Театр балета Бориса Эйфмана впервые привезет в Москву новый спектакль о Чайковском - Информационный портал

Театр балета Бориса Эйфмана впервые привезет в Москву новый спектакль о Чайковском

7 Сентября 2016

Театр балета Бориса Эйфмана впервые привезет в Москву новый спектакль о Чайковском

4, 5 и 6 октября на Новой сцене Большого театра состоится московская премьера балета Бориса Эйфмана «Чайковский. PRO et CONTRA». Спектакли пройдут в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» и станут одним из видных событий юбилейного, 40-го сезона Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, стартовавшего в конце августа. Начало в 19:00.

Балет «Чайковский. PRO et CONTRA» – итог многолетнего осмысления хореографом личности и творческого мира великого композитора. Спектакль поставлен на музыку
П. И. Чайковского. Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в конце мая в преддверии юбилея Бориса Эйфмана, 22 июля отметившего свое 70-летие. Столичная премьера постановки будет ее первым гастрольным исполнением.

Балет о Чайковском – пятая по счету работа Бориса Эйфмана, которую Театр привозит в Москву при поддержке «Черешневого леса». В мае 2012 года в ходе этого крупного международного фестиваля прошла европейская премьера балета «Роден». Тогда же хореограф был назван лауреатом премии Олега Янковского «Творческое открытие-2012», вручением которой завершался «Черешневый лес». В октябре 2013 года в рамках фестиваля московская публика впервые увидела спектакль «По ту сторону греха», поставленный по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Год спустя в содружестве с «Черешневым лесом» труппа Бориса Эйфмана познакомила столицу со спектаклем «Реквием», а осенью 2015 года показала в Москве балет
«Up & Down». Все гастроли проходили на Новой сцене Большого театра.

Информация о балете «Чайковский. PRO et CONTRA»:

П. И. Чайковский – пожалуй, самый любимый композитор Эйфмана. На его музыку хореографом поставлены такие знаковые спектакли, как «Идиот» (1980), «Красная Жизель» (1997), «Мусагет» (2004), «Анна Каренина» (2005) и «Евгений Онегин» (2009).

Отдельно необходимо отметить балет «Чайковский», выпущенный в 1993 году и с неизменным успехом демонстрировавшийся по всему миру. В этом спектакле Эйфману фактически удалось материализовать на сцене бессмертную музыку Петра Ильича, воплотить в пластике симфонию страстей. Появление «Чайковского» принято ассоциировать с началом новейшего этапа в творческой жизни Санкт-Петербургского государственного академического театра балета. Именно в 1990-е Борис Эйфман сосредотачивается на создании масштабных хореографических психодрам и утверждает данную эстетическую форму в качестве основной для себя и своей труппы. Сегодня он предлагает новое, оригинальное пластическое высказывание, соответствующее современным художественным и технологическим возможностям балетного театра – спектакль «Чайковский. PRO et CONTRA».

«Обращаясь на протяжении многих лет к музыке Чайковского, я понял, насколько глубок, бездонен мир композитора. Осознал разнообразие тем, связанных с его творчеством, психической сущностью, взаимоотношениями с близкими. Все это не было в достаточной степени исследовано мной ранее. Мне хотелось создать произведение, в котором я мог бы глубже погрузиться в стихию творческих мук Чайковского», - говорит Эйфман.

Хореографический текст новой постановки, как нельзя лучше гармонирующий в эмоционально-драматургическом плане с музыкой композитора, отличается разнообразием и предельно точно передает внутренние переживания героев. Изобретательность пластического языка позволила Борису Эйфману проницательно исследовать внутренний личностный раскол, который мучительно переживался Чайковским, стал источником невыносимых душевных страданий и предопределил трагически исповедальное звучание его произведений.

Основу повествовательной ткани балета составляют наполненные фантасмагорией воспоминания умирающего композитора. Перед глазами изможденного Чайковского проносится вся его жизнь – как горячечное предсмертное видение. Развивая принцип многоликости героев, их распадения на целую галерею образов, Эйфман намеренно усложняет конструкцию спектакля и структуру персонажей. Аллюзии на великие творения композитора – балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» – смыкаются с фантазиями на тему опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Тайна рождения нетленных шедевров, появляющихся словно наперекор миру повседневности с его низменной суетой, находится в центре внимания хореографа-мыслителя и становится ключевой философской проблемой спектакля.

Оригинальные декорации балета «Чайковский. PRO et CONTRA» созданы художником Зиновием Марголиным. Автором костюмов стала Ольга Шаишмелашвили. Оба театральных художника ранее неоднократно успешно сотрудничали с хореографом и его труппой. Световая партитура подготовлена Александром Сиваевым в соавторстве с Борисом Эйфманом.

Главные партии в балете исполняют ведущие солисты Театра, лауреаты премий Президента РФ и Правительства РФ, премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит»: заслуженный артист России Олег Габышев, Сергей Волобуев, Любовь Андреева, Мария Абашова и другие.


Борис Эйфман:

«Петр Ильич Чайковский – творец, чья музыка десятилетиями вела меня и питала созидательной энергией. Его произведения погружают слушателя в неукротимый поток эмоций, пробуждают мечты и фантазии, преображая и возвышая человека.
Я всегда стремился понять, почему композитор, достигший огромной славы и полностью реализовавший свой дар, создавал столь трагическую музыку? Бесспорно: главным источником мук, испепелявших его душу, стало гнетущее осознание собственной инаковости, трактовавшейся Чайковским как проклятие. Но не только роковое внутреннее раздвоение обрекло композитора на немыслимые страдания. Неотвратимость и всевластие фатума, враждебность окружающего мира, вечное одиночество трепетной души – все это лишало Чайковского даже призрачной надежды на обретение покоя и счастья.
Творческий процесс великого художника – всегда загадка. Понять его так же сложно, как и проникнуть в личную жизнь гения. Где найти границу, за которой кончается обыденность и начинается творчество? В судьбе художника эти два начала сплетаются воедино. Радость и страдание, победы и поражения, апофеоз мысли и вихрь страстей – все возлагается на алтарь великих свершений в искусстве. Такова участь каждого творца: он постоянно окружен восторженными почитателями и завистниками, поклонниками и клеветниками.
Жизнь Чайковского – это нескончаемый диалог с самим собой, его творчество – исповедь, полная боли и гнева».
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~cT22S


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник