«Площадь Искусств» двадцать лет спустя

Фото: Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Фото: Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

2 Декабря 2019

«Площадь Искусств» двадцать лет спустя

Юбилейный ХХ фестиваль «Площадь Искусств» оглядывается на свою двадцатилетнюю историю.

«Три встречи» — так озаглавил Леонид Гаккель статью, предварявшую в декабре 1999 года буклет I фестиваля «Площадь Искусств». Во-первых, встреча искусств, заявленная уже в самом названии фестиваля. Во-вторых, встреча времен, или, говоря высоким слогом, — художественных эпох: программы фестиваля включали произведения нескольких веков. И, в-третьих, встреча музыки с музыкой, неизбежная и в разнообразных проектах фестиваля, и в рамках одного концерта. Встреча Чайковского с Моцартом, Брамса с Вагнером, Прокофьева с Гайдном, Шостаковича с Малером…
Идею этих встреч основателю фестиваля Юрию Хатуевичу Темирканову, конечно, подсказало название площади. Ибо такого содружества муз, как на площади Искусств, нигде не сыскать на свете.
С первых дней существования фестиваля его афиша, наряду с концертами в Большом и Малом залах филармонии, включала спектакли в Михайловском театре, выставки 
в Русском музее, новогодние балы маэстро Юрия Темирканова в Юсуповском дворце и даже вечеринку к 90-летию арт-кафе «Бродячая собака» на углу Итальянской улицы и площади Искусств.
Филармонические концерты тоже отличались жанровым разнообразием. Здесь и вечера балета, и концертные исполнения опер, хоровые концерты и литературно-музыкальные композиции.
Камерные вечера — трио и квартетов, певцов, пианистов, скрипачей — соседствовали с выступлениями джазовых ансамблей и «Терем-квартета». Не только в подтверждение вольтеровского «все жанры хороши, кроме скучного», но и потому, что в век постмодерна все стили уравниваются «в правах», а грань между «высоким» искусством и так называемой «низовой» культурой постоянно размывается. Единственный критерий, неизменно отличающий выбор организаторов фестиваля, — это отменный вкус и высокая требовательность к исполнительскому мастерству.
Первые три фестиваля (1999, 2000, 2001) призваны были утвердить в глазах петербуржцев и гостей города верность избранной художественной стратегии — отсюда и говорящие названия вступлений к фестивальным буклетам: «Три встречи», «Фестиваль в двух веках», «Строгое и светское».
Но уже Четвертый фестиваль (2002–2003) был тематическим, он открывал череду празднеств в честь 300-летия Петербурга. Пятый фестиваль (2003–2004) посвящался музыке России и Америки. 
Шестой фестиваль (2004–2005) отметил 165-летие здания Дворянского собрания, ныне — Академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Имя великого петербуржца осенило следующий Седьмой фестиваль (2005–2006) «Шостакович и его время», посвященный 100-летию со дня рождения композитора.
После перерыва, связанного с реставрацией Большого зала филармонии, Восьмой фестиваль (2007–2008) праздновал 125-летие Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии. Концерт, открывавший фестиваль, посвящался памяти Евгения Мравинского, почти полвека руководившего оркестром и завоевавшего оркестру всемирную славу. 
В сезоне 2008/2009 художественному руководителю Санкт-Петербургской филармонии Юрию Темирканову исполнилось 70 лет, 20 из которых он возглавлял заслуженный коллектив России. Двойной юбилей был отмечен Девятым фестивалем «Площадь Искусств» (2008). Маэстро поздравили крупнейшие артисты и музыкальные коллективы. А в 2009 году первый юбилей праздновал и сам фестиваль, в десятый раз собравший на «Площади Искусств» выдающихся мастеров и преданных ценителей.
Три следующих фестиваля иллюстрировали «всемирную отзывчивость русской души», о которой говорил Достоевский в своей «пушкинской» речи.
Россия и Франция, Россия и Италия, Россия и Германия, Испания, Америка… Какая благодатная почва для осознания музыки как искусства, не знающего границ, не требующего перевода! 
Четырнадцатый фестиваль (2013) стал приношением маэстро Юрию Темирканову к его 75-летию. Юбилей — прекрасный повод окинуть взором путь «русского Тосканини» (так окрестили его на Западе). Симфонический оркестр филармонии (будущий АСО), во главе которого (1968–1976) Юрий Темирканов только в Большом зале филармонии дал более 100 концертов.
Малый оперный (ныне Михайловский) театр (1966–1972), на сцене которого дирижер поставил и с блеском дирижировал «Травиату», «Любовный напиток», «Щелкунчика» и особенно запомнившуюся премьеру «Порги и Бесс» Гершвина. Кировский (ныне Мариинский) театр (1976–1988), где вовсю развернулся талант Темирканова — главного дирижера и… режиссера. Недаром же темиркановские «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» три десятилетия не сходили со сцены Мариинского. И, наконец, снова филармония, на этот раз Заслуженный коллектив России (ЗКР с 1988), за дирижерским пультом которого Темирканов сменил ушедшего от нас Евгения Александровича Мравинского. В эти же годы маэстро дирижирует лучшими оркестрами мира, занимает посты главного дирижера Лондонского Королевского филармонического оркестра, Балтиморского симфонического, главного приглашенного дирижера Датского Национального симфонического и Дрезденского филармонического оркестров, музыкального директора Пармской оперы в Италии… 
Пятнадцатый фестиваль (2014) продемонстрировал не только поэтическое «согласье струн в концерте», но прежде всего постоянно декларируемое содружество искусств, эпох и творцов. На Шестнадцатый фестиваль (2015) пришлись юбилеи Чайковского, Сибелиуса и Свиридова. Семнадцатый фестиваль 2016 года, отмечавший 125-летие Прокофьева и 110-летие Шостаковича, в очередной раз дал пищу для сравнения двух величайших русских композиторов ХХ века — таких разных стилистически, и по художническому психотипу, по направленности творчества… Календарь может нежданно предложить и совсем диковинный «Трансатлантический ансамбль» трех композиторов-юбиляров 2017 года — Игоря Стравинского, Родиона Щедрина и набирающего известность в России американского композитора Джона Адамса (Восемнадцатый фестиваль).
И может, напротив, ожидаемо принести весть о 80-летии Юрия Хатуевича Темирканова. Его юбилею посвящался Девятнадцатый фестиваль (2018), и на этот раз приношения в адрес маэстро были особенно разнообразными и щедрыми. К творческим поздравлениям выдающихся солистов и дирижеров присоединились коллективные дары камерных ансамблей, составленных из музыкантов обоих филармонических оркестров, и сольные выступления оркестрантов в концертах, прошедших в Малом зале филармонии. В гала-концерте к юбилею маэстро за пультом ЗКР стоял Марис Янсонс, на сцену, сменяя друг друга выходили Денис Мацуев и Юлиан Рахлин, Вадим Репин и Юрий Башмет, Маттиас Гёрне и Паата Бурчуладзе...
Большой зал филармонии отдавал дань памяти великому джазовому пианисту Оскару Питерсону: звучал «Шопен в блюзовых тонах». А по соседству в Театре музыкальной комедии шел мюзикл Коула Портера «Канкан». Слушателей Малого зала угощали «Немыслимыми яствами из меню Марка Пекарского» и его фирменными соло-импровизациями на ударных... Оркестрами филармонии дирижировали Николай Алексеев, Игнат Солженицын, Павел Бубельников и Василий Синайский. Камерный оркестр «Concerto Köln» исполнял музыку Баха, Корелли, Вивальди... В храме Спаса на Крови Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова обращался к «прихожанам» с музыкальными посланиями Шостаковича и Родиона Щедрина. Русский музей приглашал на выставку «Неожиданный Малевич», на которой была представлена подаренная музею коллекция графических работ мастера.
Программа ХХ юбилейного фестиваля отличается завидным постоянством: в выборе композиторов и приглашенных музыкантов, в литературном, театральном, живописном обрамлении музыки — во всём чувствуется вкус, угадываются предпочтения основателя фестиваля маэстро Юрия Темирканова.
ЗКР под управлением главного приглашенного дирижера Шарля Дютуа откроет фестиваль 14 декабря увертюрой Берлиоза «Римский карнавал», фортепианным концертом Грига (солист Лейф Ове Андснес) и Третьей симфонией Рахманинова. На следующий день Василий Синайский во главе АСО продирижирует «Фантастическую симфонию» Берлиоза, увертюру Элгара «На юге» и Первый скрипичный концерт Бруха (солистка Мария Дуэньяс). Слушателей Большого зала ждут также на джазовом концерте (вокальный ансамбль «Take 6» из США) и на вечере скрипичных сонат Грига, Шнитке, Брамса и Стравинского в исполнении Сергея Крылова и Бориса Березовского. Малый зал филармонии приглашает на клавирабенд Элисо Вирсаладзе и на концерт фортепианного трио (Сергей Догадин, Александр Князев, Пламена Мангова) из произведений Рахманинова и Шостаковича. В храме Воскресения Христова (Спас на Крови) прозвучит «Посвящение Марине Цветаевой» Губайдулиной в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова.
Вероника Джиоева в сопровождении АСО под управлением Феликса Коробова исполнит популярные арии из опер и «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса, а Николай Алексеев за дирижерским пультом АСО и солист Джошуа Белл представят свою интерпретацию Скрипичного концерта Сибелиуса и Третьей симфонии Брамса. Сочинения Моцарта, Чайковского, Грига, Россини и Брамса прозвучат в исполнении «Солистов Москвы» под руководством Юрия Башмета. В Михайловском театре состоится премьера «Баядерки» Минкуса в хореографии Начо Дуато. В Большом зале представят музыкально-литературную композицию по «Снежной королеве» Андерсена и совместный проект филармонии с Русским музеем «Параллельные миры русского искусства. ХХ век». Маэстро Юрий Темирканов завершит фестиваль увертюрой-фантазией Чайковского «Ромео и Джульетта», Восьмой симфонией Дворжака и Рапсодией на тему Паганини для фортепиано с оркестром Рахманинова (солист Бехзод Абдураимов).
Фестиваль нынче переживает годы зрелости и самодостаточности, сделавшись неотъемлемой частью зимнего культурного пейзажа Петербурга.
Сегодня «Площадь Искусств» гордится своими минувшими достижениями, наследует прошлым векам и уверенно смотрит в будущее.
Иосиф РАЙСКИН
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (172), декабрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~6u1Nt


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник