Цикл концертов «Органные истории Старого города», декабрь 2022 - Информационный портал

Цикл концертов «Органные истории Старого города», декабрь 2022

23 Ноября 2022

Цикл концертов «Органные истории Старого города», декабрь 2022

2 декабря 2022, пятница, 19:30
Римско-католический храм Святого Станислава
Улица Союза Печатников 22
Цикл концертов «Органные истории Старого города»
Органный концерт «Золотой век барокко: Бах, Гендель, Вивальди»
Золотой век барокко. Голос и орган. Чудесный дуэт Анны Кодинец и Светланы Фурник. Погрузитесь в одну из самых блистательных и загадочных эпох, славящуюся причудливым музыкальным и архитектурным стилями, пышными балами, неподражаемыми нарядами и оглушительными фейерверками. В каждой стране этот удивительный стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов породили Италия, родина барокко, и Германия.
В концерте прозвучит ария из оперы «Баязет» короля стиля, Антонио Вивальди – харизматичного рыжего аббата, чье творчество пронизано солнечной энергетикой. Stabat mater – cамое известное сочинение гениального итальянца Перголези, прожившего всего 25 лет, чуть менее 10 из которых были отданы музыке. Как и Реквием Моцарта, история создания этого сочинения окутана тайной. Легенда гласит, что любимая девушка композитора, родители которой не дали согласия на брак с Перголези, ушла в монастырь, где вскоре скончалась. Ave Maria, «барочный» шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова. «Если музыка Баха – это храм, то музыка Генделя – дворец», – сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Именно поэтому композитора до сих пор не могут поделить между собой Германия и Британия.
Сольный орган представлен творчеством Баха и его великого предшественника Букстехуде — крупнейшего композитора и органиста, главы северонемецкой органной школы, величайшего авторитета своего времени, в течение 30 лет служившего органистом в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом. Вдохновение, мощь, воистину космическую полифонию, запредельную виртуозность и, в то же время, поразительную философскую лирику — все это Иоганн Себастьян доверил своему верному другу и спутнику, обращаясь к органу во всем великолепии своего вселенского мышления. Органные транскрипции Иоганн Себастьян делал абсолютно гениально и с великим удовольствием. Так, обработка скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, — прекрасный пример сочинительства этим правителем талантливейшей музыки. Фантазия и фуга до минор написана Бахом в Веймарский период.
Французский гость концерта Луи Маршан служил органистом соборов в разных городах Франции, играл на органе в королевской капелле Версаля и был известен как как клавесинист-виртуоз и музыкальный педагог. Вошел в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом. Бразильское осознание баховской музыки величайший композитор Вила-Лобос выразил в своем цикле из девяти бразильских бахиан, а Ария из Пятой бахианы стала настоящим хитом.
Впечатляющая музыкальная панорама Золотого века БАРОККО ждет вас!
Программа:
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия, фуга и чакона до мажор BuxWV 137
Антонио Вивальди (1678–1741) Ария Ирен Sposa son disprezzata из оперы «Баязет»
Джованни Баттиста Перголези (1710–1736) Ария Cujus animam gementem из Stabat Mater
Ария Vidit suum dulcem natum из Stabat Mater
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга до минор BWV 537
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ария Клеопатры Piangerò la sorte mia из оперы «Юлий Цезарь в Египте»
Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
Луи Маршан (1669–1732) Речитатив
Гюстав Шарпантье (1860–1956) Ария Луизы Depuis le jour из оперы Луиза
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор BWV 592 (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского): Tempo giusto – Grave – Presto
Эйтор Вила-Лобос (1887–1959) Бразильская бахиана № 5: Ария
Исполнитель:
Анна Кодинец, сопрано
Светлана Фурник, орган
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)

9 декабря 2022, пятница, 19:30
Римско-католический храм Святого Станислава
Улица Союза Печатников 22
Цикл концертов «Органные истории Старого города»
Органный концерт «Вокруг Баха»
Вокруг Баха — концерт Алие Абдурашитовой, позволяющий проследить бесспорное влияние великого Иоганна Себастьяна на многочисленных композиторов мира, которое продолжается и по сей день.
Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки истинные шедевры, подчеркивающие необозримое тембровое богатство органа, исполненные божественного мелодизма и насыщенные богатейшей полифонической фактурой. Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, – делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа.
Шесть Сонат заслуженно занимают центральное место в органном творчестве Мендельсона. Завершенные за два года до кончины композитора, они представляют собой смешение типичных для органной музыки форм. Одним из основных жанров в литургии была и остается хоральная обработка. Можно сказать, вся музыкальная эстетика культа выросла из переосмысления одноголосного церковного песнопения — хорала, сначала григорианского, а затем — с 1517 года — и протестантского. Этому жанру отдает дань в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.
«БахОрама» — Фантазия нашего современника Наджи Хакима, в которой сквозят отголоски самых известных мотивов великого немца.
Вокруг Баха — органное вращение вокруг орбиты гения.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалия и фуга до минор BWV 582
Три хоральные прелюдии
Токката и фуга ми мажор BWV 566
Наджи Хаким (1955) Bachorama
Феликс Мендельсон (1809–1947) Соната ля мажор:Con moto maestoso – Andante tranquillo
Исполнитель:
Алие Абдурашитова, орган
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)

16 декабря 2022, пятница, 19:30
Римско-католический храм Святого Станислава
Улица Союза Печатников 22
Цикл концертов «Органные истории Старого города»
Органный концерт «Воспоминание о Бахе и чистые воды»
Бах и чистые воды — за органом Виталия Котова. Изыски Куперена и космос Баха, мощь Вьерна и философская лирика Франка: безграничные возможности органа откроются в течение одного вечера.
Франсуа Куперен — непревзойденный мастер рококо, ещё при жизни получивший титул «Великий», представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Основу творческого наследия Куперена составляют сочинения для клавесина: это более 250 пьес, изданных в четырех сборниках. Богатство фантазии Великого Мастера воплотилось в его программных пьесах, имеющих самую разную направленность: портретную, пейзажную, жанровую. Важная часть наследия композитора – его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам Иоганн Себастьян Бах, представленный в концерте циклом из Прелюдии и фуги ми мажор, где виртуозная токката соседствует с двумя грандиозными фугами.
Сезар Франк – органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Творчество Баха привлекало и продолжает привлекать композиторов разных стран и эпох. Не остался в стороне и гений симфонического органа, родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор, создав уникальный цикл Bach’s Memento (Воспоминание о Бахе), где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна, созданные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями. Отец Видора был органистом и строителем органов, другом крупнейшего органного мастера, великого новатора XIX века Аристида Кавайе-Коля, по рекомендации которого Видор поступил в Брюссельскую консерваторию. По окончании курса Видор был приглашён временно занять пост органиста в парижской церкви Сен-Сюльпис, взамен умершего Лефебюра-Вели, и состоял в этой должности в течение 64 лет.
Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Выдающийся виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Жан Арист Ален – французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Прожив всего 29 лет, геройски погиб во Второй Мировой войне, оставив в наследии самобытнейшие сочинения. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока. Наряду с органной музыкой, прославленный органист и композитор Тьерри Эскеш создал десятки сочинений в самых разнообразных жанрах, включая симфоническую, камерную, вокальную музыку. Страстный поклонник кинематографа, музыкант импровизировал на органе и фортепиано во время показов немых фильмов «Призрак оперы» и «Метрополис».
Воспоминание о Бахе и чистые воды — только позитивные эмоции.
Программа:
Франсуа Куперен (1668–1733) Офферторий из Приходской мессы
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ми мажор BWV 566
Шарль – Мари Видор (1844–1937) Сицилиана из Шести пьес для органа «Воспоминание о Бахе»
Сезар Франк (1822–1890) Хорал для органа No 2 си минор FWV 39
Жан Ален (1911–1940) Фантазия для органа No 2
Луи Вьерн (1870–1937) Финал из Симфонии для органа ор. 28 No 3 фа-диез минор
Тьерри Эскеш (1965) Поэмы для органа: Чистые воды, Маски, Стих надежды
Исполнитель:
Виталия Котова, орган
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)
Источник:  Пресс-служба проекта
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~QrBLQ


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник