Петербургский форум фортепианных дуэтов - Информационный портал

Петербургский форум фортепианных дуэтов

Фото: Елена Трифонова

Фото: Елена Трифонова

27 Апреля 2021

Петербургский форум фортепианных дуэтов

В начале апреля в Герценовском университете состоялась Вторая международная научно-практическая конференция «Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образовании». Такое уникальное собрание проходит в нашем городе один раз в пять лет, и на этот раз программа оказалась столь насыщенной и разнообразной, что вышла за рамки научного мероприятия, превратившись в настоящий культурный форум с докладами, лекциями, круглым столом и, конечно, концертной частью. «Круг обсуждаемых на конференции проблем, связанных с ансамблем пианистов, впечатляет даже искушенного музыканта, – отмечает профессор Е.Г. Сорокина. – Пожалуй, я не припомню такой широты охвата явлений, такого многообразия и новизны».

Фортепианный дуэт сегодня – один из любимых и востребованных жанров во всем мире. Поэтому вполне закономерно, что среди участников конференции оказались и композиторы, и концертирующие пианисты, и педагоги, и исследователи жанра. Около 70 представителей разных городов России и семи зарубежных стран делились своим опытом в стенах института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. В смешанном формате работы очные выступления чередовались с включениями по Zoom (особо отметим, что интереснейшие доклады коллеги из разных стран читали на русском языке). Видеоприветствие участникам и гостям форума прислал из Риги профессор Р. И. Хараджанян – он особо подчеркнул роль Санкт-Петербурга в динамике развития жанра фортепианного дуэта на современном этапе.
«Мы молимся о том, чтобы конференция была сочетанием энтузиазма и радости» - говорится в послании президента Международной ассоциации фортепианных дуэтов Марико Хори. Именно такой – торжественной и демократичной – она была задумана в 2015 году организатором Надеждой Медведевой при поддержке директора института музыки, театра и хореографии И.С. Аврамковой. Сообщение профессора В.А. Гуревича было посвящено памяти безвременно ушедшей Ирины Семеновны – удивительного руководителя и прекрасной пианистки.
В первый день форума звучали исторические доклады. Согласимся с И. Г. Райскиным, что дуэт в домашнем быту современного музыканта – уходящая натура, но, все же, эта ускользающая красота утрачена не до конца. На новые возможности ансамблистов справедливо обратил внимание председатель Санкт-Петербургского объединения фортепианных дуэтов И. М. Тайманов в докладе, посвященном электронной библиотеке Петруччи. Серьёзную исследовательскую работу провели Н. Ю. Катонова и Л. В. Казанская, а в докладах И. В. Портной и Ю. Е. Юрченко прослеживались интересные наблюдения концертирующих музыкантов. Экскурс в область конструкторских экспериментов сделал Н.Ж. Айдаров, продемонстрировав сюжет о рояле Pleyel с двумя клавиатурами (кто не слышал его звучание на концертах, может хотя бы взглянуть на этот редкий экспонат в коллекции инструментов Шереметевского дворца).
М. Ю. Лобецкая и Т. В. Жирихина обогатили чтения исторической секции звучанием органа в четыре руки. Кстати, в Петрозаводской консерватории проходит Международный конкурс «Organo Duo» им. В. А. Федермессера, художественным руководителем которого является вдохновенная С. В. Синцова. Она рассказала о том, как в течение 18 лет проводит международный фестиваль «Piano Duo» , одноименную конференцию, а теперь еще и композиторский конкурс сочинений для дуэта, привлекая в Карелию завидные творческие силы.
Большой и неподдельный интерес у коллег и студентов Института музыки, театра и хореографии вызвала блестящая лекция вице-президента Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов Л. А. Осиповой (Москва). В присущей ей убедительной манере Осипова привела неоспоримые доказательства приоритетной роли фортепианных дуэтов на начальном этапе отечественной музыкальной истории: например, в становлении нотопечатания в Российской империи. Украшением лекции стало исполнение «ПетРо Дуэтом» в составе А.И. Рогалева и Д.Л. Петров неопубликованных сочинений для фортепиано в 3 и 4 руки Э. В. Вольфа и неизвестного автора из альбома Авдотьи Ивановой, а также аудиозапись Концерта И. К. Л. Абейля. Счастливые слушатели получили в подарок диски совместного просветительского проекта выступающих «Неизвестная Россия», кроме того, Л. А. Осипова сделала сюжет о петербургском форуме фортепианных дуэтов в программе «Серьёзная музыка» - её можно послушать и сейчас на сайте Радио России.
Второй день дуэтного мероприятия открыл круглый стол преподавателей разных ступеней образования – школы, училища, вуза. Оказалось, что проблемы у педагогов, занимающихся в ансамбле с детьми общие, но решать их можно по-разному. Обмен творческим опытом всегда несет в себе продуктивно-деятельное начало. Отметим выступления представителей училищ имени Н. А. Римского Корсакова и М. П. Мусоргского – Л. Б. Александровой и Е. М. Сраго – о возможностях, раскрывающихся перед студентами дирижерско-хорового и теоретического отделов при изучении оригинальных четырехручных сочинений и даже при чтении с листа. От имени всех присутствующих необходимо сказать слова благодарности профессору И. В. Васильевой, подарившей всем присутствующим уникальный авторский сборник упражнений для дуэтов любого возраста. А сборники ансамблей Г. Г. Белова и В. А. Сапожникова были презентованы автором этих строк приехавшей из Сыктывкара Е. Р. Ардувановой для Колледжа искусств Республики Коми.
Профессор О. Ю. Малов подвел логический итог выступлениям, обобщив основные принципы работы над ансамблем в консерваторском классе специального фортепиано.
Если и было в эти дни что-то по-настоящему захватывающее и непредсказуемое, то это фортепианно-органная импровизация С. Е. Чигадаева и О. Г. Вайнштейна в рамках беседы о джазовой импровизации, содержащей практические идеи молодого, но уже завоевавшего известность пианиста и композитора Стаса Чигадаева.
Секция композиторов была на удивление богата именами. Всех не покидало ощущение, что выступающие по Zoom и находящиеся за тридевять земель люди были рядом с нами: А. А. Неволович из Любека, М. В. Ласманис из Риги, Н. А. Егошин и М. С. Попандопуло из Перми, А. Е. Трухин из Одессы, Д. Щерева с рассказом про А. Йосифова из Софии. По эту сторону видеомоста собрался не менее представительный коллектив: композиторы С. А. Осколков, Н. А. Морозов, С. С. Смольянинов, С. С. Осколков…
Органично беседы о музыке перешли в Гала-концерт. Ведь основная его изюминка заключалась в иллюстрации докладов концертирующими пианистами. Открыли концерт студенты-пионеры А. Корюшкина и М. Чекмарёв «Праздничной картинкой (Пионеры едут)» для двух фортепиано. Это виртуозное произведение ленинградского композитора Н. Гана, находящееся в рукописи, безусловно, нуждается в издании. Следующими на сцену вышли семейные пары – Д. А. Абаза и Ф. В. Абаза исполнили «Кармен-фантазию» в двухфортепианной транскрипции Г. Андерсона, а Н. Р. Реженинова и О. Г. Вайнштейн на практике продемонстрировали особенности исполнительской редакции фрагментов из «Щелкунчика» П. И. Чайковского. Сильное впечатление произвела на слушателей Соната П. Хиндемита в интерпретации Л. Белюнайте и заслуженного артиста России О. Ю. Малова. Произведения американского композитора С. Кларк продемонстрировал А. В. Дьячков со студентами К. Москалевой, М. Чекмарёвым и Лян Сяосюэ. «Песню Луны» Чжана Чао красочно представили Дяо Чуцяо и Цай Юаньцин. Вологодский дуэт И. А. Кокина и О. Н. Селезнёва привез в наш город музыку В. А. Гаврилина, «Элегию» С. Смольянинова показали Н.В. Медведева и С. Осколков-мл., а композитор Н. А. Морозов продемонстрировал с Л. А. Коноваловой произведение с глубоким философским содержанием «De Ludo Globi». Концерт празднично завершил «Spectrum-duo» в составе М. Р. Климова и Н. В. Медведева пьесами из Ретро-сюиты С. А. Осколкова.
Отдельной строкой необходимо обозначить дружественный концерт-встречу «Spectrum-duo» и дуэта И.А. Кокина и О. Н. Селезнёва в музее Самойловых, прошедший 10 апреля в музее актеров Самойловых. Этот вечер русской музыки также стал своеобразным послесловием к докладам Л. В. Казанской, А. А. Неволовича, И. А. Кокиной. Исследовательский интерес вызвало исполнение (возможно первое концертное) «Spectrum-duo» симфонического пролога «Памяти Гоголя» А.К. Глазунова.
Форум фортепианных дуэтов вызвал очевидный резонанс музыкальной общественности в Санкт-Петербурге и за его пределами. Среди множества добрых слов в адрес организатора Н. В. Медведевой особо дороги слова Учителя, профессора Л. Е. Гаккеля: «От души поздравляю с успехом Ваших начинаний, Вы человек с о з и д а ю щ и й, а сегодня это не только важно, но попросту спасительно для Вас и для множества людей, окружающих Вас и делающих общее с Вами дело».
Канд. иск. Надежда Медведева
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~aERcu


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник