Представление после реставрации скульптур - Информационный портал

Представление после реставрации скульптур

20 Апреля 2021

Представление после реставрации скульптур

19 апреля 2021 года в Государственном Эрмитаже состоялось торжественное мероприятие по случаю завершения реставрации двух экспонатов при поддержке фармацевтической компании «Гедеон Рихтер». Скульптурный портрет императрицы Александры Федоровны и скульптура «Психея, лишившаяся чувств» будут представлены на постоянной экспозиции музея.

Представление произведений приурочено к «Неделе женского здоровья». Это социальный проект компании, направленный на привлечение внимания женщин к вопросу заботы о своём здоровье. Сотрудничество Эрмитажа с «Гедеон Рихтер» началось в 2018 году с подписания протокола о намерениях, по которому компания-партнёр принимает участие в реставрации экспонатов музея, воплощающих прекрасные женские образы разных эпох. Первым результатом совместной работы стала реставрация скульптуры «Венера Гатчинская», созданной более двух тысяч лет назад.
В торжественной церемонии приняли участие: Александр Владимирович Прохоренко, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа; Анита Хедьи, советник Посольства Венгрии в России; Елена Станиславовна Пархонина, операционный директор компании «Гедеон Рихтер Фарма»; Сергей Олегович Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа; Елена Ивановна Карчёва, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства; художники-реставраторы Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа во главе с заведующей Лабораторией Светланой Леонидовной Петровой.
Церемония началась с видеообращения Михаила Борисовича Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа: «Я всех поздравляю с завершением очередного этапа прекрасной программы Эрмитажа и «Гедеон Рихтер». Недавно мы «праздновали» Венеру Гатчинскую, сегодня две другие замечательные женские скульптуры. Прекрасный выбор: Психея – это то, что так созвучно Эрмитажу во время пандемии, созвучно нашей выставке «Психея, душенька…»; Александра Фёдоровна – сама по себе важная фигура для Эрмитажа, и эта скульптура со своей судьбой – у неё целая история бытования. Я очень благодарен коллегам из «Гедеон Рихтер», всем эрмитажникам, нашим реставраторам и организаторам, кто провёл эту работу, кто сегодня даёт возможность подробно и интересно рассказать обо всём этом».
«Сегодня мы узнали о процессе реставрации, который всегда бывает непростым из-за многочисленных воздействий – и природы, и людей. Но мы видим результат, который в том числе отвечает внутреннему содержанию работы компании «Гедеон Рихтер», поддержавшей нас в спасении и сохранении красоты», – сказал Александр Владимирович Прохоренко.
Елена Станиславовна Пархонина поблагодарила от лица компании лично директора музея и всех сотрудников, принявших участие в проекте. «Как важно уметь расширять горизонты! И фармацевтика в этом случае не исключение, мы постоянно идём вперед, мы создаём новые препараты, которые так нужны нашим пациентам. Но вдохновляют нас в этом образы прошлого, как раз те произведения искусства, которые так тщательно сохраняются реставраторами Эрмитажа», – отметила она.
В 2020 году была завершена реставрация портретной статуи одной из самых красивых женщин своего времени – императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Произведение, заказанное императором Николаем I, было создано в 1840 году Дмитрием Савельевичем Савельевым по оригиналу прусского скульптора Карла Фридриха Вихмана. Исследователям известны всего четыре мраморные статуи русской императрицы, выполненные по модели Вихмана, но единственная уцелевшая из них находится в коллекции Эрмитажа. Сейчас она представлена на Октябрьской лестнице Зимнего дворца.

Скульптура «Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле»
Время наложило свой отпечаток на это уникальное произведение. Во время Великой Отечественной войны, когда статуя находилась в Золотой гостиной Зимнего дворца, появилась выбоина на спинке кресла и мелкие повреждения по всей поверхности мрамора. Были утрачены пальцы рук и медальон с портретом родителей императрицы.
В ходе реставрационных работ художники-реставраторы удалили с поверхности мрамора налёт пыли и загрязнений, укрепили и замастиковали стыковочные швы и трещину на левой стопе фигуры и приступили к восполнению утраченных пальцев рук скульптуры. Первоначально воссоздание медальона не планировалось из-за отсутствия достаточного иконографического материала, но примеряя его модель в процессе реставрации, невозможно было не заметить как меняется восприятие статуи. Медальон является определенным акцентом в композиции скульптуры, с утратой которого были нарушены первоначальная пластика произведения и его
образное решение в целом – жест правой руки казался не совсем понятным, а пальцы выглядели неестественно напряженными. Воссоздание медальона даже без рельефного изображения на нём помогло раскрытию авторского замысла скульптуры, объяснило движение пальцев, а скульптурное произведение приобрело логическое завершение и смысл.
После реставрации статуя должна была быть представлена вниманию посетителей Эрмитажа в апреле 2020 года, но из-за пандемии этот срок был перенесён.
Хранитель экспоната: Е.И. Карчёва, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
В реставрации экспоната принимали участие сотрудники Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа: А.М. Богданова, художник-реставратор второй категории, руководитель реставрационных работ; А.А. Новиков, художник-реставратор.

Скульптура «Психея, лишившаяся чувств»
Следующим объектом реставрации стала скульптура «Психея, лишившаяся чувств». Это одно из ранних произведений Пьетро Тенерани, знаменитого итальянского скульптора XIX века. Сюжетом стала одна из историй об Амуре и его возлюбленной Психее – вставной эпизод из романа Апулея «Метаморфозы». Мать Амура, богиня Венера, завидовала красоте Психеи и, желая ей смерти, давала невыполнимые задания. Однажды она послала Психею в подземное царство за сосудом с красотой, запретив его открывать. Скульптор изобразил Психею в тот момент, когда она, открыв сосуд, в котором на самом деле был волшебный сон, опускается на колени и теряет сознание. К жизни Психею возвратил поцелуй Амура, что отражено в другой скульптуре из эрмитажного собрания – «Амур и Психея» Антонио Кановы. Грациозность форм, благородство и гармония линий, тщательная обработка мрамора, свойственные работам Тенерани, сделали это произведение необычайно известным.
За долгие годы состояние сохранности скульптуры значительно изменилось, статуя приобрела повреждения, а её поверхность была загрязнена. В ходе работ реставраторы очистили поверхность мрамора, сохраняя и выявляя при этом все особенности его обработки, восстанавливая патину в тех местах, где она была нарушена. Утраченный фрагмент большого пальца правой руки был восполнен, ориентируясь на объемно-пластическое решение сохранившихся пальцев скульптуры. Использованный для этого материал – традиционный для современной реставрации камнезаменитель на основе синтетической смолы и мраморной крошки. При детальном осмотре крыльев скульптуры было обнаружено, что крепёжные пироны находятся в стабильном состоянии, вследствие чего было проведено дополнительное укрепление стыковочных швов и их мастиковка обратимыми реставрационными материалами.
Хранитель экспоната: С.О. Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.
В реставрации экспоната принимали участие сотрудники Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа: А.А. Андроханов, художник-реставратор первой категории, руководитель реставрационных работ; А.В. Канис, художник-реставратор; В.Б. Цветков, художник-реставратор; И.А. Цветкова, художник-реставратор.
Источник:  Пресс-служба Эрмитажа
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~l9MQq


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник