«Царь Борис» в Михайловском театре

4 Декабря 2014

«Царь Борис» в Михайловском театре

3 и 4 января 2015 года на сцене Михайловского театра пройдет музыкально-литературное представление по первой редакции «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского и текстам Николая Карамзина. Музыкальный руководитель и дирижер – Владимир Юровский. Автор литературной композиции и сценической версии – Виталий Фиалковский. Впервые в своей артистической карьере в партии Бориса Годунова выступит Сергей Лейферкус. В проекте заняты музыканты лондонского «Оркестра эпохи Просвещения».

Владимир Юровский, главный дирижер Лондонского филармонического оркестра, художественный руководитель ГАСО им. Е.Светланова: «Проект, который мы готовимся представить в Михайловском театре, изо всех сил сопротивляется жестким жанровым определениям. По форме это комбинированный жанр – здесь соединяются оперное и театрально-драматическое представления, но в его основе лежит нетронутый оригинал Мусоргского, первая редакция «Бориса Годунова» 1869 года. Впервые мы исполним его на оригинальных инструментах XIX века».
Владимир Кехман, генеральный директор Михайловского театра: «Для Михайловского театра сотрудничество с маэстро Владимиром Юровским имеет принципиальную важность. Каждый проект, сделанный в театре под его руководством, для наших творческих коллективов был значимым этапом в профессиональном совершенствовании, а для публики – сильнейшим художественным переживанием. Не менее важно и другое: благодаря таким лидерам, как Владимир Юровский, сохраняется возможность развивать международное сотрудничество в области культуры, несмотря на сложности межгосударственных отношений».
Маэстро Владимир Юровский ранее представил в Михайловском театре гала-концерт оперных звезд «Мост Дрезден-Петербург» (7 июля 2012 года) и оперно-симфоническую программу, посвященную юбилею Сергея Слонимского, включавшую, в частности, концертное исполнение первой части его оперы «Мастер и Маргарита» (9, 10 июля 2012 года).
«Оркестр эпохи Просвещения» (Orchestra of the Age of Enlightenment), созданный в Лондоне в 1986 году, считается одним из интереснейших музыкальных коллективов Европы. «Не все оркестры одинаковы», - так музыканты сформулировали свой творческий девиз. Главная отличительная особенность оркестра в том, что музыканты играют на аутентичных инструментах, а место дирижера не закреплено за одной всевластной личностью.
Сценическая судьба знаменитого сочинения Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» уникальна. В истории русского музыкального театра нет другого названия, которое вызывало бы столько упорных попыток заменить оригинал разнообразными версиями и вместе с тем столько усилий вернуться к авторскому замыслу.
Мусоргский представил законченную партитуру «Бориса Годунова» на суд петербургской Дирекции Императорских театров в 1869 году, но тогда в постановке было отказано. Официальной причиной решения чиновников было отсутствие выигрышного женского образа — обязательного требования устойчивой театральной традиции XIX века.
Вторую, исправленную, редакцию партитуры, включающую «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также новый финал — масштабную сцену народного восстания под Кромами, Мусоргский завершил в 1872 году. 8 февраля 1874 года опера впервые прозвучала на сцене Мариинского театра.
Широкая известность пришла к «Борису Годунову» после появления новой оркестровой редакции, которую уже после смерти Мусоргского создал Римский-Корсаков (1896). Ее триумфально представили на «Русских сезонах» в Париже в 1908 году; в заглавной партии выступил Фёдор Шаляпин.
О существовании первой авторской редакции «Бориса Годунова» более полувека было практически неизвестно широкому слушателю. Переломным моментом в истории оперы стала так называемая «сводная» редакция, которую опубликовал в 1928 году Павел Ламм, восстановивший авторскую партитуру второй редакции оперы и неизвестные ранее фрагменты первой редакции. В 1929 году постановку, максимально приближенную к структуре первой авторской редакции, осуществили в московском оперном театре К.С. Станиславского.
Как самостоятельное художественное произведение первая редакция «Бориса Годунова» была впервые поставлена в Лондоне, в театре Sadler's Wells в 1935 году. Одновременно эта постановка познакомила западного слушателя с авторской оркестровкой «Бориса». Спектакль вызвал активное обсуждение вопросов о соотношении авторского текста и редакции Римского-Корсакова, а также двух авторских редакций. Музыканты сошлись во мнении о необходимости ставить оперу в соответствии с авторской партитурой, и в том, что каждая из авторских редакций представляет собой шедевр, вызывающий восхищение.
В России первой постановкой «Бориса Годунова» на основе первой авторской редакции стал спектакль в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в 1989 году. Дирижер Евгений Колобов использовал еще не опубликованные на тот момент материалы исследователей-текстологов, готовивших полное академическое собрание сочинений Мусоргского.
Партитура первой редакции оперы вышла отдельным изданием в 1996 году. Изучением автографов и восстановлением авторского текста руководил доктор искусствоведения Евгений Левашёв. Именно эта редакция, максимально близкая к авторскому замыслу, будет исполнена в Михайловском театре.
Источник:  Пресс-служба театра
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~gZ5Bh


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник