XV Международный театральный фестиваль им. А. М. Володина «Пять вечеров»

11 Января 2019

XV Международный театральный фестиваль им. А. М. Володина «Пять вечеров»

Этот юбилейный, пятнадцатый от рождения, фестиваль «Пять вечеров» как будто собирает все темы и направления, заявленные в прошлые годы.

«Пять вечеров» всегда был посвящен Александру Володину, его текстам и их жизни в сегодняшнем времени. Эта магистральная линия остается главной и нынче.

«Две стрелы» Студии «Белый шар» в постановке известного режиссера Владимира Мирзоева
открывают фестиваль совершенно необычной интерпретацией «детектива каменного века».
Володин писал свои эзоповы притчи о нас, об Отечестве, не слишком прячась за первобытные реалии, шкуры и колчаны. И Мирзоев читает «Две стрелы» как историю сегодняшнюю, про Родину-мать (недаром Глава рода здесь впервые женщина в исполнении Елены Кореневой), про русскую общину/колхоз/деревню/население. Здесь вместе парятся в бане, а потом стреляют в спину политическому сопернику за первый кусок мяса у общинного костра. Спектакль еще раз доказывает непреходящую (или, увы, вернувшуюся?) актуальность володинского текста.

Спектакль «Фабричные» совсем молодого режиссера, ученицы Сергея Женовача Нади Кубайлат играют в спектакле 307-й студии прошлогодние выпускники мастерской Константина Райкина. Это взгляд на пьесу из ХХI века, это черно-белое кино, раскадровка времени и типов, ритмичное погружение в сюжет и характеры пьесы, эксцентрические и лирические клипы. Спектакль оригинального сценического приема и традиционной тоски по лучшей жизни…

«Слезы капали» театра «За Черной речкой» тоже поставлен по сценарию, одним из авторов которого был Володин (другим — Кир Булычев). Из лирической истории по мотивам «Снежной королевы» Роман Габриа, режиссер молодой и дерзкий, делает лирический троллинг. Правда, Сергей Мендельсон играет в нем традиционного володинского человека —
нелепого, бегущего, закомплексованного, отчасти поэта, отчасти неудачника…

Володина редко играют на чужих языках. «С любимыми не расставайтесь» зазвучат в этом году по-латышски. И стихи Володина по-латышски (театр из Резекне «Йорик»). Антон Киселюс не первый раз ставит Володина, его спектакль «Пять вечеров» из Абхазии был на фестивале.

Важной темой фестиваля долгие годы была «Володин и володинское». Как живут его мотивы, настроения, приметы художественного мира в спектаклях по совсем другим произведениям? «Я скучаю по тебе», — может сказать и белка, а преклонение перед женщиной и жалость к ней (один из главных володинских мотивов) могут возникнуть там, где не ждешь…

«Володинское» звучит в спектакле Саши Денисовой «Море, сосны...». Это киноповесть Михаила Угарова о роковой любви, которая не признается, что она и есть та самая. Саша Денисова пытается соединить и кино, и театр, и прозу, и «театр, в котором не играют» — фирменную угаровскую читку с ремарками. На сцену выйдут старые доковцы и, разбираясь с ироничным и нежным угаровским текстом, станут рассказчиками, античным хором, судьбой. А двадцатилетние главные герои попробуют эту судьбу перехитрить.

«Володинское» — и в «Мойрах Петроградского района» (Московский областной театр кукол). Пьеса Константина Федорова, написанная специально для театра кукол, рассказывает о трех сестрах-мойрах, отвечающих за Петроградский район Петербурга, и их подопечных-петербуржцах, которые не догадываются, кто управляет их судьбами. История разворачивается на фоне зимнего Петербурга, во время затяжной метели. Многие здания в спектакле Александры Ловянниковой — макеты настоящих домов Петроградского района. А ведь именно на Петроградской жил Александр Моисеевич, судьбу которого решали эти усталые существа…

Фестиваль всегда стремился собирать авторов, близких Володину. И вот теперь — «Шпаликов». Много общего было в судьбах двух поэтов/сценаристов/пьющих героев «оттепели». Спектакль Ельцин Центра «Шпаликов» молодого режиссера Николая Русского красив сочетанием кино и театра, света экрана и света театрального, ритмов и строк, симультанных изысканных мизансцен — и простых кадров... В «Шпаликове» возникает образ вообще-то лихой, буйной и страшно обаятельной жизни, в которой шел июльский дождь, писались стихи и, кажется, не было повода для строчек: «Велика Россия, а позвонить некому».

«Оттепель» — спектакль студентов ГИТИСа — о той же эпохе, ее песнях. Фестивалю всегда было важно, чтобы в мир, современный Володину, входили молодые. Входят.

И, наконец, «володинское» — это рассказ художника-мультипликатора Ирины Литманович и
писателя Виктора Шендеровича о будущем мультфильме «Один день из жизни Александра Володина», который они делают, и людях володинского круга.

Важнейшей частью фестиваля всегда была «Первая читка», ставшая одним из известных драматургических конкурсов. В этом году она открывается «затактом» к основной программе и открывается не только авторскими читками, но и спектаклем «Ганди молчал по субботам» режиссера Андрея Шляпина (Русский театр из Стерлитамака): пьеса Анастасии Букреевой широко идет по театрам, а вышла она из «Первой читки».

Когда-то Премию им. Володина фестиваль давал драматургу Ивану Вырыпаеву. Теперь Виктор Рыжаков сыграет моноспектакль по последней пьесе Вырыпаева «Иранская конференция». Это — размышление на остро-политическую тему о войне и мире, попытка обсуждения и поиска выхода из ситуации до предела накалившихся национальных конфликтов. И это тоже володинские темы…

За пятнадцать лет никогда не удавалось собрать кинопрограмму, а ведь Володин — выдающийся сценарист. Юбилейная дата дала осуществить и это: в кинотеатре «Родина» пройдет ретроспектива фильмов. Параллельно там прочтут лекции «Мир советского человека» лекторы ДК Льва Лурье. Программа «Пяти вечеров» как никогда насыщена и разнообразна и как бы итожит сделанное за 15 лет.


Арт-директор фестиваля Марина Дмитревская
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~7Wod6


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник