В ожидании белых ночей - Информационный портал

В ожидании белых ночей

10 Апреля 2014

В ожидании белых ночей

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна…
М. В. Ломоносов, «Вечернее размышление о божием величестве...»

Петербургское небо по-особенному бездонным кажется в мае, когда душа томится в ожидании чего-то несбыточного, а светлое время суток волшебным образом растягивается, как будто нарочно, чтобы дать возможность остановить прекрасное мгновение и попытаться приблизиться к этому «несбыточному».

Звонница Смольного собора – самая высокая точка нашего города, с которой можно насладиться панорамой парадного Петербурга, с помощью установленных там бинокуляров рассмотреть перспективу в мельчайших подробностях, а также приблизиться к небесной сфере, поразмышлять о бренности всего вещного и вечности духовного, утопичности мечтаний и реальности сущего. К этому располагает и разнообразная концертная программа Смольного собора, наряду с Исаакиевским, Сампсониевским собором и Спасом на крови входящим в государственный музей-памятник «Исаакиевский собор – музей четырех соборов».
9 апреля в концертно-выставочном зале Смольный собор состоялся своеобразный пресс-показ «летней коллекции». Заместитель директора по концертно-выставочной работе К. Н. Иванов и главный режиссер В. В. Гордиенко подвели некоторые итоги и рассказали, что ждать публике в новом весенне-летнем сезоне. В первом «отделении» были озвучены некоторые цифры. В 2013 году в Смольном соборе состоялись 195 концертов, из них более 40 – органных и более 20 – клавесинных. Камерный хор Смольного собора под управлением дирижера народного артиста России Владимира Беглецова отметил в прошлом году 20-летний юбилей. Публика смогла посетить 73 концерта одного из лучших хоровых коллективов нашего города и страны. Помимо концертной деятельности Смольный собор с каждым годом расширяет количество выставочных проектов, практически каждый месяц появляются новые экспозиции. Так, например, к Дню Победы приурочена выставка «Помним», на которой будут представлены рисунки художников Великой Отечественной воны. Предваряя волнующий многих вопрос о будущем концертного зала, К. Н. Иванов сообщил, что за три года было создано «хорошее соработничество» с петербургской епархией: «Мы помогаем церкви, а церковь помогает нам, поэтому…мы думаем, что в ближайшие 3-4 года мы спокойно будем проводить здесь концерты и, конечно, богослужения».
Во втором отделении зрителям был представлен, по выражению В. В. Гордиенко, «пестрый набор всех летних концертов», которые состоятся в четырех соборах. Выступления, словно пазлы, собрались в музыкальную картину Исаакиевского собора. На лето запланировано 12 концертов Камерного хора. В этот вечер коллектив преподнес публике своеобразный подарок, доказав в очередной раз, что все жанры ему покорны: прозвучали не отрывки из сольных концертов, на которых исполняются произведения С. Рахманинова, Г. Свиридова, П. Чеснокова, А. Гречанинова, Д. Бортнянского, а «Слава быстрая» Г. Свиридова, «Вечерний звон», песня «Yesrerday» из репертуара группы Beatles и русская народная песня «На горе-та калина». С прошлого года в репертуаре Смольного собора появились инструментальные концерты с участием клавесина. По мнению В. В. Гордиенко, это лучший клавесин города. Владимир Радченков заворожил публику помпезной музыкой французского двора, исполнив произведения Куперена, Форкре, Руайе. Представляя клавесинные концерты, В. В. Гордиенко отметил, что «Аутентичное исполнение – это то, к чему мы стремимся, потому что мы находимся в музейных стенах и хотим приблизить наш концерт к концерту XVIII века». Новинкой данного сезона являются «Музыкальные импровизации», в которых принимают участие лауреат международных конкурсов И. Чирской и не нуждающийся в представлении О. Вайнштейн, возобновивший этот жанр, придуманный когда-то Ф. Листом. Во время подобных концертов семейного посещения программа строится, помимо основной музыкальной темы, на записках из зрительного зала, в этом проявляется интерактивное участие публики.
Органные концерты были представлены лауреатом международных конкурсов А. Грудинкиным. Он исполнил Хоральную прелюдию И. С. Баха, а также музыку из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и музыку В. Дашкевича из кинофильма «Шерлок Холмс».
На концерте «Орган в 4 руки и четыре ноги» А. Грудинкин и И. Розанова исполняют не только классическую органную музыку, но и популярную. Специальный видеоряд к концертам, снимки с высокогорного плато в Чили, самого высоко места, где стоит телескоп, служат усилению эстетического впечатления от звучания органа.
Все летние концерты предусматривают посещение Звонницы. Таким образом, Смольный собор представил безграничные возможности своей концертной деятельности, в которой переплетаются архитектура, музыка, история, живопись. Если вам не хватает крыльев, чтобы воспарить, приходите в Смольный собор, здесь небо ближе.

Ксения ИВАНОВА



Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~3PE73


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник