Открытие 95-го сезона Филармонии

25 Сентября 2015

Открытие 95-го сезона Филармонии

25 сентября, 20.00 Большой зал филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Открытие сезона Филармонии
Ко дню рождения Д.Д. Шостаковича
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер - Юрий Темирканов
Гаррик Ольссон - фортепиано
Шостакович
Симфония № 9
Брамс
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром


В первом концерте нового, 95-го сезона, в 109-й день рождения Дмитрия Шостаковича, прозвучат его Девятая симфония и Второй фортепианный концерт Иоганнеса Брамса.

Девятая была создана в первые послевоенные месяцы и впервые прозвучала в Большом зале 3 ноября 1945-го года под управлением Евгения Мравинского. В отличие от двух предыдущих симфоний Девятая – сочинение изящное, миниатюрное, ясное, напоминающее Классическую Прокофьева и следующее симфоническому канону Гайдна и Моцарта. Словом, именно такое, которого ни публика, ни критика совсем не ожидали. Сам композитор писал, что «по своему характеру Девятая симфония резко отличается от моих предшествующих симфоний, Седьмой и Восьмой. Если Седьмая и Восьмая симфонии носили трагико-героический характер, то в Девятой преобладает прозрачное, ясное настроение». Именно эта простота, ясность и кажущаяся жизнерадостность (за которой скрываются и драматизм, и гротеск) вызвали противоречивую реакцию слушателей. Многие сочли, что этот опус «не ко времени». Хотя, Девятая, скорее, «вне времени». Ее кажущаяся наивность созвучна настроениям Четвертой симфонии Малера, в которой «проклятые вопросы» о жизни, судьбе и несправедливости мира на время отступают перед защитным смехом. В самом конце Девятой Шостакович воспроизводит на предельной громкости мотив почти не отличимый от темы «райского жития» из Четвертой Малера...

Полный света и гармонии Второй фортепианный концерт (1881. Как и Девятая Шостаковича, эта партитура увидела свет в ноябре, 9-го. За пультом был друг и почитатель таланта Брамса Ганс фон Бюлов, солировал автор), созданный в одно время со Второй симфонией и скрипичным концертом, отразил впечатления лучших лет жизни Брамса, успешного, знаменитого, веселого. Музыка концерта несет в себе оптимистичное мироощущение, эпическую широту, богатырский размах. Концерт, написанный в «золотом» си-бемоль мажоре – сочинение классическое во всех смыслах. Его форма и масштаб далеко превосходят современные ему образцы концертного жанра, это скорее грандиозная романтическая симфония.
Источник:  Пресс-служба Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~T41vq


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник