Размышления о «физиках» и «лириках»: хоровое совершенноЛЭТИе - Информационный портал

Размышления о «физиках» и «лириках»: хоровое совершенноЛЭТИе

© Евгений Федосков, СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

© Евгений Федосков, СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

2 Декабря 2021

Размышления о «физиках» и «лириках»: хоровое совершенноЛЭТИе

Концерт Академического хора Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») посвящался 135-летию первого в России электротехнического института. Зал Капеллы заполнили студенты всех поколений — от нынешних юных первокурсников до седовласых коллег из далеких 50–60-х, среди которых были и немногие хористы «первого призыва». Хор открывал свой 65-й сезон; в нынешнем году коллектив уже отмечен Гран-при международного хорового фестиваля-конкурса «Радуга» и дипломом лауреата I степени VII хорового фестиваля «Молодая классика».

Удивительная судьба у этой, сквозь лета летящей аббревиатуры, ЛЭТИ, одной из немногих уцелевших от прежних времен. Не легендарная ли «Весна в ЛЭТИ» этому способствовала? Тот самый, в начале хрущевской оттепели возникший, первый полнометражный студенческий спектакль, на который и в Ленинграде, и в Москве (на гастролях!) спрашивали «лишний билетик», как во МХАТ или Большой! Я вспоминаю ЛЭТИ, в котором посчастливилось учиться, с благодарностью как наш Лицей, как несравненный университет. Институт тогда так еще не назывался, но был действительно университетом — не только техническим, но и гуманитарным.
Вот в этом-то все дело! Подлинная культура не членится на материальную и духовную. Естественно-научное познание и художественное открытие мира органически, неразрывно связаны. Это хорошо знали Пифагор — математик и музыкант, Леонардо да Винчи — художник и инженер, Ломоносов — ученый и поэт, по слову Пушкина, «наш первый университет».
С гордостью вспоминаю, что у нас в ЛЭТИ в 50–60-х гг. вопреки идеологической зашоренности и партийному диктату царила атмосфера духовных поисков. На дворе стояла хрущевская оттепель, мы полной грудью дышали воздухом свободы, а то, что часто это был, по слову Мандельштама, «ворованный воздух», — предельно обостряло наши мысли и чувства. И ведь не случайно «Весна в ЛЭТИ» родилась в техническом вузе.
В вузе был свой оркестр во главе с блестящим музыкантом Анатолием Бадхеном, тогда молодым человеком, немногим старше студентов-оркестрантов. У нас был класс сольного пения — занятия в нем вела Ольга Евдокимова, в юные годы певшая на одной сцене с Шаляпиным в Народном доме. Молодой Наум Бирман — его имя скоро зачастит на афишах — принял в свои руки театральный коллектив. Нашей «Зеленой лампой» — литературным кружком — руководил поэт-фронтовик Игорь Ринк. А еще была студенческая киностудия «ЛЭТИ-фильм»… Художественная самодеятельность призвана была не только развлекать, но и воспитывать, образовывать! Вместе с друзьями-сокурсниками я редактировал машинописную стенную газету «Искусство всем!».
Самодеятельный хор с приходом в 1957 г. главного хормейстера Александра Крылова стал одним из ведущих студенческих хоров города. Уже в 1959 г. хор ЛЭТИ занял первое место на конкурсе студенческих хоров. Я всё время старательно избегаю слова «любительских»: высочайший профессионализм хора ЛЭТИ засвидетельствован в многочисленных рецензиях на родине и за рубежом. На пластинке — виниловом диске фирмы «Мелодия» — запечатлены в исполнении студентов-электротехников шедевры русской и европейской классики от барокко до наших дней, народные песни…
В хоре поют не только студенты, выпускники, но и работники университета, любители хорового искусства. Более трети времени существования хора (с 1999 г.) коллективом руководит хормейстер Елена Касьянова. Приняв коллектив на излете трудных 90-х, она сумела возродить его былую славу. Ежегодно проводимый конкурс студенческих хоров под все тем же «вечным» названием-девизом «Весна в ЛЭТИ» укрепил авторитет его устроителей.
Концерт традиционно начался с произведений духовной музыки. Рядом с известными литургическими образцами, такими, как «Свете тихий» Павла Чеснокова и «Херувимская песнь» Юрия Сахновского, звучали опусы современных композиторов: «Трисвятое» Татьяны Яшвили и «О, всепетая Мати» из цикла «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова. В звуковой палитре хора бархатные «органные» низы оттеняли прозрачную фактуру сияющих высоких голосов, выразительную вязь речитативов. Но главное, пение было проникнуто искренним переживанием текста, музыкального и словесного.
Светская музыка была представлена редко исполняемым «Пантелеем-целителем» Сергея Рахманинова на слова Алексея Толстого, фрагментом «Буйный ветер» из хорового концерта Виталия Ходоша «Зорюшки-зори» на стихи Льва Мея: они прозвучали с поистине богатырской мощью, русским размахом. Излюбленные музыкантами и публикой миниатюры петербуржцев — «Незнакомка» Юрия Фалика и «Кенгуру» Сергея Екимова в очередной раз поразили неожиданностью авторской интерпретации поэзии, усиленной точными исполнительскими штрихами. Загадочная блоковская «Незнакомка» дышит духами и туманами в ритме танго, а эротическая фантазия Николая Гумилёва «Кенгуру» вдруг преображается в шаловливую детскую песенку-игру. Блеск и виртуозность русских «Частушек» в обработке Олега Коловского сулили встречу со своеобразным «хоровым оркестром».
И во втором отделении концерта эта встреча состоялась. Академический хор предстал во всем многогранном великолепии «неакадемических» жанров. Шведская народная песня «Трило» в обработке Бенгта Оллена (солистка Астхик Оганесян) впечатлила прямо-таки изощренной хоровой «оркестровкой», игрой со сценическим пространством, театрализацией, антифонным пением. «Cantate Domino» Жозу Эльбердина в интерпретации хора напоминала не средневековые молитвенные песнопения, а афроамериканские спиричуэлс.
«Маленький барабанщик» из репертуара американской группы «Pentatonix» рядом с фолк-пьесой «Кудри русые» Виктора Кися в хоровой аранжировке Михаила Малинина… Масштабный «Русский триптих» Бориса Толочкова рядом с обрядовым действом народного карнавала в пьесе «Ta na Solbici» словенского композитора Само Вовка… Казалось порой, что хор … сам себе оркестр, настолько филигранно голоса хористов исполняли-имитировали чисто инструментальные партии. Сделанная Михаилом Серковым изящная хоровая аранжировка «Неаполитанской песенки» Петра Чайковского и, конечно же, русские народные песни «Ах, ты степь широкая» (в обработке Алексея Печникова) и шаляпинская «Прощай, радость, жизнь моя!» (в обработке Дмитрия Смирнова) довершали программу вечера.
Сегодня Академический хор СПбГЭТУ¬ «ЛЭТИ» широтой своих музыкальных предпочтений, сочетанием строгого стиля и исполнительской свободы вновь зовет нас к единению пресловутых «физиков» и «лириков», к плодотворному сосуществованию высокой академической культуры и entertainment (англ. развлечение). Повторим за классиком: «Все жанры хороши, кроме скучного!». Заповедь великого педагога Константина Ушинского: «Запоет школа — запоет народ!» хор ЛЭТИ выполняет с честью. Давно достигнутое совершеннолетие подтверждается репертуаром, выбранным с редким художественным вкусом, и совершенством исполнения.

Иосиф РАЙСКИН
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 11 (177) НОЯБРЬ 2021
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~iBpxI


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.07.2021 11:40:00 по 20.03.2022 12:40:00 Всероссийская литературная премия имени Федора Абрамова «Чистая книга»
С 28.10.2021 16:00:00 по 22.02.2022 17:00:00 Выставка «Ленинградские юнги»
С 09.11.2021 18:40:00 по 30.05.2022 19:40:00 «Русский авангард: механика, конструкция, быт»
С 11.11.2021 11:00:00 по 17.05.2022 12:00:00 Б-Ботаника
С 11.11.2021 11:00:00 по 15.02.2022 12:00:00 «Михаил Матюшин. Живопись. 1900—1910-е»
С 11.11.2021 11:00:00 по 01.06.2022 12:00:00 «Ф. М. Достоевский – узник Петропавловской крепости»
С 15.11.2021 13:10:00 по 10.03.2022 14:10:00 «Космизм в русском искусстве»