Цикл концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев», декабрь 2022 - Информационный портал

Цикл концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев», декабрь 2022

25 Ноября 2022

Цикл концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев», декабрь 2022

4 декабря 2022, воскресенье, 16 часов
Храм католического францисканского монастыря Святого Антония Чудотворца
9-я Красноармейская 10-А. Станции метро: Балтийская, Технологический институт
Цикл концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев»
Органный концерт «Золотой век барокко: Бах-Гендель-Вивальди»

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.
Золотой век барокко. Голос и орган. Чудесный дуэт Анны Кодинец и Светланы Фурник. Погрузитесь в одну из самых блистательных и загадочных эпох, славящуюся причудливым музыкальным и архитектурным стилями, пышными балами, неподражаемыми нарядами и оглушительными фейерверками. В каждой стране этот удивительный стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов породили Италия, родина барокко, и Германия.
В концерте прозвучит ария из оперы «Баязет» короля стиля, Антонио Вивальди – харизматичного рыжего аббата, чье творчество пронизано солнечной энергетикой. Stabat mater – cамое известное сочинение гениального итальянца Перголези, прожившего всего 25 лет, чуть менее 10 из которых были отданы музыке. Как и Реквием Моцарта, история создания этого сочинения окутана тайной. Легенда гласит, что любимая девушка композитора, родители которой не дали согласия на брак с Перголези, ушла в монастырь, где вскоре скончалась. Ave Maria, «барочный» шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова. «Если музыка Баха – это храм, то музыка Генделя – дворец», – сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Именно поэтому композитора до сих пор не могут поделить между собой Германия и Британия.
Сольный орган представлен творчеством Баха и его великого предшественника Букстехуде — крупнейшего композитора и органиста, главы северонемецкой органной школы, величайшего авторитета своего времени, в течение 30 лет служившего органистом в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом. Вдохновение, мощь, воистину космическую полифонию, запредельную виртуозность и, в то же время, поразительную философскую лирику — все это Иоганн Себастьян доверил своему верному другу и спутнику, обращаясь к органу во всем великолепии своего вселенского мышления. Органные транскрипции Иоганн Себастьян делал абсолютно гениально и с великим удовольствием. Так, обработка скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, — прекрасный пример сочинительства этим правителем талантливейшей музыки. Фантазия и фуга до минор написана Бахом в Веймарский период.
Французский гость концерта Луи Маршан служил органистом соборов в разных городах Франции, играл на органе в королевской капелле Версаля и был известен как как клавесинист-виртуоз и музыкальный педагог. Вошел в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом. Бразильское осознание баховской музыки величайший композитор Вила-Лобос выразил в своем цикле из девяти бразильских бахиан, а Ария из Пятой бахианы стала настоящим хитом.
Впечатляющая музыкальная панорама Золотого века БАРОККО ждет вас!

Программа:
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия, фуга и чакона до мажор BuxWV 137
Антонио Вивальди (1678–1741) Ария Ирен Sposa son disprezzata из оперы «Баязет»
Джованни Баттиста Перголези (1710–1736) Ария Cujus animam gementem из Stabat Mater
Ария Vidit suum dulcem natum из Stabat Mater
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга до минор BWV 537
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ария Клеопатры Piangerò la sorte mia из оперы «Юлий Цезарь в Египте»
Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
Луи Маршан (1669–1732) Речитатив
Гюстав Шарпантье (1860–1956) Ария Луизы Depuis le jour из оперы Луиза
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор BWV 592 (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского): Tempo giusto – Grave – Presto
Эйтор Вила-Лобос (1887–1959) Бразильская бахиана № 5: Ария

Исполнитель:
Анна Кодинец, сопрано
Светлана Фурник, орган

Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)



11 декабря 2022, воскресенье, 16 часов
Храм католического францисканского монастыря Святого Антония Чудотворца
9-я Красноармейская 10-А. Станции метро: Балтийская, Технологический институт
Цикл концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев»
Органный концерт «Времена года и космос Баха»

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Времена года и космос Баха — потрясающая программа Санкт-Петербургского концертного дуэта. Любимые публикой музыканты Марк Таубе и Екатерина Маришкина вновь поделятся с вами своим талантом и вдохновеньем.
Добро пожаловать в Круговорот, в котором одновременно встретятся все ЧЕТЫРЕ времени года эксцентричного венецианского аббата. Да, конечно же это легендарные «Времена года» Антонио Вивальди, соединенные в интереснейший парафраз для скрипки и органа Екатериной Маришкиной. В этот вечер два гения, ни разу не пересекавшиеся в своем земном бытии, встретятся в одном концерте. Бах искренне восхищался творчеством своего итальянского современника, создавая чреду удивительных органных транскрипций его инструментальных концертов просто ради удовольствия. Неудивительно, что даже сейчас восхищенная публика нередко приписывает ряд подобных опусов именно Баху, а не Вивальди. А вот авторство самого популярного сочинения Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается. Это Токката и фуга ре минор, самое «органное» сочинение в мире, звучащее в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников.
В Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия. Прелюдия до мажор – самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса в рекордные сроки обрела популярность, зазвучав в многочисленных салонах, и стала настоящей любимицей публики. В 1859 году впервые прозвучала молитва Ave Maria Баха-Гуно на канонический латинский текст.
Бессменный органист базилики Сент-Клотильд, убежденный «бахианец» Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Этот удивительный человек писал божественную музыку, соединяя в ней землю и небеса. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых, – для органа. Времена года и космос Баха — лучшие сочинения мирового репертуара.

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
Иоганн Себастьян Бах – Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Концерт для органа ре минор
Иоганн Себастьян Бах Ария и Шутка, обработка для скрипки с органом
Леон Боэльман (1862–1897) Молитва из Готической сюиты
Франц Шуберт (1797–1828) Серенада, обработка для скрипки с органом
Сезар Франк (1822–1890) Andantino
Антонио Вивальди Времена года: Круговорот, парафраз для скрипки и органа

Исполнитель:
Марк Таубе, скрипка
Екатерина Маришкина, орган


Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)


18 декабря 2022, воскресенье, 16 часов
Храм католического францисканского монастыря Святого Антония Чудотворца
9-я Красноармейская 10-А. Станции метро: Балтийская, Технологический институт
Цикл концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев»
Органный концерт «Сквозь времена с Бахом и Вивальди»

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.
Орган и виолончель. Петербургские музыканты Дмитрий Сатушев и Алие Абдурашитова проведут вас через несколько миров: барокко, романтизм и день сегодняшний в обществе Баха, Вивальди и Мендельсона.
Баховские сюиты для виолончели соло стилистически очень схожи со скрипичными партитами. Открыв новые технические возможности инструмента, великий мастер вновь обогнал время. В каждой из шести сюит объединено семь номеров: танцевальные номера предварены обязательной прелюдией. Отдельные пьесы настолько выделяются оригинальностью стиля и новаторством музыкального языка, что некоторые из них уже давно исполняются в концертах в качестве отдельных номеров. Три сонаты для виолы да гамба и клавира были написаны Иоганном Себастьяном в период пребывания на посту капельмейстера и в Кётене. В отличие от сольных виолончельных сюит, сонаты для виолы да гамба с клавесином гораздо легче в техническом отношении; а клавесинист является полноправным участником ансамбля. Этот цикл разделил участь большинства баховских опусов, не опубликованных при жизни автора: они впервые увидели свет в 1860, а в наше время прочно вошли в репертуар виолончелистов.
В этот вечер прозвучит и соната «солнечного» итальянца Антонио Вивальди, признанного короля итальянского барокко. Яркий акцент концерта — сочинение нашего современника, блестящего виолончелиста и самобытного композитора Джованни Соллимы.
Сольный орган представлен ранним шедевром Баха: Пассакалией – она делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа.
Шесть Сонат заслуженно занимают центральное место в органном творчестве Мендельсона. Завершенные за два года до кончины композитора, они представляют собой смешение типичных для органной музыки форм. Одним из основных жанров в литургии была и остается хоральная обработка. Можно сказать, вся музыкальная эстетика культа выросла из переосмысления одноголосного хорала, сначала григорианского, а затем, с 1517 года, — и протестантского. Этому жанру отдает дань в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.
Сквозь времена с Бахом и Вивальди — незабываемый музыкальный вояж.

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалия и фуга до минор BWV 582
Антонио Вивальди (1678–1741) Соната для виолончели и бассо-континуо № 5 ми минор: Largo – Allegro – Lento ed espressivo – Vivo
Иоганн Себастьян Бах Прелюдия ре минор из Сюиты для виолончели соло № 2 BWV 1008
Сарабанда до мажор из Сюиты для виолончели соло № 3 BWV 1009
Джованни Соллима (1962) – Дмитрий Сатушев (1983) Terra Aria для виолончели соло
Феликс Мендельсон (1809–1947) Соната ля мажор ор.65 №3 :Con moto maestoso – Andante tranquillo
Иоганн Себастьян Бах Соната для виолы да гамба и клавира № 3 соль минор BWV 1029:
Vivace-Adagio-Allegro

Исполнитель:
Дмитрий Сатушев, виолончель
Алие Абдурашитова, орган

Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)
Источник:  Пресс-служба проекта
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~mleId


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник