Юбилей Валентины Паниной

Фото: Театр им.В.Ф.Комиссаржевской

Фото: Театр им.В.Ф.Комиссаржевской

6 Октября 2020

Юбилей Валентины Паниной

6 октября 2020 года заслуженная артистка России, актриса Театра им.В.Ф.Комиссаржевской отметит юбилей – 75 лет. Звучит весомо, хотя совсем недавно в коллективе отмечали дни рождения своих народных артистов – 99-летие Галины Короткевич и 90-летие Ивана Краско. Да и на просторах интернета встречаются самые разные версии дня и года рождения нашей любимицы, нашей удивительной современницы. 

Все, кто знаком с Валентиной Паниной, в один голос утверждают, что быть с ней знакомым (не говоря уже о том, чтобы дружить!), находиться рядом, играть на одной сцене – это божий подарок, настоящее везение, и, может быть, великое счастье… Пару лет назад в театре отмечали два творческих юбилея актрисы, и лучше ее коллеги, партнера, друга, народного артиста России, режиссера спектакля «Страсти по дивану», в котором играет Панина - Георгия Корольчука - пока никто не написал:

«Из чего состоит Валентина Панина? Она состоит из света и солнца.

Встречаешься: «Здравствуй, Валюша!» - «Здравствуй!» - и солнечные лучи весело пронизывают тебя.

Прощаешься: «До свидания, Валюша!» - «До свидания!» - и закатное солнце приятно согревает твою душу.

Главный талант этой стройной, величавой женщины - любить.

Другой, не меньший, - быть актрисой.

Следующий - излучать свет.

Говорить о таких талантах затруднительно. С ними рядом надо быть или не быть.

Конечно, со светом непросто. Как он ни прекрасен, но он проникает во все закоулки нашей темноты, и стронутая оттуда пыль стремится наружу. И как ни прекрасны «пылинки в солнечном свете», они суть - пыль. Но в театре, когда хочешь, чтобы свет проявил себя, просишь пустить в него немножко дыма, и сразу видно, как свет прорывает тьму.
Так и счастье таланта Валентины Паниной в том, что луч, идущий от её таланта, пересекая сумраки наши, даёт нам возможность видеть свет.
И это не холодный мимолетный свет прелестниц звезд, а теплый, животворящий, проходящий через атмосферу любви, не обжигающий свет солнца этой души. Протяни руку из своей тени и погрейся в лучах Валиного тепла.
Тучи, появлявшиеся на горизонте Валиной жизни, её печали, невзгоды, недуги, обиды всегда обойдут тебя стороной, как будто ты находишься в оазисе, вокруг которого нет бед.Общение с таким человеком - счастье, работать с ним вместе – счастье.
Удивительная, редкая, необыкновенная, талантливая, умная, красивая, замечательная актриса и чудный человек - Валечка Панина» (Георгий Корольчук).

ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ВАЛЕНТИНЫ ПАНИНОЙ

Валентина Панина - дважды лауреат Диплома Фестиваля драматического искусства СССР, Приза зрительских симпатий Общества «Театрал», мастер мелодекламации, музыкальных моноспектаклей (один из них - по песням К.Шульженко). Она с удовольствием участвует в работах молодых режиссеров в театре и кино, не получая за это, порою, никаких гонораров. Она никогда не отказывается от участия в благотворительных акциях, куда ее, как известную актрису, приглашают для привлечения внимания общественности к проблемам детей, стариков, животных.
Валя Панина родилась в Омске. Её отец был военным врачом, дошёл до Берлина. Мама преподавала русский язык и литературу. Валя была отличницей, училась музыке, мечтала стать актрисой. Но, окончив школу, выбрала мамину специальность и поступила на филологический факультет Омского педагогического института, занимаясь параллельно в студенческом театре. После 2-го курса пединститута Валя отправилась в Москву, и, как вспоминает сама актриса, прямо с трапа сибирского самолёта влетела в театральное училище имени Щепкина. Талантливую выпускницу оставляли в Малом театре в Москве, но девушка мечтала жить и работать в городе, который впервые и навсегда полюбила, будучи семиклассницей. Её сразу приняли в театр имени Пушкина (ныне - Александринский), и поначалу творческая жизнь Валентины Паниной складывалась удачно. Среди ее партнеров были Бруно Фрейндлих, Александр Борисов, Василий Меркурьев, Игорь Горбачев, Юрий Толубеев, Константин Адашевский. Она была занята в спектаклях: в роли Электры, "Мелодия для сыграла Электру («Моя любовь – Электра» Л.Дюрко), Парашу ("Горячее сердце" А.Островского), Беатриче ("Много шума из ничего" У.Шекспира), Помпею («Зеленая птичка» К. Гоцци). Спектакль "Элегия", в котором Валентина Панина играла роль Марии Гавриловны Савиной, а её партнёром по сцене был Бруно Фрейндлих в роли писателя Тургенева, шёл 23 года! Но актёрская судьба полна неожиданностей. Не стало талантливого режиссёра Ильи Ольшвангера, и Валентина Панина вскоре покинула театр. Несколько лет служила в Ленкоме (ныне "Балтийский дом"), а с 1988 года окончательно сделала выбор, придя в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, в котором служит вот уже 32 года.
Ее творческая неуспокоенная натура не дает «простоев»: когда нет ролей, она сочиняет музыкальные программы, участвует в спектаклях других театров («Приют комедианта», Театр Эстрады, «Антреприза им.А.Миронова, Театр «За черной речкой», Театр драмы Карелии и пр.), работает на радио, снимается в кино, путешествует: «Я, видимо, цыганкой была в прошлой жизни, потому что для меня дорога - это жизнь. И - наоборот. И, как говорят мудрые, счастье - не цель путешествия, а способ передвижения. Цель-то мы не знаем…» (Комсомольская правда).
На радио Валентина Панина вместе с режиссером Зоей Давыдовой более 10 лет записывала невероятное количество стихов, прозы, великие произведения русской литературы в рамках передачи "Страницы истории": от "Слова о полку Игореве", русских былин до Пушкина, Лермонтова, Толстых, поэтесс серебряного века…Письма на радио на Итальянскую улицу приносили мешками. "Ваш голос действует на меня, как лекарство. Когда я его слышу, у меня перестает болеть голова", - сказала Паниной одна из поклонниц.
К фильмам Валентина Панина избирательна, поэтому ее фильмография не пестрит многочисленными сериалами. Но каждая ее роль хорошо запоминается. Ее появление в далеком 1970 г. в фильме «Баллада о Беринге и его друзьях» вызвало восторг у мужской части зрителей и восхищение – у женской. Далее были знаменательные роли в фильмах «Звезда пленительного счастья», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Ослиная шкура», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и многие другие, сегодня ее узнают по фильмам «Одна тень на двоих», «Любовь как любовь», «Татьянин день» и пр.
Сегодня ее можно увидеть в спектаклях театра им.В.Ф.Комиссаржевской «Страсти по дивану» М.Тульчинской (реж. Г.Корольчук), «Прикинь, что ты – Бог» М.Вишнека (реж. А.Баргман), «Я вернулся в мой город…» (реж. Л.Алимов).
«Можете ли вы вспомнить тот невероятный день, когда театр возник в вашей жизни?..(…) Я помню морозный январский день, заснеженный Екатерининский сквер, утренник в Пушкинском театре. Золото и малиновый бархат в зале, комедия Шекспира — на сцене. И — она, Беатриче, Валентина Панина (…). Тогда, на обычном утреннике во время школьных каникул, начался путь, который меня привел сначала в ЛГИТМиК, потом в «Петербургский театральный журнал». Все тогда счастливо сошлось: красивейший в мире театр, пьеса Барда, актриса. И вместо культурного мероприятия произошло чудо… (Е.Тропп «VALE», ПТЖ, 2007)

СЕГОДНЯШНИЕ ГЕРОИНИ ВАЛЕНТИНЫ ПАНИНОЙ:

В спектакле «Страсти по дивану» она сыграла одну из четырех женщин, чьи истории вплетаются в линию целого рода. Героиня Валентины Паниной - капризная, непримиримая, раздувающая конфликт с дочерью, ведет постоянный внутренний диалог с матерью, которой уже нет в живых. Она, как ребенок, жалуется, просит прощения, переживает за то, что не успела сказать... Ее персонаж узнаваем каждой женщиной – в нем есть та горькая правда и сладкие слезы, которые позволяют нам в этом мире оставаться людьми, вспоминать тех, кто ушел; думать о тех, кто рядом...
Валентина Панина: Когда Георгий Алексеевич Корольчук предложил сыграть мне в своем новом спектакле – я была очень рада. Этот человек всегда вызывал во мне доверие. Тем не менее, когда мы начали работать, было и отрицание, и неприятие. В этой пьесе - отношения матери и дочери. И они совсем не такие, как у меня с моей дочерью. Мне кажется, я сумела избежать то, что есть в пьесе, – любовь-муку. Дети подчас умнее нас. Иногда люди вопрошают к Богу: «Господи, за что?», а мне кажется, надо спрашивать иначе: «Для чего?». В этой пьесе есть символ, связывающий все поколения женщин, – старый диван. В нашей семье такого символа нет, но я до сих пор храню у себя папино письмо к маме: «Наночка, пошел в магазин, не волнуйся», и мама ему отвечала: «Витенька, мой родной…» (Ваш Досуг)
В спектакле «Прикинь, что ты – Бог» режиссер Александр Баргман, по сути, сделал ее сорежиссером, доверив ей финал, который она читает от лица Христа: «В двенадцатой новелле «У меня ничего не болело, и я ждал смерти» великолепная Валентина Панина (…) читает монолог Иисуса на кресте мерным, бесстрастным голосом, стараясь ничем не нарушить тот единственно верный трагический регистр, в котором нет пафоса и фальши. И ей удается донести мысль Иисуса до думающего зрителя. Христос, как и мы, растерянно всматривается в неизвестность». (Е.Омеличкина. Новеллы жизни// Театральный город, №13. 2016)
Спектакль-концерт «Я вернулся в мой город…» - признание в любви Петербургу-Петрограду-Ленинграду. Как тонко, как просто и пронзительно звучит в ее устах стихотворение Е.Дмитриевой (Черубины де Габриак) «Прислушайся к ночному сновиденью…»… И в этих восьми строчках, написанных в 1928 году – пронзительная эмигрантская тоска российской интеллигенции по своей родине, по родному и любимому Петербургу….И сама Валентина Панина невероятно похожа на утонченную француженку, только в огромных бездонных глазах – другая жизнь… Сухо и сдержанно звучит стихотворение Ольги Берггольц - это уже иная эпоха, иная тоска и совсем иная боль….
Душевным бальзамом звучит в ее исполнении песня «Честь тебе, Петербург чародейный…» - ее волшебный голос, особая матовая интонация словно обволакивают зал той самой любовью, про которую говорит каждый, кто знаком с Валентиной Паниной…
Панина: «Чудеса надо не только делать своими руками, как говорил Александр Грин, но и замечать их. Нужно понять, что это не просто совпадение, а - маленькое чудо…»
Страница Паниной на официальном сайте театра: https://www.teatrvfk.ru/truppa/panina/
Источник:  начальник отдела по связям с общественностью Театра им.В.Ф.Комиссаржевской
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Ffxwe


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник