Совместный проект Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Государственного музея им. А. С. Пушкина - Информационный портал

Совместный проект Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Государственного музея им. А. С. Пушкина

12 Мая 2016

Совместный проект Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Государственного музея им. А. С. Пушкина

12 мая 2016 года в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве (выставочные залы «Мезонин», ул. Пречистенка, 12/2) открывается выставка «Старый Петербург в коллекции князя В. Н. Аргутинского-Долгорукова. Собрание Государственного музея истории Санкт-Петербурга». Она представит зрителям около 120 произведений оригинальной и печатной графики с видами Петербурга и его окрестностей XVIII – середины XIX века.

Владимир Николаевич Аргутинский–Долгоруков (1874–1941) — известный петербургский коллекционер и знаток искусства, один из основателей Музея Старого Петербурга (ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга). В течение десяти лет Аргутинский был товарищем председателя Совета и дирекции музея. С 1907 года он передал в дар Музею Старого Петербурга чертежи ведущих петербургских архитекторов XVIII – первой половины XIX века, живопись, акварели и рисунки с видами столицы, гравюры и литографии, планы Петербурга разного времени. Эта коллекция составила ядро собрания музея в первое десятилетие его существования.
Старинные изображения Петербурга — самая значительная часть коллекции Аргутинского-Долгорукова. Всего им было собрано более трехсот видов города и его окрестностей XVIII – середины XIX века в живописи, рисунке, эстампах, фотографиях и произведениях прикладного искусства. Особое место в этом ряду занимают рисунки, гравюры и литографии русских и иностранных художников, запечатлевшие классицистический Петербург. Благодаря гравюрам Б. Патерсена и И. В. Ческого, литографированным видам Петербурга, изданным Обществом поощрения художеств в 1820-е годы, эстампам, созданным английскими, немецкими и французскими граверами и литографами в XIX столетии, сложилась устойчивая петербургская иконография, включавшая наиболее репрезентативные виды столицы и ее окрестностей. Облик города 1830-х годов отражен в работах таких мастеров городского ландшафта, как М. Н. Воробьев и В. С. Садовников. В 1810–1830-х годах городские пейзажисты часто изображали Дворцовую набережную и Зимний дворец, Стрелку Васильевского острова и набережную у Академии художеств.
Однако собрание Аргутинского представляет не только хрестоматийные виды, но и дает возможность проследить историю многих знаменитых памятников. Так, на выставке можно увидеть Елагиноостровский дворец, изображенный неизвестным художником до его перестройки в 1817–1819 годах. В рисунках 1830–1850-х годов запечатлены сцены возведения и открытия памятников: «Посещение императором Николаем I строительства Александровской колонны во время передвижения каменной глыбы для фундамента» неизвестного художника, «Дворцовая площадь в день открытия Александровской колонны» М. Н. Воробьева, «Торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади» В. С. Садовникова.
В поисках новых городских мотивов Аргутинский, считавшийся «тонким знатоком искусства», включал в свою коллекцию не только листы превосходных рисовальщиков и акварелистов Э. П. Гау, К. И. Кольмана, В. С. Садовникова, но и работы неизвестных художников. Немного вялый рисунок швейцарского декоратора Д. Ф. Ламони искупался мотивами его работ: несохранившимися или утратившими свой первоначальный вид постройками в Павловске.
Отдельную небольшую группу составляют изображения интерьеров, исполненные в 1830–1860-х годах: Казанского собора (З. Ф. Иванов), Малой церкви (Э. П. Гау) и Иорданской лестницы Зимнего дворца (Ю. Фриденрейх (?)), парадной лестницы Академии художеств (В. Г. Фурман).
В собрание вошли также серии гравюр и литографий, издававшиеся в первой половине – середине XIX века, в числе которых «Виды пригородов и окрестностей С.-Петербурга» по оригиналам С. Ф. Щедрина, «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» Общества поощрения художеств и другие.
Созданная во второй половине XIX века панорама «Общий вид Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета» И. И. Шарлеманя (гравюра с этого оригинала была подарена музею В. Н. Аргутинским-Долгоруковым) завершает «обозрение» Старого Петербурга.
Выставка будет работать до 10 августа 2016 года.

27 мая 2016 года в 13.00 в Невской куртине Петропавловской крепости открывается выставка из собрания Государственного музея А. С. Пушкина в Москве «Шедевры московской пушкинианы». Это подарок петербуржцам ко Дню рождения города. В состав выставки вошли лучшие экспонаты московского музея:живописные и графические портреты А.С. Пушкина и его современников, виды России пушкинского времени, редкие книжные издания, предметы декоративно-прикладного искусства.


В свою очередь, Государственный музей истории Санкт-Петербурга открыл в мае в Москве в стенах Государственного музея А. С. Пушкина выставку «Старый Петербург в коллекции князяВ. Н. Аргутинского-Долгорукова»из своих фондов. На ней представлено около 120 произведений оригинальной и печатной графики с видами Петербурга и его окрестностей XVIII – середины XIX века. Выставка продлится до 10 августа 2016 года.
На выставке в Петропавловской крепости демонстрируются прижизненные портреты А. С. Пушкина. Миниатюрный портрет А. С. Пушкина-ребенка работы К. де Местра, ставший символом московской пушкинианы. Он был написан художником в 1800–1802 годах в Москве – городе, где поэт родился и провел первые годы своей жизни. Согласно легенде, Н.О. Пушкина подарила его С.М. Великопольской, дочери семейного врача и друга Пушкиных профессора М.Я. Мудрова, и более ста лет портрет хранился у ее потомков. В залах экспозиции можно видеть еще одно прижизненное изображение поэта – миниатюру, выполненную И.И. Вивьеном. В 1818–1852 годах художник жил и работал в Москве. Там и произошла его встреча с поэтом, вернувшимся в 1826 году в родной город из Михайловской ссылки. Бесспорную художественную и историко-культурную ценность имеет копия портрета А. С. Пушкина с оригинала О.А. Кипренского, сделанная неизвестным русским мастером в середине XIX века по заказу близкого друга поэта, князя П.А. Вяземского. Она получила название «Остафьевская копия», так как происходит из подмосковной усадьбы Вяземских Остафьево.
На живописных парадных и камерных портретах XVIII–XIX веков, представленных на выставке, запечатлены представители русского дворянства той эпохи. Широк и разнообразен круг художников — авторов этих портретов. Наряду с работами хорошо известных русских и иностранных мастеров: Е.И. Ботмана, И.К. Макарова, К. де Местра, Б.-Ш. Митуара, А. Молинари, Н.Д. Мыльникова, В.И. Тропинина, в состав выставки вошли произведения крепостных художников и неизвестных портретистов. Среди портретов современников А. С. Пушкина изображения его друзей, родственников и светских знакомых: А. А. Андро (урожденной Олениной), В. Ф. Гагариной, Н. П. Голицыной, И.И. Дмитриева, Н. Н. Пушкиной–Ланской, А.А. Суворова–Рымникского и других. Особое место на выставке занимают портреты ближайших родственников известной «московской старожилки» Е.П. Яньковой, автора мемуаров «Рассказы бабушки…», ставших своеобразной энциклопедии дворянской жизни.
В состав выставки вошлиживописные полотна Ф.Я. Алексеева, М.Н. Воробьева и С.М. Шухвостова с изображениями Москвы 1800–1840-х годов; акварели В.С. Садовникова, запечатлевшего Санкт-Петербург второй половины XIX века; виды Кавказа работы В. Кнолла.
Атмосферу эпохи также помогают почувствовать редкие книжные издания, посвященные Москве, и предметы декоративно-прикладного искусства. Демонстрируются такие шедевры «золотого века» французской бронзы, как канделябры–треножники работы П.Гутьера; ваза в форме античной амфоры и канделябры с военными трофеями его ученика П.- Ф.Томира; часы «Смерть Лукреции» К.Галля.
Дополняют экспозицию предметы мебели первой половины XIXвека из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~n8zhd


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник