Позитивная ностальгия

Фото: Г. Бограчёва

Фото: Г. Бограчёва

11 Июня 2019

Позитивная ностальгия

Фестиваль «Петербургская музыкальная весна» уже в 55-й раз собирает любителей музыки. 55 лет для его изменчивого искусства — весомый срок. Ностальгия по минувшему, переосмысление существующего — черты для постмодерна типичные. Концерт, состоявшийся 17 мая, — наглядное тому подтверждение. Авторы будто оглядывались назад, играя с давно испытанными формами, жанрами, стилистическими приемами.

Двухчастная Четвертая симфония для баяна и струнного оркестра Ильи Остромогильского открыла концерт. Солирующий баян (его партию исполнял Артем Амелин) — нетривиальный выбор для сочетания со смычковыми: ухо слушателя привыкло к «народному» колориту инструмента. Но у Остромогильского баян вне фольклора: он трактован органно. Его начальные аккорды-колонны в Adagio пронзали эмоциональную, как живая речь, партию струнного оркестра: так философ ставит перед собой непосильные разуму риторические вопросы. Мысль рвалась вперед, главный герой симфонии полемизировал со своим «я», а в Allegro отчаянно бросался в пучину жизни… Экспрессионистский накал у струнных, жесткие, пригвождающие повторяющиеся удары, неистовая токкатность — далеко не полный спектр аффектов второй части… Нежно-странны, трепетны и задумчивы возникали среди плотных фактурных пластов лирические паттерны-оазисы. Сложное послевкусие романтизма оставило это сочинение.
Второй квартет Андрея Петрова — Ex profundis memoriae («Из глубин памяти») прозвучал в переложении Григория Корчмара для струнного оркестра. Сочинение построено как дневник воспоминаний и скреплено темой-рефреном — простой гаммой, мерцающей в высоком регистре, повисающей в прозрачной тишине. Во всех четырех эпизодах пылали бурные страсти: оркестр был густ и агрессивен, механистичен, порою диковат. Приятие, достигнутое лирическим героем квартета — состояние, с которым приходит мудрость. И всё становится «ясно, как простая гамма», если изъясняться словами пушкинского Сальери.
Владимир Цытович в Арии для сопрано и струнного оркестра будто вел беседу с Рахманиновым, вспоминая знаменитый «Вокализ». Это была проникновенная, дымчатая (благодаря тембру голоса Веры Чекановой), немного усталая музыка. Сотканная из кратких дыханий мелодия оставляла ощущение непрерывности, пространственной широты.
«Норвежская сюита» Елены Туркиной — современная вариация григовского «Пера Гюнта». Четыре части, их последовательность, названия («Утро в горах», «Горные речки и водопады», «Плато Хандаргервида», «Викинги») — всё отсылало к музыке великого скандинава. Богатый тембровый состав — флейта (Дарья Коробова), ударные (Мария Шмелёва), фортепиано (Алла Белова) и струнные — сделал партитуру красочной, динамичной.
Экспрессионистскую линию концерта продолжило сочинение Леонида Резетдинова «Лирическая сюита памяти Альбана Берга». Сюита, как и одноименное сочинение нововенца, театрально разнопланова. Привлекал внимание яркий диалог приемов — мелодичного arco и говорящего pizzicato в первой части, наслоения staccato и legato в последующих частях. Следуя за Бергом, почитающим романтическую традицию, Резетдинов населил свое сочинение «странствующим» тематизмом, интонационно присутствующим во всех разделах композиции.
Завершилась программа «Еврейской рапсодией» Сергея Слонимского — концертом для фортепиано, струнных, флейты и ударных. Слонимский не отказался от традиционной формы концерта — три части с лирическим центром во второй и подведением итога в финале. Последняя часть концерта —
самая зажигательная и гротескная. Композитор взял несколько тем: танцевальную клезмерскую, русскую «Камаринскую», матросский танец «Яблочко» — и соединил их в общем хороводе. Черта партитур Слонимского — привязанность к чистым тембрам, исполнение должно быть безукоризненным. Камерный оркестр консерватории, ведомый Аркадием Штейнлухтом, справился идеально не только с последним номером, но и со всей непростой программой. Интерпретация сольной партии Михаилом Бенедиктовым заражала темпераментной взрывчатостью.
Музыковед Пётр Романов, предваряя концерт, увлеченно говорил о позитивной ностальгии: традиция, которая активно переосмысливается современными петербургскими композиторами, жива.
Елена НАЛИВАЕВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~cmzvh


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник