В канун Рождества - Информационный портал

В канун Рождества

Фото: Галина Бограчева

Фото: Галина Бограчева

12 Января 2022

В канун Рождества

Уже давно стало доброй традицией устраивать концерты в новогодние праздники на различных концертных площадках Петербурга. 6 января, в Рождественский сочельник, в Музее-квартире семьи актеров Самойловых, что на Стремянной улице, состоялся замечательный музыкальный вечер. В исполнении петербургских музыкантов, Ивана Рогачева (кларнет) и Елены Серовой (фортепиано), прозвучали три произведения классического репертуара: две сонаты для кларнета и фортепиано — Й. Брамса (Es-dur, ор. 120) и Ф. Пуленка (FP 184), а также виртуозная фантазия Д. Ловрельо на темы оперы Дж. Верди «Травиата».

Кларнет — настоящий король среди деревянных духовых инструментов. Он обладает потрясающими тембровыми и техническими возможностями, идеален в раскрытии лирических и драматических образов, высокой патетики, сокровенных чувств и переживаний.
Настоящим героем вечера стал молодой талантливый кларнетист Иван Рогачев. Уроженец нашего города, выпускник Санкт-Петербургского Музыкального училища имени М. П. Мусоргского по классу Алексея Тихонова, он в настоящее время совмещает учебу в Санкт-Петербургской государственной консерватории (класс Заслуженного артиста Российской Федерации, профессора Андрея Казакова) и в Королевской Академии Музыки в Лондоне, где совершенствует свое мастерство под руководством Марка ван де Виля, Криса Ричардса и Бенджамина Меллефонта. За плечами Ивана Рогачева — победы в нескольких престижных международных конкурсах в различных городах России и за рубежом (в Литве и Бельгии). Музыкант регулярно посещает мастер-классы ведущих исполнителей и знаменитых педагогов: Мартина Шпангенберга, Карела Догнала, Дмитрия Харитонова, Виктора Кулыка, Сергея Кузнецова, Евгения Петрова, Франсуа Бенды, Киллиана Херольда, Филиппа Купера. Сольную карьеру Ивана Рогачева поддерживает Санкт-Петербургский Дом музыки, а также Hattori Foundation в Лондоне, предоставивший ему стипендию, покрывающую все расходы на обучение в Великобритании.
Иван Рогачев играл на кларнете фабрики Buffet Crampon, модель Festival. В его руках музыкальный инструмент в буквальном смысле слова пел, отражая все нюансы исполнительского замысла. Чуть более резко звучал верхний регистр, полный блеска, но немного резковатый, вызывающий ассоциации с тембрами высокой меди.
Сонаты Брамса (f-moll и Es-dur) были написаны композитором в 1894 году, в конце творческого пути, под впечатлением от знакомства с выдающимся кларнетистом Рихардом Мюльфельдом, которому и были посвящены. Мюльфельд не только стал первым исполнителем этих сонат, но также получил в дар их рукописи. Брамс даже отчислял ему свои гонорары за исполнение произведений, написанных для кларнета.
Вторая соната (Es-dur) позволила выявить новые грани творческой индивидуальности Брамса, в буквальном смысле слова открывшего для себя выразительный и технический потенциал кларнета. Меня покорило бархатное звучание инструмента в низком регистре, напоминающее тембр человеческого голоса, а также мастерство фразировки и ведения мелодии на одном дыхании. Весьма удачно прозвучал финал, довольно редко исполняющийся в учебной практике. Построенный в форме свободных вариаций, он изобилует полифоническими приемами развития, имитационными перекличками в партии кларнета и фортепиано в быстром темпе.
Фантазия Д. Ловрельо (1841–1907) на темы оперы Дж. Верди «Травиата» оттенила концептуальность крайних разделов концертной программы. Яркий, легко узнаваемый музыкальный тематизм арий Виолетты и бравурная музыка сцены бала, ставшие шлягерами популярной оперной классики, позволили в полной мере продемонстрировать чувственность лирических тем оперы и показать виртуозность исполнительской техники. Меня лишь озадачило помпезное завершение фантазии, кардинально расходящейся с вердиевской концепцией «тихого финала». Но это, скорее, вопрос к композитору, снискавшему славу автора блестящих концертных обработок, парафраз и аранжировок тем из опер Дж. Верди!
Соната Пуленка, так же как и сочинение Брамса, принадлежит позднему периоду творчества композитора. Она была написана в 1962 году и посвящена Артюру Онеггеру, а впервые исполнена уже после смерти композитора Бенни Гудменом в дуэте с Леонардом Бернстайном. Незадолго до этого Пуленк написал Сонату для флейты (1956), а параллельно с кларнетовой работал над Сонатой для гобоя (1962). Солист блестяще отразил в своей интерпретации глубокий философский смысл сочинения, продемонстрировал стилистическую завершенность и целостность композиторского замысла, где в извечном противоречии поднимается тема жизни и смерти.
В дуэте с Иваном Рогачевым выступила замечательная пианистка Елена Серова. Выпускница Санкт-Петербургской консерватории и концертмейстер на кафедре деревянных духовых инструментов, она является признанным мастером камерных дуэтов, партнером многих европейских музыкантов-духовиков, среди которых Венсан Люка, Давид Вальтер, Ласло Хадади, Николя Бальдеру, Матье Дюфур и другие.
Исполнение Ивана Рогачева и Елены Серовой отличалось великолепной слаженностью дуэта. Порадовали высокая культура звука, безупречная техника и стилистическая выверенность исполнительской концепции.
В финале концерта, сверх заявленной программы, гостей ожидал небольшой сюрприз. В преддверии православного Рождества Христова Иван Рогачев вместе со своей младшей сестрой Ульяной, ученицей Детской музыкальной школы № 2, исполнил лиричный дуэт на тему популярной рождественской песни «Тихая ночь, святая ночь» («Stille Nacht, heilige Nacht») для кларнета и гобоя. Концерт стал настоящим подарком к празднику для любителей камерной музыки и профессиональных музыкантов.
Ирина Попова
Источник:  ИА Северная Звезда
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Kk016


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник