Пресс-конференция к открытию сезона Филармонии 2020-2021

Фото: Станислав Левшин

Фото: Станислав Левшин

26 Сентября 2020

Пресс-конференция к открытию сезона Филармонии 2020-2021

«Наш сезон начнется с учетом всех рекомендаций Роспотребнадзора, – рассказал на пресс-конференции к открытию сезона Илья Черкасов, директор Петербургской филармонии, – Ограничения не такие жесткие, какими они были еще совсем недавно, мы будем работать в строгом соответствии с ними: публика будет допускаться в зал исключительно в масках и после замера температуры, всюду будут размещены дезинфицирующие средства. Пока заболевших у нас нет. Несколько человек переболело по весне, и мы очень надеемся что с нами не случится того, что с происходит иногда с коллегами, которые вынуждены отменять концерты и спектакли потому, что кто-то из участников заболел. Мы очень рассчитываем на то, что в скором времени залы будут наполняться не хуже, чем до начала пандемии».

Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии, отметил, что «поскольку нынешний сезон посвящен 100-летию филармонии, в программу его первого концерта вошли два знаковых произведения, связанные с историей как собственно вековой филармонической так и дофилармонической. В частности, премьера Первой симфонии Шостаковича состоялась в нашем зале в 1926 году в исполнении того же оркестра, который исполнит ее и на открытии нынешнего сезона, именно с этой премьеры началось всемирное признание Шостаковича-композитора. Третий концерт Рахманинова также впервые прозвучал в Петербурге именно в нашем зале в 1911 году в исполнении автора».
Заместитель художественного руководителя филармонии рассказал о сложностях, с которыми сейчас сталкивается любая концертная организация в попытках спланировать сезон: «Не открою большого секрета, сказав, что наша афиша октября – это «план Б». У нас было запланировано достаточно много выступлений зарубежных исполнителей, которые сейчас физически не могут к нам приехать – невозможно получить визы, невозможно осуществить международный перелет, поэтому мы вынуждены переносить эти концерты на другие сроки. Однако мы очень надеемся, что к декабрю ситуация может улучшиться, поскольку на этот месяц мы традиционно планируем концерты Международного фестиваля «Площадь Искусств». Представить событие такого уровня без участия зарубежных исполнителей крайне сложно».
Отвечая на вопрос о современной музыке и мировых премьерах в новом филармоническом сезоне Евгений Петровский рассказал о том, что столетию филармонии должно быть посвящено новое сочинение Родиона Щедрина: «Родион Константинович обещал, что сочинит или симфоническую поэму, или концертную увертюру, которая впервые прозвучит в филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России и будет посвящена нашему юбилею. Эта премьера должна состояться в рамка одного из исторических циклов, который мы запланировали на этот сезон. Он называется «Вчера, сегодня, завтра. Санкт-Петербургская филармония от “Сотворения мира”», в одном из его концертов должна прозвучать оратория Гайдна «Сотворение мира», с которой собственно и началась прафилармониеская история, своего рода филармонический Ветхий Завет – сочинение прозвучало в 1802 году, это был первый концерт Петербургского филармонического общества, одного из первых в Европе. А в завершающем концерте этого цикла должно прозвучать то сочинение, которое пока еще не создано, но будет написано к лету 2021 года».
В числе других композиторов XX века, чья музыка прозвучит в сезоне – имена Кшиштофа Пендерецкого, Анри Дютийё, Леонида Десятникова, Сергея Слонимского, мировые премьеры симфоний которого должны были состояться в филармонии еще прошедшим летом, но по понятным причинам были перенесены на новый сезон.
Николай Луганский, солист первого концерта нового сезона, комментируя ситуацию, в которой оказались концертные организации в связи с пандемией, отметил, что, по его мнению, «рассадка в зале должна быть полная, а поездки в метро, автобусе и лифте представляют для здоровья большую опасность, чем посещение концертного зала».
«В конце августа я сыграл сольный концерт в Варшаве, а в начале сентября – в венском Концертхаусе, летал и туда и обратно я через Лондон, что само по себе уже достаточно комично. И в Польше, и в Австрии на тот момент все было относительно спокойно, но я слышал что сейчас в этих странах, по крайней мере в Австрии, ситуация начала меняться в худшую сторону. После этих концертов у меня вновь пошли отмены, в октябре и в первой половине ноября в Европу я видимо не поеду, но к счастью в России достаточно замечательных концертных залов», – заключил пианист.

Развернутая информация о новом сезоне Филармонии ниже:
В ознаменование 100-летия первой российской филармонии в новом сезоне запланированы концерты с филармоническими оркестрами крупнейших дирижеров и солистов, а также выступления ведущих исполнителей и коллективов мира:
С Заслуженным коллективом России наряду с художественным руководителем и главным дирижером Юрием Темиркановым, дирижером оркестра Николаем Алексеевым и главным приглашенным дирижером Шарлем Дютуа выступят: Даниэле Гатти (с двумя концертами), Элиаху Инбал, Эммануэль Кривин, Ион Марин, Юничи Хироками, Василий Синайский. Солисты: пианисты Николай Луганский, Рудольф Бухбиндер, Элисо Вирсаладзе, Ефим Бронфман, Симон Трпчески, Кирилл Герштейн, Елизавета Леонская, Денис Мацуев; скрипачи Максим Венгеров, Сергей Догадин, Никита Борисоглебский, Даниэль Лозакович; виолончелист Борис Андрианов и другие исполнители. Академический симфонический оркестр откроет свой сезон 26 сентября. Под управлением Николая Алексеева прозвучит программа, посвященная 180-летию со дня рождения Чайковского: коллектив исполнит увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», Симфонию № 4 и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, солист – Нарек Ахназарян, победитель XIV Международного конкурса имени Чайковского (2011). Концерт пройдет при поддержке галереи «Времена года».
В 2021 году, в год 100-летия Филармонии, Академический симфонический оркестр, бывший Оркестр Ленинградского радиокомитета, отметит 90-летие со дня основания, этой дате посвящен тематический цикл коллектива, который объединил программы всех шести его главных дирижеров, возглавлявших оркестр в разные годы: Хайнца Унгера (дирижер А. Бурибаев), Николая Рабиновича (В. Синайский), Юрия Темирканова (Ю. Темирканов), Арвида Янсонса (Н. Алексеев), Александра Дмитриева (дирижер-лауреат оркестра А. Дмитриев), Карла Элиасберга (дирижер оркестра В. Альтшулер).
Солистами в программах оркестра станут такие известные музыканты, как пианисты Жан-Ив Тибоде, Борис Березовский, Барри Дуглас, Вадим Руденко, Андрей Гугнин, Валерий Кулешов; скрипачи – Илья Грингольц, Никита Борисоглебский, Мария Дуэньяс; виолончелисты – Нарек Ахназарян, Александр Рудин, Пабло Феррандес, Александр Рамм; трубач Сергей Накаряков, саксофонист Федерико Мондельчи и другие музыканты.
Среди выступлений крупнейших российских и зарубежных коллективов и солистов петербургскую публику ждут концерты Михаила Плетнева и Российского национального оркестра (дирижер Михаил Татарников) (октябрь), Государственного симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского (ноябрь 2020 и май 2021), Симфонического оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса (ноябрь 2020 и май 2021), а также Камерного оркестра Europa Galante под управлением Фабио Бьонди, Монреальского симфонического оркестра под управлением Кента Нагано, солист – Александр Канторов, Хора Монтеверди и Английских барочных солистов под управлнием Сэра Джона Элиота Гардинера, британского камерного оркестра «Академия старинной музыки» под управлением Ричарда Эгарра; сольные концерты Николая
Луганского, Григория Соколова, Люки Дебарга, Бориса Березовского, Джошуа Белла, Даниила Трифонова.
На декабрь запланированы события ежегодного Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который в этом году будет посвящен 250-летию со дня рождения Бетховена. Творчеству композитора отведено главное место в фестивальной программе. В течение четырнадцати дней будут исполнены ряд симфоний композитора, все инструментальные концерты (пять фортепианных, скрипичный и тройной), избранные фортепианные и камерно-инструментальные сочинения. В фестивале примут участие Юрий Темирканов, Шарль Дютуа, Николай Алексеев, Николай Луганский, Борис Березовский, Рудольф Бухбиндер, Элисо Вирсаладзе, Маттиас Гёрне, Даниэль Лозакович и другие музыканты. События фестивальной афиши традиционно включат проекты партнеров Филармонии – Михайловского театра, Русского музея, Театра музыкальной комедии, Собора Воскресения Христова (Спаса на крови).
Также 100-летию филармонии посвящены программы нескольких исторических циклов концертов Большого зала. Первый сезон нового двухгодичного цикла «Филармония – 100. История в зеркале десятилетий» объединит знаковые программы, которыми на филармонической сцене с 1920-х по 1950-е годы продирижировали Фриц Штидри, Бруно Вальтер, Евгений Мравинский, Андре Клюитанс, Эмиль Купер. В цикле «Вчера, сегодня, завтра. Санкт-Петербургская филармония от “Сотворения мира”» прозвучат партитуры, исполнение которых (в том числе мировые премьеры) оставило яркий след в филармонической истории Петербурга; так в рамках цикла будет исполнена оратория Гайдна «Сотворение мира» – сочинение, прозвучавшее в самом первом концерте Санкт-Петербургского филармонического общества в 1802 году.
На юбилейный 2021-й год запланирована презентация масштабного digital-проекта «Столетие филармонии» – цифровой летописи, в которой будет собрана информация обо всех программах, исполненных в филармонических залах за 100 лет (это более 15000 концертов). Здесь же будут размещены биографии всех выступавших в Большом зале артистов, хронографы их концертов в Большом и Малом залах, тексты их автографов со словами благодарности, оставленные в рукописном альбоме, который филармония ведет с 1927 года, а также записи избранных концертов, видеозаписи встреч с музыкантами, подкасты, лекции и образовательные курсы. Здесь же разместятся тексты публикаций в СМИ, в которых отразилась как история концертной организации, так и история всей страны. По словам автора проекта Ирины Родионовой, в соответствующий раздел сайта войдут, «и краткие информационные сообщения, и обстоятельные рецензии, и жалобы недовольных слушателей, и панегирики мудрым вождям, определявшим Постановлениями пути развития культуры, и разгромные статьи о тех, кого еще недавно превозносили, а сегодня ругают за формализм».
В день открытия сезона 2020-2021 в двух фойе Большого зала филармонии откроется экспозиция «Санкт-Петербургская филармония. Годы становления: 1921-1929», посвященная первому десятилетию филармонической истории. В нее вошли уникальные материалы из собрания Музыкальной библиотеки филармонии – афиши, программки, документы. В течение всего сезона изменяемые экспозиции позволят гостям Филармонии ознакомиться со столетней историей учреждения.
Источник:  Пресс-служба филармонии
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~xHovj


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник