Побеждают те, кто любит - Информационный портал

Побеждают те, кто любит

Фото: из архива «Мюзик-Холла»

Фото: из архива «Мюзик-Холла»

20 Июля 2021

Побеждают те, кто любит

Концерт-закрытие музыкального сезона оркестра «Северная симфония» в театре «Мюзик-Холл» был полон изумительно красивой музыки.
Когда звучит полное возвышенной печали Адажио для струнных Сэмуэла Барбера (в концерте оно впервые было исполнено в редакции Фабио Мастранджело для оркестра и хора), сердце трепещет и замирает от любви, плачет от восторга перед красотой мира и наполняется добром. Отдельное спасибо хору «Мюзик-Холла», руководимому Верой Копыловой-Панченко. Хоровая версия прозвучала особенно волнующе.

Мне близко то, что делает солнечный дирижер Фабио Мастранджело, всегда излучающий доброжелательность и любовь к своей аудитории. Публика на симфонических концертах «Мюзик-холла» не элитарна, а в самом прекрасном смысле слова проста и доверчиво открыта. Дирижер удивительно общается с залом. Его комментарии – простые, ясные, но всегда интересные, полные личностной интонации и легкого юмора, который растапливает любую настороженность слушателей.
«Последние романтики XX века» помимо произведения С. Барбера были представлены сочинениями С. Рахманинова и Э. Элгара.
«Этюды-картины» Сергея Рахманинова в оркестровке Отторино Респиги (ор.33, №4 «Ярмарка» и ор.39, №9 «Марш») совершенно не похожи на свои фортепианные оригиналы. Даже узнать их в первый момент не просто. Они словно писаны маслом, броско и насыщенно в духе русских передвижников. Инструментовка Респиги «проявляет» в этой музыке гены живописного кучкистского симфонизма, которые в фортепианных пьесах Рахманинова начала ХХ века, при всей яркости и оркестральности их фактуры, словно спрятаны, приглушены. По-новому «замешанные» рахманиновские фантасмагории и русская архаика прозвучали у оркестра на редкость убедительно.
Цельность концертной программе придали произведения английского композитора Эдварда Элгара. В первом отделении прозвучал его виолончельный концерт, один из известнейших в этом жанре, а второе завершили «Энигма-вариации» для оркестра, ставшие «визитной карточкой» композитора. Вариации обозначены инициалами, за которыми скрыты и вымышленные, и самые близкие композитору персонажи. Их характерные черты раскрываются в образах вариаций, объединенных в изящный цикл – своеобразное продолжение загадочных романтических мистификаций Шумана.
Но вернемся к Концерту, который исполнил с оркестром молодой виолончелист Василий Степанов. Выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народной артистки СССР, профессора Натальи Шаховской, Заслуженного артиста РФ Бориса Андрианова), преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных, Василий Степанов является одним из самых ярких виолончелистов нового поколения. Об этом свидетельствуют не только его конкурсные победы, но и главным образом активнейшая концертная деятельность в России, за рубежом.
Мне довелось слышать в исполнении Василия Степанова концерты Хачатуряна, Прокофьева, Дворжака, Брамса. И в каждом из этих произведений он был очень убедителен.
Концерт Элгара словно суммирует образность всех романтиков – Шумана, Брамса, Дворжака, Чайковского. Но он не случайно входит в число самых знаменитых произведений в репертуаре виолончелистов. В нем открывается простор для раскрытия всего спектра исполнительских умений.
Не первый раз убеждаюсь в одном очень ценном качестве Василия Степанова. Виолончелист «присваивает» себе любую музыку с поразительной органичностью. Он вживается в произведение с первой ноты, подобно актеру, который, едва надев театральный костюм, начинать существовать в параллельной реальности.
Концерт Элгара – последнее сочинение композитора, написанное в 1919 году. В декламационной теме, с которой он начинается, слышится исповедальность авторской интонации. Музыкант «проговаривает» ее проникновенно, с множеством тонких и точных оттенков. Бесконечность кантиленных фраз, вдумчивый голос солиста «подпитывались» смятенным, волнующим сопереживанием оркестра. Здесь чуткое душевное «переплетение» всех музыкантов невероятно важно. Солисту, дирижеру, оркестру удалось достичь полного художественного взаимопонимания.
Виртуозное скерцо было сыграно с ювелирной точностью и легкостью. Артистически выразительные микропаузы, люфты в потоке «пчелиного жужжания» невероятных по скорости пассажей, усилили эффектное впечатление и зал не сдержавшись оценил эту часть отдельными аплодисментами.
Василий Степанов впервые играл с Фабио Мастранджело. Но создалось впечатление, что молодой музыкант и опытный маэстро очень близки по своей внутренней артистической сути. Для них пребывание на сцене – нескрываемое удовольствие. В финале концерта их взаимодействие особенно впечатляло. Солист ярко демонстрируя свое мастерство, при этом деликатно «сочетался» с множественными соло в оркестре, на время которых органично уходил в тень. (Заметим, что Степанов прекрасный камерный музыкант, что проявляется в его ансамблевом музицировании).
Очень выразительный эпизод придумал Элгар, поручив одно из проведений темы солирующей виолончели вместе со всей виолончельной группой оркестра. Невероятно обаятельный, какой-то человеческий, корпоративно-дружественный музыкальный жест в партитуре! И сыграно это было «компанией» виолончелистов с большим ансамблевым энтузиазмом.
Исполнение Концерта публика встретила восторженно. Иначе не могло быть: «заразительность» исполнителей, их нескрываемая любовь к музицированию всегда неизменно побеждают и берут в плен.
Елена Истратова 
Источник:  Пресс-служба театра
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~G7t3Z


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник