В последнем концерте абонемента "Музыкальный час" прозвучит отечественная музыка XX века

Фото: пресс-служба оркестра

Фото: пресс-служба оркестра

1 Февраля 2019

В последнем концерте абонемента "Музыкальный час" прозвучит отечественная музыка XX века

3 февраля, 15.30, Дворец Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41)

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер заслуженный деятель искусств России, профессор Александр ТИТОВ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЧАС»
Дирижер – Павел ПЕТРЕНКО
Хачатурян
Концерт ре минор для скрипки с оркестром (1940)
Солистка – Лидия БАЖАНОВА
Богословский
Рапсодия на темы песен Н. Богословского
Кабалевский
Рапсодия на тему песни «Школьные годы» для фортепиано с оркестром
Солист – Иван АЛЕКСАНДРОВ

3 февраля цикл концертов «Музыкальный час» завершает отечественная музыка XX века. Откроет программу колоритный и темпераментный Скрипичный концерт Арама Хачатуряна, одно из лучших когда-либо написанных сочинений в этом жанре. А затем – немного ностальгии на стыке классики и популярных советских песен. Прозвучат рапсодии на темы песен Дмитрия Кабалевского и Никиты Богословского – виртуозная концертная обработка мелодий, которые несколько десятилетий назад пела вся страна.

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр играет под управлением Павла Петренко, солируют Лидия Бажанова (скрипка) и Иван Александров (фортепиано).

А.И. Хачатурян. Скрипичный концерт

Неповторимый композиторский почерк Арама Хачатуряна узнается сразу. Его музыка романтически приподнята и открыто эмоциональна, ей свойственна особая пластическая выразительность. Скрипичный концерт, созданный в 1940 году, посвящен его первому исполнителю – выдающемуся скрипачу Давиду Ойстраху. Музыка концерта выросла из вдохновенной ашугско-гусанской импровизации, из кавказской танцевальной стихии, из нежной, поэтичной, грациозной лирики. Автор вспоминал: «Я писал эту музыку словно на гребне какой-то волны счастья, весь пребывая в радости…» Свежесть и простота Концерта, его удивительная доступность и привлекательность сразу же обеспечили ему успех у исполнителей и слушателей.

Д.Б. Кабалевский, Н.В. Богословский. Рапсодии на темы песен

Современные слушатели зачастую относятся с предубеждением к музыке эпохи «социалистического реализма». Но мэтры советской композиторской школы отнюдь не были малограмотными партийными функционерами. Написать хорошую песню – дело непростое. А уж чтобы эту песню в течение нескольких десятилетий пела вся страна – нужно обладать настоящим большим талантом. Итак, кто же они, советские композиторы-песенники?

Дмитрий Борисович Кабалевский был музыкантом, воспитанным в традициях русской классической школы. Он получил превосходное образование в Московской консерватории, где учился по классу композиции Н.Я. Мясковского и по классу фортепиано А.Б. Гольденвейзера. Впоследствии преподавал в консерватории, выступал как пианист и дирижер, сделал очень многое в области детской музыкальной педагогики, был членом Совета директоров Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО и оргкомитета по проведению Международного конкурса имени П.И.Чайковского. В своих сочинениях он не стремился к новаторству, его музыка достаточно традиционна, но при этом отличается хорошим вкусом и профессиональным мастерством. Кабалевский создал 5 опер, 4 симфонии, оратории (в том числе Реквием на слова Роберта Рождественского), концерты, камерные сочинения, музыку к кинофильмам и множество песен. Лучшие из них – «Наш край» («То березка, то рябина...») и «Школьные годы», трогательный и изящный вальс на слова Евгения Долматовского. В 1963 году композитор сделал авторскую обработку этой песни в виде концертной рапсодии – в ней нашлось место и лирическим мелодиям фортепиано в сопровождении оркестра, и виртуозным пассажам.

Никита Владимирович Богословский был выходцем из дворянской семьи, учился музыке частным образом у А.К. Глазунова, позже окончил Ленинградскую консерваторию. После выхода фильма «Остров сокровищ» в 1937 году Богословский «проснулся знаменитым» и с тех пор стал одним из ведущих советских композиторов-песенников. Музыка Богословского знакома, без сомнения, всем. Однако многие могут не знать имени ее автора – ведь самые популярные песни композитора часто считают «народными». Это, например, «Шаланды, полные кефали…», «Темная ночь», «Ты ждешь, Лизавета…», «Любимый город, можешь спать спокойно…», «Три года ты мне снилась…», «Почему ты мне не встретилась…» и многие другие. Богословский написал музыку к 119 фильмам, множеству мультфильмов и театральных спектаклей, 8 симфоний, 17 оперетт и музыкальных комедий, камерные и оркестровые сочинения. Опубликовал 8 книг, в течение всей жизни был знаменит своими розыгрышами, был первым ведущим КВН (тогда передача называлась «Вечер веселых вопросов»), входил в редколлегию проекта «Антология сатиры и юмора России ХХ века». В Рапсодии лучшие мелодии Никиты Богословского звучат в оркестровой обработке.

Василиса Сердобольская
Источник:  Пресс-служба оркестра
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~rP0qw


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник