«Риголетто» на сцене Эрмитажного театра

Фото: пресс-служба театра

Фото: пресс-служба театра

10 Декабря 2019

«Риголетто» на сцене Эрмитажного театра

11 декабря 2019
Музыкальная драма в трех актах

«Риголетто» — одно из наиболее известных произведений Верди. Действие оперы строится на резких драматических контрастах. В центре ее острая психологическая драма, многосторонне очерчивающая образ Риголетто — язвительного придворного шута, нежного, глубоко страдающего отца, грозного мстителя. Ему противостоит легкомысленный и развращенный герцог, обрисованный на фоне придворной жизни. Душевная чистота, беззаветная преданность олицетворены в образе юной Джильды. Эти контрастные характеры выпукло, с замечательным богатством психологических оттенков воплощены в музыке оперы.
В основу сюжета оперы положена драма В. Гюго «Король забавляется», написанная в 1832 году. Драматургия Гюго привлекла Верди яркими романтическими контрастами, бурным столкновением страстей, свободолюбивым пафосом, напряженным, динамичным развитием действия. Сюжет «Риголетто» Верди считал лучшим из всех, положенных им на музыку: «Здесь есть сильные ситуации, разнообразие, блеск, пафос. Все события обусловлены легкомысленным и пустым характером герцога; страхи Риголетто, страсть Джильды и пр. создают замечательные драматические эпизоды». Текст Гюго подвергся сокращению. Сюжет приобрел более камерное звучание, акцент был перенесен на показ личных взаимоотношений героев в психологически острых ситуациях. Партитура «Риголетто» была закончена чрезвычайно быстро — в сорок дней. Премьера состоялась 11 марта 1851 года в Венеции. Опера была принята восторженно и быстро распространилась по всем европейским сценам, принеся Верди широчайшую популярность.
Версия спектакля, художественного руководителя театра «Санктъ-Петербургъ Опера» народного артиста России Юрия Александрова, разрушает сложившиеся при постановках «Риголетто» оперные штампы, порой выдаваемые за традицию, и приближает оперу к авторской концепции композитора. В спектакле горбун Риголетто изломан морально, изуродован душой и горб с маской – всего лишь его шутовское обличье. Мотив маски, зловещего маскарада жизни пронизывает весь спектакль.
Вечная музыка Верди, великолепные костюмы и декорации. Здоровый физически шут с горбатой душой. Сюжет из придворной жизни режиссер Александров трактует в духе придворного спектакля. Костюмы заставляют вспомнить и картины старых мастеров, и кадры из фильма «Фаринелли». При этом режиссер сумел избежать двух зол, поджидающих любого постановщика оперы Верди – хрестоматийности и осовременивания, поэтому спектакль близок шекспировскому стилю, не мелодрама, а трагедия, где шут Риголетто и наемный убийца Спарафучиле составляют выразительную пару. Впечатления от постановки трудно описать, это нужно увидеть и услышать самому.
Источник:  Пресс-служба театра
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~9j3CJ


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник