Юбилею Джона Кулиджа Адамса посвящается![]() Фото: Даниил Рабовский Юбилею Джона Кулиджа Адамса посвящается5 мая в Большом зале Петербургской филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Валентина Урюпина прозвучит «Учение о гармонии» одного из главных современных американских композиторов – Джона Кулиджа Адамса. Планировалось, что исполнение одной из ключевых партитур музыканта в Петербурге состоится в день его 75-летия, 15 февраля, однако из-за очередной волны заболеваемости коронавирусом оно было перенесено на май. Также в этот вечер прозвучит знаменитый Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова, солист – известный петербургский пианист, солист Санкт-Петербургского Дома музыки Мирослав Култышев. Валентин Урюпин в этот вечер также выступит с комментариями к программе.
Концерт входит в цикл «Филармония – 100. История в зеркале десятилетий», посвященный столетию концертной организации, его программа отсылает к одному из знаковых эпизодов ее великой истории, когда в 1988 году «Учение о гармонии» Адамса звучало в Большом зале в присутствии автора.
Учение о гармонии» Адамса – большое трехчастное произведение для оркестра, в котором, по словам автора, минималистская техника сопрягается с гармоническим языком и экспрессией позднего романтизма. Премьера «Учения о гармонии» в 1985 году принесла Джону Адамсу всеамериканскую славу.
«Джон Адамс стал тем оперным композитором, которого в течение всего XX века ожидали в США. Сплав американской и европейской традиций, высоколобого интеллектуализма, доступных самой широкой аудитории звуковых красот и мощной энергии ритма обеспечил ему признание, которое в современном мире редко выпадает на долю “серьезного» композитора”», – пишет Ольга Манулкина, автор монографии об американской музыке XX века.
Для самого автора создание «Учения о гармонии» стало знаком преодоления глубокого кризиса, связанного с пиететом и даже робостью перед фигурой Арнольда Шёнберга. Идеолог додекафонии, в начале XX века списавший тональность со счетов (что нашло отражение в его труде «Учение о гармонии») для последующих поколений композиторов он стал символом интеллектуальной сложности. Адамс пишет: «Это с Шёнбергом родилась “агония современной музыки”, и не было секретом, что аудитория академической музыки в двадцатом веке быстро сокращалась, в немалой степени – из-за слухового уродства большинства новых произведений. <...> Отвергнуть Шёнберга было все равно, что встать на сторону филистимлян, а освободиться от модели, которую он представлял, было актом огромной силы воли».
Этим актом освобождения для Адамса и стало создание «Учения о гармонии». Отсюда начался путь к главному достижению композитора: «за последние 30 лет музыка Адамса сыграла решающую роль в повороте современной музыкальной эстетики от академического модернизма к более открытому, выразительному языку».
Источник:
Пресс-служба филармонии
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~MzDwV
Остальное по теме:
Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича
22.04.2022 | ![]() ![]()
С 09.11.2021 18:40:00 по 30.05.2022 19:40:00 «Русский авангард: механика, конструкция, быт»
С 11.11.2021 11:00:00 по 01.06.2022 12:00:00 «Ф. М. Достоевский – узник Петропавловской крепости» С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента» С 23.12.2021 11:50:00 по 22.06.2022 12:50:00 «Ленинградское детство. 1920–1980-е» С 12.02.2022 09:00:00 по 26.05.2022 10:00:00 «Память материала» С 23.02.2022 16:40:00 по 23.05.2022 17:40:00 "Путь воина" С 03.03.2022 16:10:00 по 03.07.2022 17:10:00 «Непарадный Ленинград» |