Путешествие в счастливых галошах - Информационный портал

Путешествие в счастливых галошах

10 Марта 2018

Путешествие в счастливых галошах

…А если представить, что существовал бы волшебный портал, переносящий мечтателя в любое желаемое место, в самую любимую эпоху — что бы произошло? Прибавилось бы у людей счастья? Над этими вопросами 26 декабря размышляли юные и взрослые гости Малого зала филармонии: в тот день прозвучала сказка с оркестром Александра Радвиловича «Галоши счастья».

Сочинение было написано в 1993 году — для чтеца и фортепиано в четыре руки. Сказочная сюита успела посетить Германию, где исполнялась автором на немецком языке, ее части входили в обязательную программу детского конкурса фортепианных дуэтов «Брат и сестра». А в день Дании «Галоши счастья» прозвучали на фестивале «Дворцы Санкт-Петербурга». После этого события Радвилович оркестровал сказку и она получила новую жизнь. «От этого фортепианное сочинение только выиграло: краски стали более интенсивными, линии — более выпуклыми», —
отмечает композитор. Оркестровая версия посвящена директору Датского института, однофамильцу сказочника-философа —
Финну Андерсену, для которого это сочинение стало прощальным подарком композитора после пяти лет сотрудничества с институтом.
Сказке о счастливых галошах с популярностью «Дюймовочки», «Русалочки» и «Стойкого оловянного солдатика» не сравниться. Но Радвилович преднамеренно искал среди андерсеновских сочинений нечто неизведанное, не столь знаменитое, как до дыр зачитанные сказки-хиты. Привлекли неожиданные повороты сюжета, манящие, как лакомые угощенья из «Алисы в Стране чудес», щедрые на эксперименты со стилями и эпохами. Герои Андерсена, обутые в счастливые галоши, побывали в средневековых временах короля Ганса, в Италии, Швейцарии и даже — в прямом смысле! — вне себя, когда возмечталось об отделении души от бренного тела. Неудивительно, что в партитуре нашлось место и чопорному бальному танцу («На балу»), и средневековому маршу с имитацией гудения волынок у струнных, с нехитрыми звонкими флейтовыми наигрышами («Средневековое шествие»), и широко шагающей песне разухабистых пьяниц в таверне («Разбойничья песня»), ритмованной таким образом, что, несмотря на размер ¾, она сбивает с толку мнимой двудольностью. Радвилович не обошелся в сказке без цитат и аллюзий, включив в шестую, «вьюжную» часть («Буря в горах») малеровские бубенцы из Четвертой симфонии и суровую главную тему шумановского «Деда Мороза». Пятая часть, «Мечты молодого поэта», решена в духе нежной сицилианы. Трепетная мелодия солирующей скрипки, передающаяся кларнету, подхваченная гобоями, флейтами, — искренна, доверительна, как распахнутая душа лирического героя Шуберта. Полны оркестровых чудес части сюиты, посвященные феям Счастья и Печали: в оркестровой сказке никак нельзя без волшебства. У обеих колокольчики — целая палитра ударных! И вибрафон, и оркестровые колокола, и челеста, и тарелочки… Колокола звучат и в финале сказки.
Отдельного внимания заслуживает часть «Битва с комарами», рисующая досаду путешественников по поводу знойного дня и полчищ кусачих насекомых. В партиях оркестрантов аккуратно выписаны хлопки ладонями — тщетные попытки уничтожить комариное войско — с колоритной авторской ремаркой: «Жест должен быть преувеличенно демонстративным». Композитор, улыбаясь, рассказывал, что пришлось уговаривать артистов симфонического оркестра «Классика» ловить комаров, а получилось лишь на третьей репетиции. Битва, очевидно, закончилась победой, так как в конце пьесы дирижер, заслуженный артист России Александр Канторов, повернулся к залу и гордо продемонстрировал пойманного комара.
Андерсеновские образы «Галош счастья» воссоздавал на сцене народный артист России Николай Буров, мастерски перевоплощаясь то в растерянного и напуганного советника Кнапа, то в наивного поэта, то в мудрую фею Печали, а то и в гуляку-разбойника. Его густой теплый голос завораживал, и дети, которых в зале было много, слушали непростую, глубокую сказку с усиленным вниманием.
Вспоминая любимую в детстве прокофьевскую симфоническую сказку «Петя и волк», композитор отметил, что жанр этот жив и сегодня. И «Галоши счастья» — не единственная сказка Радвиловича. В марте будут исполняться его «Невероятные истории», несомненно, не менее увлекательные.
…А напоследок — еще один фрагмент диалога.
Елена Наливаева: Александр Юрьевич, окажись галоши счастья вдруг у вас, вы бы их надели?
Александр Радвилович: Как человек авантюрного склада, я бы, конечно, их надел. И полетел бы я в начало XX века, в свои любимые годы, где-то между 1906 и 1914. Там огромное количество всего самого интересного, что только могло быть в жизни. Болтался бы по треугольнику «Вена — Берлин — Париж».
Е. Н.: А вы были бы счастливы?
А. Р.: Не знаю. Вернулся бы — рассказал.
Елена НАЛИВАЕВА

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~0cZw3


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник