145-летие Академии Штиглица - Информационный портал

145-летие Академии Штиглица

 Фото: Никита Андреев

Фото: Никита Андреев

31 Марта 2021

145-летие Академии Штиглица

Интервью с ректором Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица (СПГХПА им. А. Л. Штиглица) Анной Николаевной Кислицыной. 

— Уважаемая Анна Николаевна, что в художественно-промышленном образовании остается традиционно консервативным, а в чем оно подстраивается под современный художественный процесс в изобразительном и прикладном искусстве?
— Академия Штиглица имеет многолетнюю историю и бережно хранит традиции отечественного искусства и образования. Вуз гордится тем, что является родоначальником таких фундаментальных направлений, как декоративно-прикладное искусство, дизайн, монументальное искусство. Школа рисунка и живописи необходима каждому обучающемуся, при этом система художественного образования должна быть цельной и стройной. В образовательном процессе мы стараемся гармонично сочетать традиции и современные требования, прогнозировать тенденции развития.
Наши студенты и выпускники имеют фундаментальную художественную подготовку и создают работы в различных сферах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Совместно с профильными организациями они выполняют художественные проекты в керамике, стекле, иллюстрировании книг, монументальном искусстве. 
Художественно-промышленному образованию необходимо реагировать на требования и запросы реального сектора экономики: вводить новые профили подготовки по направлениям и специальностям, обновлять образовательные программы. 

— Во время нашей прошлой встречи вы сказали, что современное художественно-промышленное образование в первую очередь является практико-ориентированным. Как выстраивается сотрудничество Академии Штиглица с промышленными компаниями и студиями промышленного дизайна?
— Обучение студентов проходит в тесной взаимосвязи с профильными предприятиями. Целью подобного подхода является подготовка специалистов в интересах предприятий отрасли и экономики в целом. Мы постоянно вносим корректировки в программы подготовки, разрабатываем индивидуальные траектории «погружения» в специальность, используем проектный подход.
Кафедра промышленного дизайна сформировала несколько образовательных сценариев, которые позволяют: передавать компетенции студентам непосредственно от дизайнеров индустрии; включать студентов в профессиональное сообщество уже со студенческой скамьи; привлекать сотрудников смежных сфер к подготовке специалистов для конкретных компаний и отрасли в целом; продвигать студентов и выпускников кафедры на открытом рынке труда. Так, за последние годы «золотым стандартом» кафедры стало выполнение курсовых и дипломных проектов в интересах или под кураторством дизайнеров компаний, промышленных и транспортных предприятий, в коллаборации с научными и проектными организациями.
Студенты пишут курсовые и дипломные проекты под руководством дизайнеров ведущих мировых студий. Например, в этом учебном году наставниками группы первого курса транспортного дизайна в первом семестре были дизайнер Peugeot Глеб Данилов, а в весеннем семестре — дизайнер Audi Sport Иван Шматов. В разное время проекты курировали LADA, Volkswagen, Renault, Harman/Kardon, Anima Barcelona, Apollo, «Спортмастер» и многие другие.
Третий и самый сложный в реализации аспект — создание проектного практического блока. В подобной практике все дисциплины подчинены и обеспечивают основную и главную идею — сформировать качественного дизайнера-проектировщика. Так, например, студенты в процессе работы над учебными и курсовыми проектами рассматривают объект проектирования с позиции маркетинга, социологии, а не изучают отвлеченный теоретический курс. Работа с ведущими мировыми дизайн-агентствами мотивирует студентов изучать иностранные языки. Подготовка физических прототипов при работе с проектами одновременно помогает осваивать инструменты CAD-моделирования в рамках дисциплины «Компьютерное обеспечение дизайн-проекта». 
В результате реализации программы проектного обучения «Интеграция в индустрию» выпускники кафедры становятся еще более востребованными на рынке труда и интегрируются в профессиональное сообщество. О жизнеспособности дизайн-проектов студентов кафедры промышленного дизайна убедительно свидетельствует тот факт, что они регулярно становятся финалистами международных конкурсов дизайна: Гран-При Festival automobile international — 2015 (Париж), BMW Young Design Awards 2016 (Париж), MICHELINE Design Challenge 2017 (Монреаль), Гран-При Michelin Challenge Design — 2019 (Монреаль), национальный этап LEXUS Design Award 2017 (Moscow), Гран-При MICHELINE Design Challenge 2018 (Монреаль), Stanford Design Design Challenge 2019 (Stanford), Международный Sketchbattle 2019 (Париж), Europian Product Design Awards 2020 (Milano), национальный этап James Dyson Award 2020 Russia (Москва). Студенты — победители всероссийских конкурсов: III Международного конкурса молодых дизайнеров «Дизайн-Перспектива 2020» в рамках IV Форума молодых дизайнеров «Moscow Design Fest 2020», межвузовского конкурса идей и решений «Инженеры vs COVID-19» (Санкт-Петербург, 2020) и других.

— Вузы вернулись к очному обучению. Можете ли вы подвести итоги: чему научил этот непростой период дистанционного обучения? Можно ли извлечь из него какие-то плюсы, и если да, то в чем они?
— Для академии переход на дистанционное обучение был непростым. Следует сразу сказать, что даже в правовой части этого вопроса возникли трудности: согласно федеральному государственному образовательному стандарту по творческим направлениям и специальностям дистанционное обучение запрещено. К окончанию учебного года была внесена поправка в федеральный «Закон об образовании», позволяющая вводить дистанционное обучение в условиях пандемии. Это потребовало ввести новые нормативные акты академии и корректировать ранее утвержденные положения.
Для некоторых направлений, где широко применяются компьютерные технологии, переход на дистанционный формат был менее затратным и сложным. Перед руководством большинства кафедр возникли вопросы технического оснащения, поэтому мы закупили компьютеры, аудиогарнитуры, установили программное обеспечение. 
Подводя промежуточные итоги этого периода, можно отметить некоторый положительный опыт: повышение квалификации преподавателей и сотрудников в области IT-технологий, получение навыков работы в новом программном обеспечении; улучшение материально-технической базы кафедр и отделов; проведение приемной кампании в дистанционном формате с использованием личного кабинета абитуриента и подачи документов, приема экзаменов в дистанционной форме, что частично будет использовано в будущем; приобретение навыков дистанционной работы со студентами, слушателями программ дополнительного образования, наполнение курсов презентациями, видеолекциями, контрольными и методическими материалами; внедрение обучающих порталов, программ для дистанционного обучения, таких как MOODLE, ZOOM, Microsoft Teams, и их дальнейшее активное использование; активизация студенческого самоуправления; установление тесной связи с иностранными студентами, введение тьюторства на кафедрах; появление электронных зачетных книжек, электронных портфолио студентов, развитие электронной информационной образовательной среды.
За период пандемии активно проводились ремонты в учебных корпусах и общежитии, они продолжаются и сейчас. Коллектив академии продемонстрировал умение мобилизоваться в трудных условиях, решить поставленные задачи. Главным показателем правильной и слаженной работы в этих сложных условиях является сохранение жизни и здоровья студентов, преподавателей и сотрудников академии.

— Недавно в Академии Штиглица открылась базовая кафедра промышленных технологий и менеджмента в индустрии моды. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее. 
— Торжественное открытие кафедры состоялось 24 ноября 2020 года. Базовая кафедра является совместным проектом академии и одного из лидеров российской легкой промышленности — компании Concept Group, входящей в группу Акционерная финансовая корпорация «Система». На предприятии открылись современные учебные классы, оснащенные передовым оборудованием, программным обеспечением. Занятия со студентами проводят профильные специалисты.
Новая образовательная программа создана на кафедре дизайна костюма на основе программы бакалавриата «Дизайн костюма». Ее разработали совместно с Concept Group. Программа включает дисциплины по освоению компьютерных технологий в дизайне, системы автоматизированного проектирования одежды, основ экономики и маркетинга, коммерческой составляющей бизнеса и создания бренда в сегменте fashion-retail. Важными составляющими сотрудничества Академии Штиглица и Concept Group являются синтез образовательной, творческой, научной и инновационной деятельности, привлечение высококвалифицированных работников компании Concept Group в качестве руководителей практики, участие студентов в проектно-ориентированном ¬обучении, а также техническое обеспечение практических занятий, учебной и преддипломной практик. 
Следует отметить, что компания Concept Group заинтересована в дальнейшем трудоустройстве выпускников академии. 
На данный момент на базовой кафедре проходит обучение по программе бакалавриата, студенты 3-го и 4-го курсов Академии Штиглица имеют возможность получить уникальные знания и практические навыки. В будущем вуз планирует сделать обучение на кафедре промышленных технологий и менеджмента в индустрии моды доступным для первокурсников, а также разработать магистерскую программу.

— Академия Штиглица впервые провела конкурс Stieglitz Young с номинациями и кейсами индустриальных партнеров. Довольны ли вы результатами конкурса? 
— В 2020 году Академия Штиглица при содействии Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга (ФПИМИ) впервые провела Stieglitz Young. Конкурс стартовал 30 мая 2020 года, менее чем за неделю было принято 354 заявки от студентов и выпускников Академии Штиглица. На протяжении полугода участники работали над своими проектами под руководством наставников — представителей компаний партнеров. Лучшие студенческие работы будут выпущены экспериментальным тиражом и реализованы на торговых и художественных площадках города. Конкурс Stieglitz Young помогает студентам совершенствоваться в качестве профессионалов, учит искать партнеров и устанавливать связи с региональным бизнесом.
В 2021 году академия совместно с ¬ФПИМИ расширяют конкурс Stieglitz Young, сделав его общегородским. В этом году он будет называться St. Petersburg Young Design. Академия остается основным оператором конкурса. В 2021 году открывается возможность посоревноваться за главные призы студентам и выпускникам (последних 3 лет) других профильных вузов и кафедр города. 

— В последнее время всё чаще говорят об опасностях и рисках непрофессиональной реставрации памятников культуры. Как избежать этих рисков? Как обстоят дела с подготовкой кадров в этой области? Сотрудничает ли Академия Штиглица с художественными музеями и проходят ли ваши студенты в них практику? 
— Вопрос сохранения объектов культурного наследия остается острым. К сожалению, на практике принципы научной реставрации часто подменяются устаревшими подходами, в итоге мы получаем псевдовосстановление и ремонт. Процесс реставрации часто воспринимается заказчиком и руководством строительно-реставрационных компаний как комплекс работ по обновлению и «косметическому ремонту». В результате такого подхода и использования труда неквалифицированных специалистов уничтожается историческая подлинность памятника культуры, его материальная структура подменяется целиком или частично низкокачественным и стилистически необоснованным новоделом. 
Чтобы этого не происходило, необходимо готовить квалифицированных спе¬циалистов по направлению «художник-реставратор». Этот процесс невозможен без изучения таких дисциплин, как теория и история реставрации, архивное дело, основы научно-исследовательской работы, материаловедение, изучения оптико-физических и микрохимических методов исследования памятника. Не менее важно воспитание в будущем художнике-реставраторе глубоких эстетических представлений, которое базируется на изучении истории и теории искусства, обучении рисунку, живописи и композиции, копировании и освоении технологии живописи мастеров прошлых эпох. Кроме этого, необходимо, чтобы будущий художник-реставратор владел информацией о материалах и методах реставрации, умел анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности с точки зрения сохранения исторической и материальной подлинности памятника во времени. 

— Предоставляет ли академия возможности профессиональной переподготовки? По каким направлениям? Пользуются ли они спросом?
— В академии с 2016 года реализуются программы профессиональной переподготовки. У нас обучается 89 человек в 10 группах. В 2020–2021 годах в вузе работают программы переподготовки по художественной обработке металла, моушен-дизайну, церковно-исторической живописи, искусству станковой и книжной графики и художественному проектированию интерьера. 
В 2021/2022 учебном году запланировано начало реализации новых программ дополнительного профессионального образования: «Маркетинг впечатлений. Интегрированные маркетинговые коммуникации», «Медиатехнологии» (модульная программа), «Дизайн и продвижение». Разработанные новые программы являются катализатором дизайн-стартапов и нацелены на коллаборацию экономики и технологии, будут реализовываться с использованием IT-технологий. В частности, запланировано фундаментальное изучение современных компьютерных программ, позволяющих подготовить качественный кейс-проект. Программы будут реализовываться очно и дистанционно для преподавателей-художников, представителей индустрии (реклама, маркетинг, продюсирование), дизайнеров, представителей всех смежных творческих профессий, людей, работающих в области PR, и бренд-менеджеров, управляющих и начинающих startup-продюсеров.

— В этом году вашему вузу исполнилось 145 лет. Какие мероприятия уже проведены, что запланировано? 
— Творческая деятельность в СПГХПА им. А. Л. Штиглица сконцентрирована на организации мероприятий в области дизайна, монументально-декоративного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Мы стремимся развивать отечественные традиции в области культуры и искусства, воспитывать у студентов чувство национальной гордости, создавать в академии атмосферу творчества. В 2015–2020 годах сотрудники и студенты академии приняли участие в более чем 750 художественных выставках международного, всероссийского и регионального уровня и представили более 20 000 художественных произведений и дизайн-проектов.
Ежегодная Международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения» посвящена в 2021 году 145-летней истории академии. Кроме сборника научных трудов подготовлена научная коллективная монография «Учитель — Ученик» с биографическими портретами преподавателей Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной (ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, ныне — СПГХПА им. А. Л. Штиглица). К юбилею академии приурочены: выставка «Медаль. Оттиск памяти», выставка «Закаленные огнем: керамика и металл XVI–XIX вв. из собрания учебного Музея прикладного искусства СПГХПА им. А. Л. Штиглица», выставка-конкурс «Сувенир, посвященный Академии Штиглица», выставки Центрального банка Российской Федерации «Время и деньги» и «Монеты славы», Международная выставка-конкурс графики «Здесь и теперь», выставка детских работ «Образы академии».
Другие значимые мероприятия: Международный фестиваль «Соляной городок — город мастеров», Международная биеннале эмали, Международная выставка-конкурс «Мы разные — мы вместе», форум реставраторов, Международная ассамблея анимации, всероссийские конференции «Искусство и дизайн: история и практика» и «Образ, знак и символ сувенира», конференция «Три архитектурные школы». Это не только площадки для обсуждения проблем развития современного искусства и дизайна в среде научного и профессионального сообщества, но и поиск практических решений для заключения договоров с потенциальными партнерами, стратегического планирования на основе взаимодействия с администрацией и предприятиями реального сектора экономики Санкт-Петербурга и СЗФО.
Гордость академии — учебный музей прикладного искусства, в фондах которого — около 35 000 произведений. Изучение экспозиции помогает углубить знания, приобретенные студентами в процессе изучения истории и практики прикладного искусства, познакомиться ближе с образцами художественной культуры. 
Важной социальной составляющей деятельности академии являются культурно-просветительские, в том числе инклюзивные проекты: серия анимационных фильмов «Музейные истории», тактильные выставки для слабовидящих «Мир животных в скульптуре и книгах», цикл лекций «От прикладного искусства к дизайну» и другие.

— Чего хотелось бы достичь в ближайшие пять лет в преддверии 150-летнего юбилея и разрабатывается ли академией стратегия развития на долгосрочную перспективу?
— В настоящее время академия разрабатывает долгосрочный план на 10 лет. Мы ориентируемся на национальный проект «Наука и университеты», стратегию инновационного и научно-технологического развития, разрабатываемую Правительством РФ, решение Научно-технологического совета Санкт-Петербурга об увеличении инжиниринга и промышленного дизайна в структуре новых наукоемких секторов экономики города. Планируем участвовать в развитии нового бренда «Designed in St. Petersburg», формировании в Санкт-Петербурге специализированного хаба (кластера) в сфере промышленного дизайна. Пришла пора интенсивно взаимодействовать с властью, бизнесом, профильными предприятиями, научными учреждениями и вузами для интеграции усилий по поиску «прорывных» решений для российской экономики в целом и Санкт-Петербурга в частности. 
На ближайшие два года запланированы: научные проекты по изучению творческого наследия Центрального училища технического рисования (ЦУТР) барона Штиглица — ЛВХПУ им. В. И. Мухиной — СПГХПА им. А. Л. Штиглица на базе учебного музея прикладного искусства, библиотеки и фотоархива; научно-исследовательская опытно-конструкторская и технологическая работа по воссозданию исторических интерьеров ЦУТР и Музея барона Штиглица; конгрессно-выставочные и конкурсные проекты международного и всероссийского уровней, образовательные программы и научные конференции — форум дизайна Stieglitz Design Days с презентацией результатов программ проектного обучения, экспериментальная программа Stieglitz Open Design School, линейка дизайн-продуктов под брендом Stieglitz Design и Designed in St. Petersburg (2021), выставка-конкурс «Наследие Египетской культуры в современном искусстве и дизайне», научно-практическая конференция «Советское искусство и мировая художественная культура», посвященная В. И. Мухиной, и выставка «Образ женщины в искусстве» (2021), Международная научно-практическая конференция Европейской текстильной сети «Коды. История в текстиле» (2022).
В рамках взаимодействия с государственными, общественными, образовательными, научными и культурными организациями мы надеемся воплотить в ближайшее время несколько перспективных проектов: Музей Stieglitz Design ХХ века с экспозицией ключевых достижений; Оpen space — креативное пространство Академии Штиглица для междисциплинарного и межвузовского взаимодействия; создание площадки для взаимодействия инженеров и дизайнеров, разработка сетевых программ; включение музея прикладного искусства академии в городской проект Новой туристской географии и дизайн-квартала с программой образовательного туризма; Арт-резиденция в Приозерском районе Ленинградской области с проведением международного фестиваля ленд-арта и пленэра; Музейный центр с шоурумом произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, изделий и дизайн-продуктов академии; Международная конференция ETN и выставка текстильного дизайна; урбанистический форум арктической тематики в формате Всероссийской проектной лаборатории; Дни дизайна Design Open Days; конкурс Stieglitz Young и Стартап-школа; международные проекты в сфере осознанной моды и искусства. Намечены новые треки в области молодежной политики: социальное предпринимательство, арт-лаборатории, добровольчество, экологические проекты. 
Оценка качества приобретенных знаний, изучение показателей имиджа и узнаваемости бренда академии, анализ целевой аудитории, повышение мотивации студентов, их лояльности и удовлетворенности деятельностью академии, тестирование концепции новых образовательных продуктов, творческих и научно-исследовательских проектов, вхождение в Международную ассоциацию искусства, дизайна и медиа “CUMULUS”, в рейтинг ведущих университетов QS — это наши первоочередные задачи. 
Миссия академии — создание образовательно-исследовательской экосистемы для передачи знаний, опыта и практики художественной культуры и дизайна, раскрытие талантов молодежи, формирование компетенций и кадров будущего, повышение уровня творческого потенциала нации. Стратегической целью академии является подготовка профессиональных кадров, соответствующих запросам современного общества, формирование узнаваемого бренда STIEGLITZ ACADEMY, укрепление позиций петербургской школы промышленного дизайна. 

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 3 (169) МАРТ 2021
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~l0UuZ


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник