Памяти Александра Сойникова (1947–2018) - Информационный портал

Памяти Александра Сойникова (1947–2018)

11 Марта 2018

Памяти Александра Сойникова (1947–2018)

Утром 10 февраля 2018 года в Германии ушел из жизни русский композитор, член Союза композиторов Санкт-Петербурга и России Александр Леонидович Сойников. Отечественная музыка понесла тяжелую утрату.

Александр Сойников родился 13 января 1947 года в Гатчине Ленинградской области. Вместе с семьей (отец — военный врач) менял место жительства: Советская Гавань на Дальнем Востоке, Балтийск под Калининградом. Окончил Калининградское музыкальное училище по классу аккордеона. Затем, снова вернувшись в Гатчину, закончил Ленинградский институт культуры (1970) и Ленинградскую консерваторию (1975) по классу композиции у А. Д. Мнацаканяна. Преподавал в Псковском музыкальном училище (1970–1971), в Ленинградском клубе «Ровесник» (1972), во Дворце школьников Выборгского района (1972–1975). Александр Сойников — один из основателей Войсковицкой ДМШ Гатчинского района Ленинградской области (1976) (ныне Войсковицкая школа искусств), в которой он и работал до 1986 года.
С 1994 года жил в Германии, периодически бывая в России. До отъезда за рубеж писал много и в разных жанрах, но отдавал предпочтение музыке для театра. Сотрудничал с труппой «Хореографические миниатюры» (Театр балета им. Леонида Якобсона): балеты «Святочные игры» (1979), «Похождения Ходжи Насреддина» (1982), «Во имя жизни» (1985), «Праздничная сюита» (1986), «Жизнь артиста, или Пленный фавн» (1987) — все в постановке Натальи Волковой, как и балет «Распутин», премьера которого состоялась в 1995 году в лондонском Ковент-Гардене.
Другой соавтор Сойникова — режиссер Ефим Падве, в ту пору возглавлявший Малый драматический театр. С ним были сделаны спектакли «Даровано морем и солнцем» (1982) и «Двадцать минут с ангелом» (1983), а также рок-опера «Сирано де Бержерак».
Плодотворной была совместная работа с Театром юношеского творчества и его руководителем Евгением Сазоновым. Кроме того, А. Л. Сойникову принадлежат сочинения для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, хоровые произведения. В начале 90-х он создал музыкальный театр «Рок». К сожалению, через 2 года после премьеры рок-оперы «Пришествие» (режиссер — Юрий Александров) театр распался. В эти же годы Сойников написал «Учебник по композиции».
Среди ярких премьер последних лет «Молитвослов» для смешанного хора (Хор Смольного собора, дирижер — Владимир Беглецов). В этом же концерте (14 ноября 2014 го-
да в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии) прозвучали Концерт-театр «Путь к храму» (соло — Ирина Сойникова, скрипка) и поэма «Приношение Востоку» (соло — Станислав Жуковский, дудук).
Симфонию «Мастер и Маргарита» композитор писал более 30 лет (премьера состоялась 11 марта 2017 года в Ульяновске, дирижер — Олег Зверев). 17 марта 2017 года в Большом зале Московской консерватории (дирижер — Владимир Федосеев) прозвучала оратория «Роза Мира» (по Даниилу Андрееву), которую сам автор считал своим главным произведением.
Вся жизнь Сойникова была посвящена духовным исканиям, философскому осмыслению мира. Мелодический дар, яркое образное мышление, пылкая фантазия и огромный эмоциональный диапазон присущи его творчеству.
Человек большой внутренней интенсивности и экспрессивности, Александр Сойников оставил нам музыку, которая будет волновать многие поколения.
Светлая память!
Виктор ОГОРОДНОВ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~vqzDn


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник