«Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения» - Информационный портал

«Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения»

16 Мая 2022

«Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения»

С 19 мая 2022 года в Николаевском зале Зимнего дворца представлена выставка «Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения», посвященная творчеству выдающегося датского художника.

Список портретистов, работавших при дворе императрицы Екатерины II, достаточно велик и включает в себя как русских, так и иностранных мастеров. Среди них Вигилиус Эриксен (1722–1782) занимает особое место. Без портретов его работы не обходится ни одна биография русской императрицы. Так сложилось, что художник был почти забыт в Дании, о нём крайне мало опубликованных биографических сведений. Юбилей художника – замечательный повод впервые за 300 лет организовать посвященную ему выставку и тем самым восстановить историческую справедливость.

Как отмечает М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Благодаря эрмитажной выставке и исследованиям, проведенным в Эрмитаже, мир получает возможность вспомнить одного из лучших датских художников и снова окунуться в атмосферу блестящего двора Екатерины Великой. Творчество Эриксена – яркий пример роли Екатерины II в развитии европейской художественной культуры».

Вигилиус Эриксен провел в России почти пятнадцать лет из отпущенных ему судьбой шестидесяти – c конца 1757 по апрель 1772 года. Этот срок оказался решающим для художественной карьеры Эриксена: здесь, при Императорском дворе, его талант портретиста проявился в полной мере, здесь художник осуществил свои самые смелые мечты. Имя Эриксена навсегда связано с началом царствования Екатерины Великой, его кисти принадлежат лучшие портреты первых десяти лет её правления. Особая отстраненная манера датского живописца, умение поставить изображаемого правителя на недосягаемую высоту при почти полном отсутствии привычных аллегорических деталей, простота и четкость композиции – всё это импонировало царственной заказчице, которая предпочитала новые эстетические веяния, пришедшие на смену перегруженности барокко.

Назначение Эриксена придворным портретистом открыло ему доступ к персоне государыни и окружавшим её лицам. Ему поручались самые ответственные заказы двора. Выставка рассказывает не только и не столько о художнике, сколько о раннем этапе екатерининской эпохи, с ее маскарадами, царившими как в бальных залах, так и в жизни.

Достаточно вспомнить изображения графа Григория Орлова в кавалергардской форме, так напоминающей его «карусельное» облачение, или портрет Екатерины II в так называемом русском, или славянском, платье, в роли заботливой матери своего народа. В этом смысле можно сказать, что Эриксен сумел доказать, «что художник так же нужен двору, как и исторический живописец».

На экспозиции собраны картины, рисунки, гравюры, скульптуры, миниатюры, медали и предметы декоративно-прикладного искусства из десяти музеев и частных коллекций России, относящиеся к русскому периоду жизни Эриксена. Некоторые ранее не были известны, другие – специально отреставрированы к выставке и дают возможность увидеть художника по-новому. Ему часто приходилось повторять свои произведения, особенно это касалось заказов, поступавших от императрицы Екатерины II, которая украшала ими дворцовые интерьеры и использовала как дипломатические подарки. Так, он не менее четырех раз повторил портрет Екатерины II в коронационном платье, в большом формате – для датского, английского и прусского дворов, а также для Академии художеств. Он дважды писал Екатерину II верхом в дни переворота – два огромных полотна (каждое почти 14 квадратных метров) для зимней резиденции в Петербурге, и для Тронного зала в Петергофе. В то же время он создавал копии меньшего размера, среди которых исполненный на меди карусельный портрет графа Григория Орлова (ныне в собрании ГМИИ имени А. С. Пушкина). Нередко художник возвращался к созданному ранее типу портрета, чтобы переписать его, добавив новые, более высокие знаки отличия (портрет П.И. Панина).

Большое количество копий, как авторских, так и выполненных другими художниками, порождает много атрибуционных вопросов. Только помещенные рядом картины позволяют лучше увидеть индивидуальный художественный почерк мастера, выявить его манеру. Этим объясняется наличием схожих произведений, иногда отличающихся лишь размером.

Особый интерес на выставке вызывает раздел, посвященный Карусели. Образцом для всех служила Карусель, устроенная Людовиком XIV в честь рождения дофина, запечатленная в гравюрах, сопровождаемых обстоятельными описаниями Шарля Перро. В 1766 году в Санкт-Петербурге состоялось грандиозное праздничное представление, вошедшее в историю как Великолепная Карусель, – турнир-состязание в искусстве верховой езды и ловкости с участием богато убранных повозок. В программу входили выступления конных и пеших кавалеров в роскошных одеждах, на колесницах, разделенных на группы («кадрили»), каждая из которых представляла какую-то «нацию». Память о Карусели хорошо сохранилась благодаря мемуарам и письмам современников, произведениям медальерного искусства, и, конечно, благодаря портретам братьев Орловых кисти Вигилиуса Эриксена.

Известно, что художнику были заказаны портреты кавалеров и дам в карусельных костюмах, из них до нашего времени дошли только два: Григория и Алексея Орловых. Во времена Екатерины II они находились в галерее Эрмитажа вместе с ее конным портретом в гвардейском мундире. Впечатляющий триптих напоминал о бурных днях государственного переворота 1762 и грандиозном зрелище 1766 года.

Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Государственным Русским музеем, ГМЗ «Царское село»; ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственным историческим музеем, ГМЗ «Московский кремль», Государственной Третьяковской галереей, Российским государственным историческим архивом, Москва.

Экспозиция подготовлена Отделом истории западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (заведующий Отделом – С. О. Андросов). Куратор выставки – Елизавета Павловна Ренне, старший научный сотрудник Отдела, кандидат искусствоведения.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2022, 244 с.). – это первая монография о датском художнике Вигилиусе Эриксене. Автор текста: Е. П. Ренне. О художнике, и о картинах, написанных им в Дании до отъезда в Петербург и после возвращения на родину, известно очень мало. В книге впервые собраны вместе известные и недавно атрибутированные произведения Эриксена, рассказ о которых тесно переплетается с историческими событиями и биографиями прославленных государственных деятелей, военачальников, дипломатов, портретируемых художником. Издание снабжено большим количеством иллюстраций, впервые так полно представляющих этого своеобразного мастера.
Источник:  Пресс-служба Государственного Эрмитажа
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Md4PE


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 03.03.2022 16:10:00 по 03.07.2022 17:10:00 «Непарадный Ленинград»
С 22.03.2022 17:10:00 по 06.07.2022 18:10:00 «Издания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и публикации работ сотрудников за 2020-2021 гг.»
С 16.04.2022 10:20:00 по 17.07.2022 11:20:00 «Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля»
С 23.04.2022 15:30:00 по 11.07.2022 16:30:00 «Невская купель. 2022»
С 28.04.2022 10:20:00 по 08.08.2022 11:20:00 ГИК №1. Дело агента Сапфир
С 28.04.2022 14:50:00 по 30.06.2022 15:50:00 «Петра творенье – Петербург»