С любовью, издательство «Композитор • Санкт-Петербург»

14 Октября 2020

С любовью, издательство «Композитор • Санкт-Петербург»

Окончание беседы со Светланой Эмильевной Таировой. Начало: «Санкт-Петербургский Музыкальный вестник» № 5 (177), май 2020 г., № 6–7 (178–179), июнь-июль 2020 г., и № 8 (180), сентябрь 2020 г.

— Светлана Эмильевна, еще один очень крупный и резонансный проект издательства «Композитор • Санкт-Петербург» — «Музыкальное приношение будущему» — реализуется совместно с Российским музыкальным союзом. Благодарности педагогов, учащихся, родителей — тех, кому посчастливилось стать участниками этого проекта, — приходят к вам со всех концов России. Насколько я знаю, аналогов этому музыкально-просветительскому проекту не существует. И постепенное увеличение, а в некоторых случаях и возрождение в России детских оркестров и хоров, профессиональных и самодеятельных музыкальных коллективов, пополнение нотно-музыкальных библиотек учебных заведений качественной, профессиональной нотной и методической литературой — в большой степени заслуга этого партнерства. Очень интересны подробности возникновения самой идеи и ваше видение перспектив ее развития. 
— «Музыкальное приношение будущему» — долгосрочный благотворительный проект в поддержку музыкального образования в России. Он направлен на помощь библиотекам музыкальных учебных заведений и на повышение культуры образовательного процесса. И в этой связи я хотела бы вспомнить несколько фактов из нашей отечественной истории. Как известно, точкой отсчета для профес-
сионального музыкального образования в России считается 20 сентября 1862 года — 
день открытия в Петербурге первой русской консерватории.
Она была создана Русским музыкальным обществом по инициативе выдающегося пианиста, дирижера, композитора, общественного деятеля Антона Григорьевича Рубинштейна, который и стал ее первым ректором. Но мало кому известно, что Указом № 1 о будущей Консерватории стал указ о создании библиотеки для еще не существующего учебного заведения. По этому указу Консерватории была передана нотная библиотека Российского музыкального общества. Библио-
тека Консерватории всегда была предметом первоочередных забот ее первого ректора. Будучи одним из выдающихся пианистов XIX века, А. Г. Рубинштейн много гастролировал по Европе, где давал благотворительные концерты, сборы от которых шли на приобретение для Консерватории инструментов и нот. Ректор прекрасно понимал, что основа образования профессионального музыканта — изучение и знание мировой музыкальной литературы. Благодаря усилиям Рубинштейна библиотека Консерватории стала одним из крупнейших в Европе нотных хранилищ.
С тех пор прошло более полутора веков. К сожалению, ситуация резко изменилась. За последние десятилетия финансирование библиотек музыкальных учебных заведений, и в том числе первой русской консерватории, резко сократилось, а во многих регионах практически было сведено к нулю. Мы все хорошо знаем, что уже десятилетия музыкальное образование в России в основном обеспечивают страницы ксерокса и интернет-сканы, зачастую очень сомнительного качества.
Как это ни прискорбно, но многие из нас смирились с подобным положением вещей и не задумываются ни о последствиях такого образования, ни о том, почему во всем мире использование ксерокопий и интернет-сканов в педагогической практике запрещено законом — и закон этот исполняется. Получив сканированную страничку, будущий музыкант даже не имеет возможности прочитать имя композитора, чью музыку он играет, так как оно осталось на обложке неизвестного ему издания, часто даже не догадывается, что пьеса, которую он разучивает, — лишь часть большого цикла... и так далее.
К счастью, судьба музыкальных библио-
тек оказалась небезразличной многим выдающимся отечественным музыкантам, и в первую очередь художественному руководителю — директору Мариинского театра Валерию Абисаловичу Гергиеву, по чьей инициативе был организован и под чьим патронатом развивается проект «Музыкальное приношение будущему». Первая торжественная церемония дарения прошла в Петербурге в Международный день музыки, 1 октября 2005 года, в зале Академической капеллы.
За пятнадцать лет существования «Музыкального приношения» более двух с половиной тысяч библиотек в пятидесяти двух городах России получили в дар свыше 150 тысяч экземпляров нотной и методической литературы. Дарителями выступили банки, крупные фирмы, представители бизнеса, деятели культуры и искусства. Генеральные партнеры проекта — Сбербанк России и Российский музыкальный союз.
В концертах, приуроченных к каждой благотворительной церемонии, участвуют дети — учащиеся музыкальных школ, колледжей, училищ и студенты консерваторий. Это их вклад в благотворительную акцию, что очень важно с этической точки зрения.
Мы считаем очень важным, чтобы будущие музыканты с первых шагов в искусстве занимались по профессиональным изданиям, отредактированным и прокомментированным авторитетными музыкантами, а не пользовались случайными ксерокопиями и интернет-сканами. Это особенно актуально, потому что в России, как во всем цивилизованном мире, на престижных конкурсах уже не допускается использование ксерокопированных нот.
Надежду на то, что общими усилиями мы сможем обеспечить музыкальные учебные заведения профессиональными нотами и книгами, подкрепляет и начавшаяся в прошлом году реализация национального проекта «Культура» (2019–2024), благодаря которому первые счастливцы уже сумели на целевые средства приобрести необходимые им инструменты и ноты.

— Можно только пожелать всем причастным к реализации этой благородной миссии сил и удачи в этом столь необходимом, полезном и действительно устремленном в будущее деле! Светлана Эмильевна, но ведь проект такой направленности невозможно осуществить не только без образованных и ратующих за будущее музыкальной культуры меценатов, но и без специального, содержательно и методически обеспеченного направления работы издательства. Как удается обеспечить такой объем продукции в этом сегменте работы издательства?
— Первое, на что я хотела бы обратить внимание: Россия подарила миру не только великий балет, но и великих музыкантов-исполнителей. Как только во второй половине ХХ века в мире изменился политический климат, русские музыканты с огромным успехом стали выступать на сценах самых известных концертных залов мира, стали преподавать в самых крупных мировых музыкальных образовательных центрах, стали играть в самых знаменитых оркестрах. Все эти люди учились у себя на родине. Не лучшее ли это доказательство тому, что музыкальное образование в России имеет замечательные традиции?
В СССР профессия музыканта считалась одной из самых престижных. Конкурсы в консерватории уступали лишь конкурсам в театральные институты. Отличительной чертой советского музыкального образования считалась его фундаментальность и ориентация на подготовку профессионалов. Занятия по специальности сопровождались глубоким изучением истории музыки, теоретических дисциплин, классической музыки разных стилей и жанров. С момента начала занятий музыкой у ребенка заканчивалось детство: начинался ежедневный тяжелый труд. На подготовку профессионалов была рассчитана и вся педагогическая литература.
За последние годы ситуация изменилась. Профессия музыканта стала менее престижной; об этом, в частности, свидетельствует снижение конкурсов в музыкальные учебные заведения. Зато наметилась другая тенденция, которой нельзя не порадоваться: увеличилось число детей, которых стали учить в музыкальных школах без обязательной ориентации на профессию музыканта. Произошел поворот к прошлому, когда в образованных семьях детей обязательно приобщали к музыке, живописи, танцам… 
Новая тенденция потребовала и новой образовательной литературы. Сегодня в каталоге нашего издательства представлен разнообразнейший нотный репертуар для всех уровней музыкального образования: от дошкольного (популярные серии «Ладушки», «Детские праздники», «Песенки детям» и другие) до консерваторий.
Предметом гордости нашего издательства является уникальный учебно-методический комплекс для фортепиано 
«В музыку с радостью» петербургских педагогов О. Геталовой и И. Визной, предназначенный для занятий с детьми начиная от 4–6 лет и до окончания школы. Двадцать пять лет тому назад они одними из первых уловили потребность в фортепианной школе, рассчитанной на детей разных способностей. Название «В музыку с радостью» как нельзя лучше соответствовало радостной обстановке занятий. За прошедшие четверть века к школе прибавились девять выпусков хрестоматий, обеспечивающих базовый репертуар пианистов на весь период обучения в школе (в работе еще два выпуска, включающие фортепианные концерты).
Учитывая не только всероссийскую популярность комплекса «В музыку с радостью», но и востребованность его за рубежом (только в 2018 году заказы пришли из двадцати пяти стран), серию мы выпускаем на двух языках. Одновременно мы предлагаем педагогам и учащимся классические фортепианные школы мэтров фортепианной педагогики советского периода А. Д. Артоболевской и С. С. Ляховицкой.
Не менее востребована и современная школа игры на скрипке известного педагога, преподавателя Специальной музыкальной школы при Петербургской консерватории С. М. Шальмана «Я буду скрипачом. Тридцать три беседы с юным музыкантом». Одновременно со школой С. М. Шальмана предлагаются две классические скрипичные школы его предшественников Л. М. Сигал и К. А. Фортунатова.
Сегодня в нашем каталоге представлены хрестоматии практически для всех инструментов, в том числе редких: от фортепиано, скрипки, виолончели, кларнета до блок-флейты и вибрафона. Все публикуемые сборники педагогического репертуара включают в себя методические рекомендации авторитетнейших педагогов.
Должна сказать, что музыка для детей всегда занимала особое место в творчестве наших композиторов. Этому во многом способствовала активная деятельность композитора и педагога Сергея Яковлевича Вольфензона (1903–1992). Он преподавал композицию в Специальной музыкальной школе при Консерватории, где его учениками были Геннадий Банщиков, Валерий Гаврилин, Сергей Слонимский... С. Я. Вольфензон был инициатором создания для нашего издательства серии фортепианных сборников современных пьес для детей. Именно по его инициативе были написаны первые пьесы для детей С. Слонимского, через много лет ставшие хрестоматийным циклом «От пяти до пятидесяти», первые несколько пьес для фортепиано в четыре руки 
В. Гаврилина, положившие начало знаменитым «Зарисовкам».
Отрадно, что эстафету создания музыки для детей приняли следующие поколения композиторов. Роль составителя новых сборников взял на себя композитор Сергей Николаевич Поддубный. Ему удалось создать репертуарные сборники для всех инструментов симфонического оркестра, балалайки и домры и вовлечь в работу новых авторов. Сегодня сочинения представителей петербургской композиторской школы составляют золотой фонд педагогического репертуара и являются украшением нашего педагогического раздела каталога. Достаточно назвать имена Леонида Балая, Сергея Баневича, Станислава Важова, Натальи Волковой, Валерия Гаврилина, Николая Мажары, Жанны Металлиди, Андрея Петрова, Евгения Петрова, Виктора Плешака, Сергея Плешака, Георгия Портнова, Леонида Резетдинова, Евгения Рушанского, Владимира Сапожникова, Сергея Слонимского, Валерия Фадеева, Юрия Фалика, Георгия Фиртича, Олега Хромушина, Исаака Шварца...
Особо хочу выделить работу еще одного ученика С. Я. Вольфензона — Григория Корчмара, блистательного мастера оркестрового письма. Сегодня мы имеем возможность предложить школьным оркестрам партитуры и комплекты оркестровых голосов трех знаменитых «учебных» скрипичных концертов (Ж. Акколаи, Ф. Зейца, О. Ридинга) в оркестровке Г. Корчмара.
Переходя к учебно-методической литературе, не могу не отметить, что по количеству работ, публикуемых сегодня издательствами России (и не только специальными), предложение превышает спрос. Выбор огромный. И это хорошо. Огорчает другое: большинство этих изданий носит случайный характер. По одному предмету вы можете найти массу разных рабочих тетрадей, но нет учебника или учебного пособия, по другому — наобо-
рот. В третьем случае — есть и учебные пособия, и рабочие тетради, но не представлены все возрасты (классы). Для решения этой задачи мы решили сформировать в нашем издательстве специальный отдел учебно-методической литературы, в числе главных приоритетов которого — выпуск компетентных изданий, отвечающих сегодняшним запросам российских педагогов, а также заполнение «белых пятен» в этом сегменте. Мы уже можем предъявить серию комплектов курса сольфеджио для всех классов «Учиться музыке легко» (авторы Ж. Металлиди, 
А. Перцовская). Редкой особенностью этих изданий является наличие в комплектах учебников — это высший разряд методической литературы, не требующий привлечения дополнительных ресурсов.
Несколько лет назад в нашем каталоге появилось экспериментальное издание «Экспресс-курс», объединившее программу четырех лет обучения по музыкальной литературе. Его авторы — Э. Кельх, Е. Столова, Н. Нестерова. «Экспресс-курс», удостоенный Гран-при на международном конкурсе музыкально-теоретических работ, мгновенно завоевал признание как незаменимое пособие для подготовки к экзаменам.
Продолжая экспериментировать с жанрами методической литературы, мы выпустили первую книжку из не имеющей аналогов серии «Музыкальный ЕГЭ», созданной по многочисленным просьбам преподавателей, испытывающих острую нужду именно в этом жанре. Десять альтернативных пособий по курсам «Музыкальная литература» и «Сольфеджио» выполнены в различных формах: от собственно контрольных работ до музыкальных олимпиад. Все эти издания можно сочетать между собой или на их основе конструировать собственные программы.
Для занимающего все большее место в программах детских музыкальных школ предмета «Слушание музыки» мы, даже опережая время, издали два выпуска «Диск-коллекции». Это учебно-методическое пособие с аудиоприложением на DVD — авторы Н. Новицкая и О. Рогальская. Первый выпуск — русская музыка. Второй выпуск — советская и современная отечественная музыка (от Глиэра, Мясковского, Прокофьева до Уствольской, Тищенко, Десятникова...). Признанием достижений издательства в области создания современных учебно-методических пособий явилось присуждение нашим изданиям множества дипломов на различных международных конкурсах теоретических работ. В частности, «Диск-коллекция» была удостоена Гран-при на международном конкурсе.
Мне очень хочется вспомнить еще одну книгу, которая не относится к разряду методических пособий и учебников, но которую по емкости охвата материала и форме изложения можно считать замечательным пособием для всех школ по предмету «Музыка». Я имею в виду специально написанную для нашего издательства музыковедом Э. Финкельштейном занимательную энциклопедию для детей «Музыка от А до Я». Впервые изданная более двадцати лет тому назад, энциклопедия до сих пор остается непревзойденной книгой в жанре справочной музыкальной литературы для детей. Хочется верить, что подобных книг будет больше. 
Мы возлагаем большие надежды на вновь сформированный отдел методической литературы, в котором работают молодые, современные, креативные специалисты, сумевшие увлечь сотрудничеством с нами преподавателей ведущих школ России, совместно вынашивая идеи от собственно материала будущего издания до формы его подачи.

— Если говорить об объеме и выдающихся результатах работы издательства за прошедшие десятилетия, то не нужно проводить большое исследование, чтобы понять, что сейчас у вас сформирован уникальный нотный архив, который является национальным достоянием и золотым фондом отечественной культуры. Я поинтересовалась: в каталог входит около 60 000 произведений, и пополняется он буквально ежедневно. Очень радует то, что сейчас практически любое сочинение, представленное в архиве, становится доступным через услугу print on demand. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне работы издательства.
— Услуга «печать по требованию», как мне кажется, родилась специально для музыкального издательства. Дело в том, что во всем мире людей, знающих ноты, гораздо меньше, чем знающих буквы. 
А если разделить число музыкантов на количество музыкальных инструментов, на которых они играют, и разнообразие составов ансамблей, то станет ясно, что некоторые ноты не могут быть востребованы тиражом более двадцати-тридцати экземпляров, да и то это количество может продаваться не один год. Но это не значит, что такие ноты вообще не нужны. Издательство должно стремиться к тому, чтобы любыми способами удовлетворить каждый запрос. До того, как в нашем распоряжении появилась техника, позволяющая качественно отпечатать и сброшюровать даже один экземпляр, мы вынуждены были вместо того, чтобы напечатать десять экземпляров, печатать не менее пятисот. Сегодня, имея в архиве оригиналы свыше шестидесяти тысяч произведений, мы имеем возможность по требованию заказчика в течение нескольких дней либо предоставить нашему клиенту экземпляр в электронном виде с защитными знаками, исключающими возможность размножения в коммерческих целях, либо напечатать один экземпляр и передать заказчику. Стоимость такого экземпляра сопоставима со стоимостью европейского издания. Из-за постоянной ограниченности в средствах даже востребованные и уже проданные тиражи иногда нет возможности своевременно допечатать. Тогда около данного наименования появляется надпись «нет в наличии». 
В этой ситуации в случае необходимости один или несколько экземпляров могут быть выполнены через услугу «печать по требованию» за короткий срок.

— Я думаю, что такая услуга очень точно отвечает вызовам времени и год от года будет все более популярной. Еще один вопрос. В России продаются ноты европейских издательств по европейским ценам. В основном классика. И люди вынуждены покупать их. Почему эти ноты не издать в России, раз они востребованы? В отличие от нот, мировая литература в наших книжных магазинах представлена в широчайшем ассортименте…
— Во-первых, книжных издательств намного больше, чем нотных. Я уже говорила, что в СССР было всего два нотных издательства. Книжных, правда, тоже было немного — семьдесят. В СССР на открытие издательства нужно было получить решение Совета министров. После распада СССР в России возникли тысячи книжных издательств, а нотных — единицы. 
А между тем ассортимент, который могут предложить музыкантам существующие в России издательства, ограничен. У российских издательств просто нет средств, поэтому некоторые предпочитают купить и перепродать чужое издание. Это выгоднее. Я не вижу в этом ничего предосудительного. Пусть хоть таким путем ноты всё же попадают в Россию. Вопрос в другом. Почему западные издательства могут иметь в своих каталогах всю мировую классическую и современную музыку, а русские — нет? В России нет многих сочинений даже классиков отечественной музыки.
Мне очень хочется привести один пример. В 2000 году мы издали очень популярное сочинение для хора нашего современного композитора, права на которое принадлежат нашему издательству. За двадцать лет мы продали три тысячи экземпляров, что для сочинения непедагогического репертуара считается большим тиражом. Два года тому назад мы уступили американскому издательству право печатать и распространять это сочинение только на территории США — стране, где, правда, культ хорового пения. Через год мы получили отчет, увидев который, я сначала решила, что в отчете ошибка в количестве нулей. Однако финансовый отчет подтвердил правильность указанной цифры: за один год в США было продано семьсот тысяч копий. Что, в США семьсот тысяч хоров? Нет. Просто каждый хор купил экземпляры для каждого хориста, а у нас хор в лучшем случае купит один экземпляр и сделает ксерокопии, а чаще — размножит интернет-скан и вый-
дет на сцену. Дело в том, что в США, как и в большинстве европейских стран, существует закон, защищающий интересы издательства и автора, по которому ксероксы и интернет-сканы использовать в педагогической и концертной практике запрещено. Пока подобный закон не примут в России, давайте мечтать не о том, чтобы появились новые музыкальные издательства, а о том, чтобы сохранились существующие.

— Светлана Эмильевна, наша беседа, к сожалению, завершается. В ее начале вы сказали, что считаете письма Юргенсона «своими университетами». Как я поняла из нашего общения, это имя красной нитью проходит через вашу биографию — с ним связаны и чудесные воспоминания детства, и профессиональная закалка, и карьерные повороты, и память о человеке, подарившем вам сорок четыре года назад переписку Юргенсона… Какое из запомнившихся высказываний Петра Ивановича вам хотелось бы повторить?
— Пожалуй, главное: «Я глубоко люблю свое дело потому, что дело это не простое, а важное для многих».

— Эти слова, судя по всему, и есть кредо издательства «Композитор • Санкт-Петербург», результаты работы которого стали гордостью российской культуры. Светлана Эмильевна, а чем гордитесь лично вы? 
— Нашими авторами и сотрудниками издательства.

— К сожалению, мы беседуем с вами не в самое благоприятное и для мира, и для нашей страны время. Как в связи с этим вы оцениваете ближайшие перспективы развития издательства «Композитор • Санкт-Петербург»?
— Как вы можете догадаться, за свою жизнь мне приходилось не раз переживать не самые благоприятные времена. Лично я придерживаюсь девиза одного из величайших политиков, стратегов XX века, бывшего британского премьер-министра сэра Уинстона Черчилля: «Любой кризис — это новые возможности». 
Будем искать новые возможности!
Беседовала Татьяна ХАЙНОВСКАЯ 
Фото предоставлены издательством «Композитор • Санкт-Петербург».
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (181), октябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~lU7PI


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник