительное.
Одно из отрицательных явлений для нашего вуза — снижение контрольных цифр приема. Два года назад нам значительно срезали их по всем специальностям. Сейчас заговорили об общей тенденции к увеличению контрольных цифр приема, что мы только приветствуем. Наш вуз обеспечивает всю Россию актерами, режиссерами, продюсерами, театроведами. В отношении творческих вузов не работают те же подходы, что и в отношении вузов технических. Сейчас очевидна тенденция перехода на целевые формы обучения. Но для творческих вузов это не работает. Мы готовим не просто спе-циалиста, но и интеллигентного человека. Понятно, что мы должны ориентироваться на то, какова потребность в специалистах творческих профессий в нашей стране, но меня никто не убедит, что у нас их перепроизводство. Возможно, в Москве ситуация иная, но в нашем вузе процент трудоустройства, к примеру, артистов драматического театра — 95,88 %. О каком перепроизводстве мы можем говорить? А ведь некоторые работают фрилансерами без трудовой книжки, это тоже нужно учитывать. В нашем городе только один профильный театральный вуз, и это РГИСИ. Я сейчас не говорю о тех вузах города, где готовят аналогичных специалистов, потому что не могу оценивать качество подготовки, которую там дают. Я отвечаю за наш вуз и утверждаю, что мы готовим профессионально, и наши выпускники востребованы. 

— В чем же особенность российской театральной школы?
— Чтобы понимать, что такое русский театр, нужно осознать одну замечательную вещь — его история насчитывает столетия, его традиции складывались на протяжении нескольких веков. Театр в России всегда был больше, чем театр. Особое отношение к нему началось еще с петровских времен. Театр был одним из способов пропаганды, но в хорошем смысле этого слова. Была поставлена задача: доступным народу способом рассказывать о победе русского оружия. Театр в России никогда не был только развлечением, отсюда и другая миссия театральной школы, отсюда и возникновение режиссерского театра, театра-дома. С другой стороны, театр был свидетельством прогрессивности общества, в котором есть свобода, люди могут выйти на сцену и выразить себя. Только в постсоветский период руководство страны не понимало, зачем нужен театр. Это привело к недофинансированию — театры выживали, как умели. Но выжили! Сейчас, к счастью, поняли, что без театра российская культура неполноценна. Это вселяет оптимизм. 
Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 2 (157) ФЕВРАЛЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Oxqgh


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник