Полет Грифона

Фото: Геннадий Коломенский

Фото: Геннадий Коломенский

12 Августа 2019

Полет Грифона

Действо на сценической площадке в Херсонесе-Таврическом ошеломляет. И не только ярким оформлением, костюмами, игрой света, актерской пластикой и динамикой, но и временным охватом сюжетного построения – от античности до середины ХХ века. Это всё - о спектакле «Грифон», который поставил режиссер Вячеслав Игнатов с актерами московского театра «Трикстер» в Севастополе.

По всем этапам истории Херсонеса - от античного полиса и богатого византийского города до поля боя Крымской войны и огневого рубежа второй обороны Севастополя - путешествуют главные герои постановки.
Первая сцена спектакля разворачивается в зале Херсонесского музея. Это отправная точка действия.
Именно здесь, после закрытия музея, происходит случайная встреча главных героев спектакля – школьников Вани, Маши и хранителя музея Виктора Петровича. 
Это они совершат удивительное путешествие во времени. В этом путешествии их ждут самые невероятные встречи, они узнают тайный код древнего Херсонеса и его покровителя, откроют загадки истории, прикоснутся к первозданной ценности вечных истин. 
Чтобы не потеряться в таком невероятном и непредсказуемом путешествии, у героев есть проводник – Грифон. Величественный Грифон считается хранителем Херсонеса. 
Грифон — мифическое существо с телом льва и головой орла, воплощение земной силы и божественного, небесного разума, хранитель древних тайн и сокровищ. 
Могучего грифона в качестве символа своего города выбрали ещё древние херсонеситы. Спустя многие столетия в XIX веке его поместили в центр герба Севастополя. Сегодня грифон является эмблемой Республики Крым. 
Грифон становится ещё одним героем спектакля.
В центре каждого эпизода, а их девять, оказываются конкретные человеческие судьбы со своими горестями и страстями, которым так легко и естественно сопереживать. 
Автору (его Высокопреосвященство митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону (Шевкунову Георгию Александровичу), чьё имя скромно отсутствует в программке, и постановщикам удалось сделать яркий и эффектный спектакль, не отравленный идеологией, без нарочитых штампов и атрибутов. При этом - с бесконечной фантазией, огромными куклами, надувными конструкциями, арт-объектами, масками и так далее. 
Поражают грандиозные декорации: надувные драконы, похожие на китайских, но срисованные с греческих ваз, или гигантская шарнирная фигура Грифона, которой управляют изнутри несколько человек. В одном из эпизодов участвуют забавные фантомные куклы, состоящие из деталей одежды (сапог, очков, шляп) на отдельных шестах, двигающихся самостоятельно.
Художники по костюмам Ольга и Елена Бекрицкие, с которыми «Трикстер» уже работал, придумали как всегда фантазийные наряды по принципу не исторической достоверности, а свободных ассоциаций, и создали эмоциональные образы проносящихся, как ветер по степи, варваров или опутанных силками невольников. 
Компьютерная графика киностудии «Мастерская» подкреплена световыми эффектами Ивана Виноградова. И все вместе в сочетании с пластическими сценами Константина Матулевского, постановочными боями Евгения Гулюгина и кинетическими объектами Влада Мартиросова производит необходимый сценический эффект. 
Удивительно, а порой и парадоксально сочетая исторический подход с жанром фэнтези, постановка безусловно привлечёт и уже привлекает самую широкую публику, в том числе молодежь и подростков, выросших на киноблокбастерах. Но самое удивительное в том, что  спектакль ненарочито выполняет и функцию образовательного ликбеза. Ведь на сцене оживают образы, которые гораздо красноречивее, чем сухие факты из учебника или заученные лекции экскурсоводов.
« Грифон» - это сотрудничество театра и музея. Можно сказать, что это тренд, набирающий всё большую популярность. Музей даёт театру богатейший документальный материал, возможность работы с исторической рефлексией, а театр оживляет музейные экспозиции и артефакты, привлекая к их изучению нового зрителя. В этом смысле интересен и проект «Грифон», осуществленный фондом «Моя история» в Херсонесе Таврическом и театром «Трикстер».
Основная специализация Фонда — мультимедийные выставки, нацеленные на привлечение широкой публики, и особенно - молодежи, с помощью новых форматов. Его мультимедийный парки «Россия – моя история» по всей стране (их на сегодня 19) собирают огромную аудиторию, (председатель совета фонда Иван Есин, главный редактор - Александр Мясников). «Грифон» — первый театральный проект Фонда, но он выглядит логичным продолжением той же просветительской линии. 
«Грифон» взлетел со сценической площадки Херсонеса. Хотелось бы пожелать спектаклю долгого и счастливого полёта.

Геннадий Коломенский,
Херсонес, август 2019
Источник:  Геннадий Коломенский
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~oK8UZ


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник