«Слово и дело»

21 Апреля 2016

«Слово и дело»

21 апреля в 20.00 в Доме-музее Шаляпина состоится премьера, о которой уже говорят: постановка Театро ди Капуа «Слово и дело», основанная на письмах, жалобах и доносах XVII века, превратила историю раскола в спектакль-концерт, преисполненный горькой самоиронии.

Спектакль «Слово и дело» — это, как говорят в школе, «самостоятельная работа». Лидер и мотор независимой компании Teatro di Capua, актриса Илона Маркарова сама отбирала материал для постановки, изучив письма патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, Евдокии Урусовой, Богдана Хмельницкого, архиепископа Паисия Лигарита, Семена Дежнева, а также бесчисленные челобитные крестьян. Сама и переложила текстыдокументов XVII века со старославянского на современный русский.

«Слово и дело» —пароль, выражавший готовность дать показания против соседей, близких и родных о преступлениях против царя (а, следовательно, и церкви), начиная с Соборного уложения 1649 года до царствования Екатерины II. «Слово и дело» Илоны Маркаровой— это отнюдь не «донос» на страшную эпоху повального доносительства, не ее оправдание, и вообще не историческая интерпретация. В «Слове и деле» Театро ди Капуа, как в «романах голосов» Алеся Адамовича и Светланы Алексиевич, нет правых и виноватых, важных и незначительных; у крестьян, боярынь, гетманов и патриархов — равное право голоса. И каждый голос рассказывает подробно, в красочных деталях, со всем жизненным напором свою личную историю.

В спектакле каждому голосу дана своя неподражаемая актерская интонация: на пятерых артистов — десятки оригинальных типажей. Письмо или донос — короткая форма, поэтому неудивительно, что документы XVII века замечательно укладываются в кантри-блюз или проповеднический регги, уморительный поп-хит или балладу «под Высоцкого». Для аккомпанемента хватает остроумнейшего баяна в руках Олега Гулевского, для каждого музыкального образа — пары-тройки якобы небрежных вокальных штрихов. Горькая самоирония этого спектакля-концерта, в котором каждая песня заканчивается мольбой к последнему заступнику, царю-батюшке, уже вызвала шквал эмоций среди оскорбленных в разнообразных чувствах сетевых рецензентов, пишущих челобитные авторам постановки. Тем очевидней своевременность нового «Слова и дела»: эта «история в доносах» — зеркало сегодняшнего дня.

Владимир Гусаров:«Как прекрасны артисты, нацепившие с накладной бородой дремучую нашу постыдную древность, вынесшие за два часа на челе всю скорбь потерянного народа, видящего в царе последнего своего заступника. Народ-богоборец и народ Божий, народ-долготерпец, народ-трус и отчаянной смелости, народ-глупец и народ-мудрец, народ-сам-себе-дрянь и сам-себе-величие: каким рядится он от века, каким кажется, и каков он есть — все здесь нам явлено».

Татьяна Джурова:«Режиссер Джулиано Ди Капуа вглядывается в русскую историю с веселым ужасом и изумлением чужака. Потому что происходящее там (всего какие-то три века назад) и всегда — самая настоящая «дичь». Но «дичь» жестокая и беспощадная. В фокусе этого взгляда не столько государственный геноцид, и не одного сословия или национальности — целой страны, целого народа, сколько обратная реакция, психология стукача, упоение доносительством или, наоборот, пассивная надежда жертв на верховную милость».

Леха Никонов:«Русская история, выявленная через бурлеск, это не новость. Новость в том, что основа этого спектакля —только исторические документы. Фактически, именно здесь и выявляется смерть автора. Да и зачем он? Если главный наш автор — вся русская история!».

Автор идеи, перевод текстов: Илона Маркарова
Режиссер: Джулиано Ди Капуа
Сценография: Максим Исаев (театр АХЕ)
Музыкальное оформление: Олег Гулевский (баян)
Актеры: Игорь Устинович, Александр Машанов, Александр Кошкидько, Илона Маркарова, Андрей Жуков
Консультанты: доктор исторических наук Евгений Викторович Анисимов, историк Борис Вадимович Кричевский, поэт Алексей Никонов, Данил Вачегин
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~QaobW


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник