Президентская библиотека – к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского

31 Марта 2014

Президентская библиотека – к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского

Готовясь к празднованию 700-летнего юбилея святого преподобного Сергия Радонежского, Президентская библиотека предлагает читателям уникальную подборку раритетных материалов, посвященных неординарной жизни «великого подвижника и печальника земли Русской».

В общедоступном электронном хранилище Президентской библиотеки можно ознакомиться с изданиями 1894 года «Житие преподобного Сергия игумена Радонежского чудотворца» и 1889 года «Государственное значение святого Сергия и Троице-Сергиевой лавры». В них говорится, что русский святой, церковный и политический деятель, основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) происходил из семьи ростовского боярина Кирилла, переселившегося на территорию Московского княжества вблизи Радонежа. После смерти родителей Варфоломей удалился в скит и поселился в урочище Маковеи.

«Не более, однако, двух лет преподобный мог жить в любезном своем одиночестве, ‑ читаем в книге «Память 500-летия преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца». ‑ Люди, желавшие иметь пример и руководство в духовном жительстве, услыхав о святом житии Сергия, начали просить позволения селиться и жить близ него. По слову преподобного пришельцы начали созидать себе хижины около уединенной келии, приемля себе за образец постническое житие его. Три или четыре келии построил он своими руками, рубил дрова и сам носил их к келиям, чтобы облегчить братию, молол в жерновах, пек хлебы, варил пищу, шил одежду и обувь; воду, на двух водоносах на своих раменах носил на гору и поставлял у келии каждого… Многие притекали искать себе спасения под мирным его кровом, и никого не отвергал он, ни богатого, ни убогого, по слову Евангельскому».

Своим нравственным авторитетом Сергий способствовал также политическим успехам Московского государства в период княжения великого князя Дмитрия Ивановича Донского. В это время Московское государство, завершая тяжкую борьбу за существование, впервые вступало на путь широких национальных преобразований. Московский князь из вотчинника превращался в национального государя, вождя северной Руси в борьбе за политическую независимость. Попутно происходил перелом и в национальном самосознании; спровоцированный татарским игом комплекс неполноценности русичей отступал на задний план. Нравственное обаяние личности преподобного Сергия стало одной из движущих сил в процессе общественного подъема, отражавшегося в политических судьбах Руси. Важнейшее по своему значению событие XIV века ‑ Куликовская победа 1380 года ‑ приписывалась современниками молитвам отца Сергия: перед выступлением из Москвы, 18 августа, великий князь Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь с боярами и воеводами испросить благословение игумена Радонежского...

Бесхитростный и незлобивый старец, далекий от политических интересов, брался за исполнение трудных дипломатических поручений только потому, что на распри князей смотрел, как на явления, противные христианской нравственности, и своим духовным авторитетом дипломатические аргументы умело заменял нравственными поучениями.

«Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее, ‑ писал Василий Ключевский в книге «Исторические портреты». ‑ Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна. Так думали тогда все на Руси, и это мнение разделял православный Восток, подобно тому цареградскому епископу, который, по рассказу Сергиева жизнеописателя, приехав в Москву и слыша всюду толки о великом русском подвижнике, с удивлением восклицал: “Како может в сих странах таков светильник явитися?”» «Древнерусские жития святых как исторический источник». В. Ключевский. Москва, 1871.

Сегодня Президентская библиотека, расположенная в историческом здании Синода, оцифровала и представила читателям около четырех тысяч изданий на религиозные темы. Это редкие книги по истории религии, включающие в себя историю православия, жизнеописания святых, документы об участии Церкви в формировании российской государственности. А всего на современном этапе фонд Президентской библиотеки включает в себя более 300 тысяч единиц хранения.
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~yp60F


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник