«Портрет ведет себя странно» - Информационный портал

«Портрет ведет себя странно»

Фото: © Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 2021

Фото: © Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 2021

22 Июня 2021

«Портрет ведет себя странно»

22 июня – 22 августа
Живопись, графика, куклы, фотографии, документы, автографы, личные вещи

Имена художника Натана Альтмана и поэта Анны Ахматовой навсегда связал портрет, написанный им в 1914 году. Этот образ оказал огромное влияние на иконографию Ахматовой, прижизненную и посмертную. В чем-то художник и модель конгениальны: Ахматова в своих стихах заговорила новым поэтическим языком, Альтман искал такую изобразительность, где точность и сдержанность колористической гаммы выражают лаконичность мысли, где все продумано и нет места ни мгновению, ни случаю.

Создание портрета почти детально описано в стихотворении «Эпические мотивы»:
...Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.

Закончив сеанс, Ахматова и Альтман выходили на крышу, смотрели сверху на Петербург и по карнизу шли навестить друзей. На выставке можно увидеть панораму города, снятую в 2021 году с той же точки в доме на Мытнинской набережной.
По словам Ахматовой, «портрет ведет себя как-то странно», то есть обрел самостоятельную жизнь, уже не зависящую от автора и прототипа. Портрет-миф, повторенный подражателями, шаржами и пародиями, отразившийся в зеркалах разных взглядов и мнений: «Такой худой я никогда не была», «Лакированная кукла Альтмана», «Альтман здесь сумел даже свет вковать в эту раму».
Портрет редко покидал стены Русского музея, где он хранится с 1920 года (правда, около 30 лет находился, как писала Ахматова, «в карцере секретной кладовой»). В данном случае он «гостит» в доме поэта, сообщая выставочному пространству атмосферу Серебряного века, короткой и яркой эпохи в русской культуре накануне потрясений и катастроф.
Символом артистического Петербурга перед Первой мировой войной было знаменитое кабаре «Бродячая собака». Именно в «Бродячей собаке» Анна Ахматова и Натан Альтман возобновили знакомство, состоявшееся в Париже в 1911 году.
На выставке представлены программки и афиши вечеров в «Бродячей собаке», шаржевые зарисовки и портреты Николая Гумилева, Александра Блока, Алексея Толстого и других завсегдатаев подвала, созданные Натаном Альтманом, Константином Сомовым, Леоном Бакстом.
В экспозицию вошли автопортреты Натана Альтмана разных лет, редкие фотографии и личные вещи из собрания семьи художника, его живописные и графические произведения раннего периода и редко экспонируемые работы 1960 года.
Художник экспозиции Эмиль Капелюш.
Автор панорамной фотографии Андрей Самойлов.
Графический дизайн: Ирина Семёнова, Анастасия Мельник.
Научно-фондовая работа: Ирина Иванова, Елена Арефьева, Марина Самсонова, Влада Львова, Степан Качалин, Наталия Пакшина, Светлана Грушевская.
Подготовка текстов: Нина Попова, Татьяна Позднякова, Елена Джумук.
Кураторы выставки: Светлана Александрова, Жанна Телевицкая.
Музей благодарит за предоставленные экспонаты и помощь в создании выставки: Государственный Русский музей, РОСФОТО, семью Малаховских, Николая Зыкова, Анну Каминскую, Александра Козинцева, Ольгу Козинцеву, Валентина Шустера, Наталью Шкуренок.
Открытие 22 июня в 17:00.
Вход на вернисаж свободный.
Источник:  Пресс-служба музея
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~WQcbX


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник