Юрий Александров: «Для нас опера – это огромный труд»

Фото предоставлено пресс-службой театра

Фото предоставлено пресс-службой театра

9 Января 2020

Юрий Александров: «Для нас опера – это огромный труд»

В конце декабря нередко вспоминают самые яркие события уходящего года. III Международный фестиваль камерной оперы в Санкт-Петербурге стал лауреатом национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Событие». Мы побеседовали с художественным руководителем фестиваля, основателем Санкт-Петербургского государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петер-бургъ Опера» Юрием Исааковичем Александровым — о самом фестивале и об особенностях камерного музыкально-театрального жанра. 

— Юрий Исаакович, III Международный фестиваль камерной оперы в Санкт-Петербурге стал лауреатом премии «Онегин» за 2019 год в номинации «Событие». Какие чувства у Вас вызвала эта награда?
— Для меня это было достаточно неожиданно. Поскольку мы еще не до конца осмыслили то, чем занимаемся. Факт самой оценки нашей деятельности мне был очень приятен. Тем более у фестиваля есть особая история. Идею организовать его мне предложил великий оперный режиссер Борис Александрович Покровский. Я помню, как двадцать с лишним лет назад он мне сказал: «Вот ты молодой — делай фестиваль. Я уже старый, я всю жизнь мечтаю, но у меня не получилось». Прошло еще 25 лет, и теперь и я не такой уж молодой. Но в итоге нам удалось сделать этот фестиваль, это уникальное событие, у которого нет аналогов в России и мире! Пока еще ни одна из европейских стран не смогла себе позволить такую роскошь. Это очень дорогое событие, и в этом плане я благодарен правительству Санкт-Петербурга, депутатскому корпусу, который активно поддерживает эту идею. Наша задача — обеспечить высочайшее качество коллективов, которые приезжают, и представить публике наши последние премьеры. Мы работаем в связке с правительством, находим поддержку, и это очень здорово. Театры из разных стран хотят принять участие в фестивале, проявляют огромный интерес. Когда гости попадают в наш роскошный город, приходят в прекрасный театр, они вообще теряют голову от счастья. Наш фестиваль — это дополнительная возможность прорекламировать Санкт-Петербург. Я думаю, что мы выполняем очень серьезное и нужное дело. С другой стороны, замечательно, что фестиваль имеет успех у зрителей, в зале не бывает свободных мест.

— Можно ли сделать вывод, что жанр камерной оперы стал более интересен публике? Почему?
— Признаюсь, я об этом не задумывался. Но могу предположить, что мы действительно стали интересны публике, поскольку занимаемся жанром очень серьезно, без скидок на какие-либо недостаточные возможности, такие, например, как размеры сцены. Для нас опера — это огромный труд, тщательный, основательный, работа микрохирургическими инструментами. Мы совсем близко к зрителям, мы практически дышим вместе с ними одним кислородом. Наша задача — быть чрезвычайно подробными, и качество вокала и игры я оцениваю, как крупный план в кино. Мы работаем таким крупным планом: здесь усредненность, общий жест, общая интонация категорически невозможны. На этом стоит наш театр изначально, и в этом его характерная черта, отличающая его от многих других театров, которые я знаю. Мы этим занимались и будем заниматься, поэтому наши артисты «растут, как на дрожжах». Это уже совсем другая труппа, и публика это чувствует. Мы знаем восторженные приемы не только в Петербурге. Мы много гастролируем в разных странах и видим, что этот подход к жанру публике интересен. Она любит следить за нюансами.

— В уходящем году прошел уже IV фестиваль. Можно ли сказать, что фестиваль «повзрослел»? 
— Я думаю, что повзрослеть мы еще не успели. Мы просто набираемся опыта, потому что проведение фестиваля — это очень сложная не только художественная, но и прокатная задача: коллективы надо привезти, накормить, показать город, дать возможность прорепетировать. Это всё огромный организационный труд. Поначалу мы не имели никакого опыта, но теперь наладили этот процесс. Во всяком случае, претензии к нам никто не предъявлял. Напротив, мы получаем благодарности, театры довольны приемом, и в этом тоже заключается определенная реклама нашего города. 

— Какие премьеры в рамках IV фестиваля представил театр «Санктъ-Петербургъ Опера»? 
— Мы показали два сочинения. Последнюю премьеру театра — оперетту «Сильва» И. Кальмана. Признаюсь, мне нравится, как работают наши ребята в оперетте. По моему мнению, оперетта, спетая оперными голосами и сыгранная качественно, имеет очень сильное воздействие на публику. Опера всё время находится в трагической зоне существования, но мне кажется, что публике нужны произведения со счастливым финалом. Как раз то, что имеет оперетта. И мы с удовольствием ее сыграли. Хотя в пандан к ней вторым спектаклем был «Фауст» Ш. Гуно, остросоциальный спектакль, современный, спектакль наотмашь. Мы его много играем за рубежом, и всегда получаем позитивную оценку. В свое время спектакль получил четыре «Золотых Софита», премию правительства Санкт-Петербурга. Это наша юбилейная постановка к 30-летию театра, и мы очень ею дорожим. Имеем три роскошных состава, и поэтому 
с удовольствием представили ее на фестивале.

— Чем важен фестиваль непосредственно для театра «Санктъ-Петербургъ Опера» в контексте творческого содружества?
— К нам приезжают замечательные коллективы. Они абсолютно разные: разные принципы существования, разная режиссура, разное отношение к жанру. Это всё для нас чрезвычайно интересно; человеческие контакты, которые мы заводим, то, что называется «народная дипломатия», очень важны. Мы обмениваемся нашими гастролями, и всегда это имеет положительный результат. Например, к нам приезжал театр из Астаны, затем мы поехали к ним, и нас приняли как родных. Реакция публики была прекрасная, и даже посол написал очень трогательное поздравление губернатору Г. С. Полтавченко, которое, я надеюсь, до него дошло. Это дорогого стоит. Нас узнают и в Европе, и мы узнаем Европу. Я думаю, что сегодня для нашего государства это очень важно. 

— Расскажите, пожалуйста, какие театры приняли участие в последнем фестивале. 
— Принципы формирования репертуара фестиваля — это, прежде всего, качество исполнения и редкость или вообще отсутствие исполнения произведения в России и Петербурге. Театр из Салоников привез замечательную историю «Дидона и Эней» Г. Пёрселла. Они показали высочайший класс. Это барочная музыка, о которой я мечтаю в нашем театре, но мы пока еще недостаточно готовы. Была Венгерская государственная опера, которая показала пастиччо «Каирский гусь», объединившее две незаконченные оперы Моцарта. Мы этого не слышали. Весной театр едет в Венгрию на ответные гастроли. Наша дружба продолжается. Астана привезла на фестиваль «Шелковую лестницу» Дж. Россини, виртуозное и сложное сочинение, о котором мы практически ничего не знаем. Я много работал в Астане, открывал их оперный театр, и мне было приятно, что театр не подкачал. Они выступили очень качественно, затем мы им ответили тем же в рамках гастролей. Башкирский театр, которым руководит мой друг Аскар Абдразаков, привез «Лунный мир» Й. Гайдна. Тоже замечательная работа, и я считаю, что нам интересна дружба с этим театром. Все участники фестиваля отнеслись к гастролям серьезно, и мне приятно, что они понимают, куда они едут, что от них ждут и как они должны себя показать.

— Каким Вы видите будущее фестиваля?
— Я стараюсь быть оптимистом. Для меня главное, чтобы фестиваль был! Я считаю, что Санкт-Петербург был и остается культурной столицей. И если мы потеряем подобные истории, подобный формат, то тем самым обедним художественную жизнь нашего города. Я надеюсь на лучшее, на то, что правительство будет нам помогать, а мы уж ответим качеством и высокохудожественными событиями. Думаю, на следующем фестивале мы покажем оперу Даргомыжского «Эсмеральда». Это будет мировая премьера, поскольку данная опера идет только в нашем театре.
Беседовала Ксения ХУДИК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 01 (173), январь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Rqf83


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник