В Петербурге продолжает работу выставка произведений Сальвадора Дали

12 Мая 2017

В Петербурге продолжает работу выставка произведений Сальвадора Дали

В Санкт-Петербурге в Музее Фаберже открылась выставка произведений выдающегося испанского живописца XX века Сальвадора Дали. На ней представлено более 150 живописных и графических работ Дали, предоставленных Фондом «Гала – Сальвадор Дали» в Фигерасе, а также из других музейных и частных собраний.

В церемонии открытия выставки приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, учредитель Музея Фаберже, председатель Попечительского совета Фонда "Связь времен" Виктор Вексельберг, управляющий директор Фонда «Гала – Сальвадор Дали» Жоан Мануэл Севильяно. На выставке присутствовал Почетный гражданин Санкт-Петербурга, писатель Даниил Гранин.

Георгий Полтавченко отметил, что открытие выставки Сальвадора Дали, одного из самых ярких и неординарных художников 20-го века – большое событие для Санкт-Петербурга. «Впервые в Северной столице представлено такое большое количество работ этого неординарного художника. Личность Сальвадора Дали, наверное, еще многие годы будет вызывать интерес и у искусствоведов, и у всех любителей искусства. В искусстве он как будто задался целью удивить весь мир. И ему это в значительной степени удалось. В своих работах он отразил весь 20 век – динамичный, сложный, противоречивый, во многом изменивший наши представления об истории», – сказал губернатор.

Георгий Полтавченко подчеркнул, что обмен художественными выставками – неотъемлемая часть международного сотрудничества. И такие масштабные проекты укрепляют его. Он выразил уверенность, что у выставки, которая будет работать до 2 июля 2017 года, будет большой успех.

Сальвадор Дали – один из главных художников, определивших развитие искусства XX века, был бесконечно парадоксален как и сам XX век. Моментально узнаваемый и ни на кого не похожий, он навсегда вошел не только в историю изобразительного искусства, но также и в историю дизайна, моды, театра, кинематографа и литературы. Ему удалось отразить в своем творчестве чуть ли не все великие идеи и противоречия своего времени. Выставка в Музее Фаберже дает возможность прикоснуться к замечательному разнообразию творчества Дали, и почувствовать внутреннее родство модернизма и классики, заключенное в его работах.

Наиболее ранние произведения, представленные на выставке – сюрреалистические пейзажи 1934–1937 годов. Дали изображает пустынные ландшафты Ампурдана и внедряет в них различные фигуры и элементы. Их загадочные сочетания напоминают сновидения, а возможно, открывают нам содержание бессознательного художника, которое тот, посредством своего «параноидально-критического метода», высвобождает из-под гнета логики и рассудка и переносит в живопись.

На выставке будет представлена одна из самых интересных работ этого периода – «Пейзаж с загадочными элементами» (1934) – недавнее и рекордно дорогое приобретение Фонда «Гала-Сальвадор Дали», она была куплена у частного коллекционера в 2011 году. В этом произведении Дали оригинально цитирует знаменитый шедевр «Искусство живописи» Вермеера. Личностью и творчеством голландского живописца Дали восхищался на протяжении всей жизни, ставил его на первое место в своей скандальной сравнительной таблице значимости художников и даже называл «всеобъемлющим сюрреалистом». Отдавая должное своему «наставнику», Дали часто изображал Вермеера на своих картинах. Вот и в «Пейзаже с загадочными элементами» он помещает его на первом плане пронизанной удивительным, неземным светом Ампурданской долины, а себя, еще совсем ребенка, одетого в костюм моряка, в сопровождении няни – где-то вдали. Фрагменты реальности – небо, кипарисы, идеальный ампурданский поселок Портльигат – соседствуют на картине с призраками, тенями и фантастическими безымянными формами, давая самое широкое поле для трактовки.

Эти и другие знаковые сюрреалистические образы будут и в дальнейшем постоянно появляться в работах Дали, но с течением времени начнут менять свое значение. В картине «В поисках четвертого измерения», написанной гораздо позже, в 1979 году в период активных экспериментов художника со стереоскопическими и голографическими изображениями, которые могут помочь найти третье и четвертое измерение, а значит, по логике Дали, позволяют обрести бессмертие, мы вновь видим его символику – белые туники, хлеб, кипарисы, мягкие часы, но уже совсем в ином контексте. В попытке объединить пространство и время, Дали сочетает собственную образность с цитатами из канонических работ эпохи Возрождения – «Афинской Школы» Рафаэля и «Передачи ключей Апостолу Петру» Перуджино. Однако сам по себе интерес к классической европейской живописи появляется у Дали гораздо раньше.

Сразу после своего разрыва с сюрреалистами и далее, в начале 1940-х годов, Дали провозглашает возврат к классицизму и выступает в защиту ценностей Ренессанса. Широкие интеллектуальные и творческие интересы художника не укладываются ни в один из актуальных трендов того времени, и действительно напоминают о гуманизме эпохи Возрождения. В 1945 году он создает серию иллюстраций к автобиографии Бенвенуто Челлини, одного из самых известных представителей флорентийского Ренессанса. Дали свободно интерпретирует текст Челлини, предоставляя максимальные возможности для своей фантазии. Данные иллюстрации, выполненные акварелью и чернилами на бумаге, будут показаны на выставке в Музее Фаберже.

Еще одним масштабным проектом Дали, направленным на осмысление памятников классического европейского искусства и литературы, является его серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, заказанная ему по случаю 700-летия Данте Государственным полиграфическим институтом Италии. Дали приступил к этой работе в 1950 году в прибрежном поселке Кадакесе и завершил ее через два года, выполнив 102 иллюстрации в различных техниках, используя акварель, гуашь, сангину и чернила. Между 1959 и 1963 годами 100 из них были воспроизведены в технике фотогравюры. Все сто иллюстраций, вошедшие в итоговую серию и к настоящему моменту ставшие хрестоматийными, можно будет увидеть на выставке.

Также на выставке будут представлены живописные произведения, выполненные Сальвадором Дали в начале 1980-х годов и посвященные другому великому мастеру Ренессанса – Микеланджело Буонаротти. Работая с сюжетами Микеланджело, Дали проявляет огромное уважение к традиции и прошлому, но в то же время не скрывает своего стремления превзойти их путем постоянного новаторства и погружения в современность. Несколько из этих произведений впервые были продемонстрированы публике только в прошлом году на тематической выставке в Италии, а в Россию приедут впервые. Эти работы приоткрывают завесу над малоизученными последними годами жизни Дали. Смерть его единственной и горячо любимой жены и музы Галы (Елены Дьяконовой) в июне 1982 года становится для него сильным ударом и заставляет все чаще задумываться о потусторонней жизни. Дали испытывает страстный интерес к теме бессмертия и пишет целый ряд работ, в которых интерпретирует классические образы Микеланджело с все той же, свойственной ему неудержимой фантазией. В знаменитой работе «Геологическое Эхо. Пьета» (1982) Дали встраивает фигуры Девы Марии и Христа в скалистый пейзаж залива Кадакеса, как будто пытаясь найти божественное в земном. А в своеобразном художественном завещании «По мотивам «Головы Джулиано Медичи» Микеланджело» (1982) художник объединяет все характерные для него на разных этапах символы и приемы – красоту классического профиля, загадочный, сюрреалистичный, наполненный странными фигурами пейзаж, использует эффект оптической иллюзии, словно подводя итог своих творческих исканий. Он также создает целую серию работ, в которой образы «Гробницы Медичи», украшающие капеллу династии главных покровителей Ренессанса, становятся величественным мемориалом для Галы и него самого и даруют им бессмертие, хотя бы в измерении мирового искусства.

Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже (Россия) в партнерстве с Фондом «Гала ­­– Сальвадор Дали» (Каталония, Испания). Координатором выставки является компания Мондо Мостре (Италия). Кураторы выставки: Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала – Сальвадор Дали» и Томас Клемент Саломон, научный сотрудник компании Мондо Мостре.

Выставка продлится с 1 апреля по 2 июля 2017 года.
В период работы выставки Музей Фаберже открыт ежедневно,
без выходных, с 10-00 до 20-45.
Источник:  Пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~x62Q5


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник