Россия сквозь века - Информационный портал

Россия сквозь века

7 Июня 2022

Россия сквозь века

12 июня 2022 года. Начало в 20.00. Большой зал Филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Дню России посвящается

Праздничный концерт к юбилею Филармонического общества Санкт-Петербурга: 220 лет со дня основания и 30 лет со дня Возрождения

Участники: Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижер -- Александр Титов
Солист – лауреат Международных конкурсов – Павел Райкерус

В программе: Шостакович. Праздничная увертюра
Рубинштейн. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Чайковский. Пятая симфония

Программа симфонического концерта, посвященного Дню России, носит неслучайный характер.
Организаторы и исполнители стремились отразить в пространстве одного концерта четкую этическую линию в развитии отечественной музыки.
Наглядно показана преемственность традиций на примере ярчайших сочинений, принадлежащих перу не только двух гениальных авторов -- Чайковского и Шостаковича, но и перу основоположника русского музыкального образования и, безусловно, талантливого композитора -- Антона Рубинштейна.

Четвертый фортепианный концерт А.Г. Рубинштейна, написанный в 1864-м и окончательно отредактированный автором в 1872 году, благодаря четкой форме и яркому мелодизму, а главное -- удивительному балансу между солистом и оркестром, быстро вошел в репертуар многих пианистов. Его не раз играл даже сам Рахманинов. К сожалению, в последние годы этот концерт все реже звучит с концертной эстрады. А жаль, ибо именно 4-й концерт, как и знаменитая опера Рубинштейна «Демон», без сомнения, относятся к жемчужинам отечественного музыкального искусства.

Пятая симфония П.И. Чайковского, наряду с симфонией «Манфред» и Шестой симфонией – несомненный шедевр русского симфонизма. Написанная в 1888 году и тогда же прозвучавшая в концерте Санкт-Петербургского филармонического общества под управлением автора, симфония
была принята весьма благожелательно. С.И. Танеев, ученик Чайковского, считал ее лучшим творением своего учителя.

Сегодня уже нет такого дирижера, который не исполнял, или не мечтал бы исполнить это великое сочинение. Схватка человека с роком – неизбежностью судьбы, столь явственно выраженная композитором в четырех частях симфонии, делает ее столь притягательной и для музыкантов, и для слушателей. А знаменитое соло валторны из 2-й части давно уже стало одной из самых любимых мелодий множества меломанов.

Как утверждают одни историки, «Праздничная увертюра» Д.Д. Шостаковича была написана в 1947 году к 30-летию Октябрьской революции, но увидела свет лишь осенью 1954-го. Другие же утверждают, что увертюра была написана в 1954 году за три дня по срочному заказу Большого театра СССР к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Но как бы там ни было, именно за эту работу композитор был удостоен звания Народного артиста СССР, что стало явным знаком выхода композитора из длительной опалы.

Музыка же этого блистательного сочинения, развивающего традиции, заложенные еще М.И. Глинкой в увертюре к опере «Руслан и Людмила», не нуждается в словесном описании. Достаточно сказать, что спустя пять лет после кончины композитора, увертюра была признана фирменным музыкальным знаком Московской летней Олимпиады 1980 года, а также была исполнена на стокгольмской Нобелевской церемонии.
Источник:  Пресс-служба проекта
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Lnin2


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник