Органные уикэнды в Храме Св. Станислава

20 Июля 2018

Органные уикэнды в Храме Св. Станислава

Традиция органных концертов в Римско-католическом Храме Св. Станислава имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Орган скоро стал визитной карточкой Храма. За годы работы сменилось несколько органов, среди которых был инструмент петербургского органного мастера Лукаса, и инструмент фирмы Walker, и, наконец, фирмы Sacrosonus.

Современный орган способен моделировать звучание наиболее известных исторических органов мирового уровня. Несмотря на то, что этот инструмент – электронный, он сделан с применением самых последних технологий, благодаря которым у слушателей создается реалистичное впечатление звучания акустического инструмента. Здесь и множество регистровых комбинаций, и уникальный набор тембров, три мануала и педаль. Новый орган объединил в себе шесть разных органов Европы: Современный необарочный инструмент, Английский орган Бринди и Фостера в церкви св. Анны в Бирмингеме (Англия), Симфонический французский орган знаменитого органного мастера Cavaille-Coll, Баховский орган мастера Фридриха Зильберманна, барочный инструмент легендарного мастера Шнитгера (1721 г.).

Благодаря многофункциональности органа, сегодня на нем прекрасно звучит и барочная, и романтическая музыка, а также сочинения композиторов современной академической школы. Уже традиционными стали органные уикэнды, которые каждый раз приглашают лучших органистов Санкт-Петербурга, а также ведущих солистов мира.


21 июля, суббота, 19 часов
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
Г.Ф. Гендель, И.С. Бах, З. Карг-Элерт, Э. Босси, Т. Витали
ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА, орган
ЕЛЕНА НАЙМАН, скрипка
Санкт-Петербург

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532
Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Соната соль минор в четырех частях:
Andante -Allegro -Adagio –Allegro
Джордж Александр Макфаррен (1813-1887). Анданте и Рондо
Юхан Северин Свенсен (1840-1911). Романс соль мажор op.26
Марко Энрико Босси (1861-1925). Adagio ля-бемоль мажор op.84
Зигфрид Карг-Элерт (1877-1933). Пастораль op.48B № 2
Томазо Антонио Витали (1663-1745). Чакона соль минор

География концертной программы необычна для традиционного органного концерта. Наряду с Бахом и Генделем (Германия) здесь представлены сочинения английского композитора Джорджа Макфаррена, самобытного музыканта, автора ораторий и кантат, крайне редко звучащего на петербургской сцене, норвежца Юхана Свенсена, перу которого принадлежат масштабные симфонические сочинения, итальянца Марко Босси, профессионального органиста-виртуоза, автора месс, реквиемов, симфонических поэм, представителя немецкого позднеромантического периода в органном творчестве Зигфрида Карг-Элерта, прославившегося хоральными импровизациями и, наконец, Томазо Витали, итальянского композитора, чья Чакона стала настолько известно, что позже в XX веке вызвала большие споры относительно ее авторства. Приглашаем Вас вместе с нами прогуляться по разным странам и эпохам, познакомиться с новыми традициями и именами.

ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА ведет класс органа в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. Гастролирует с концертами в России, Украине, Белоруссии, Италии, Германии, Франции. Регулярно выступает с сольными и ансамблевыми программами в петербургских органных залах: евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии, римско-католическом храме Святого Станислава, Концертном зале Яани-кирик и Мальтийской капелле. В обширном репертуаре органистки – музыка эпохи барокко, сочинения И.С. Баха, немецких романтиков, французских композиторов начала XX века. Особое внимание Лилия Кузнецова уделяет русской органной музыке, включая в концертные программы редко звучащие сочинения В. Одоевского, В. Каратыгина, А. Глазунова. Лилия Кузнецова – постоянный участник Российских фестивалей, в качестве органистки выступает с Академическим оркестром Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича и Молодежным симфоническим оркестром имени А.Р. Паулавичюса, а также с оркестром Филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества. Участвовала в инаугурации органов Мальтийской капеллы и Филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества. Сотрудничала с московским Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки в исполнении и записи на CD всех органных сочинений князя Владимира Фёдоровича Одоевского.


25 июля, среда, 19 часов
МУЗЫКА ФРАНЦИИ И МОНАКО
С. Франк, Ш-М. Видор, К. Сен-Санс, Т. Саломе, М. Джоконе
ВЕРА ЗВЕГИНЦЕВА
(орган, Франция/Россия)



28 июля, суббота, 19 часов
ПЛАНЕТА БАХ
И.С. Бах
Лауреат международных конкурсов
НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
(орган, Санкт-Петербург)

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката ре минор (“Дорийская”) BWV 538/1
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, BWV 683
Фуга ре минор (“Дорийская”), BWV 538/2
Хоральная обработка «Nun komm, der Heiden Heiland», BWV 659
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Хоральная обработка Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639
Хоральная обработка Wachet auf, ruft uns die Stimme, BWV 645
Ария из Оркестровой сюиты № 3, BWV 1068

Антонио Вивальди (1678–1741) — И. С. Бах. Концерт ля минор, BWV 593
1. –//– 2. Adagio 3. Allegro

В мире музыки Баха каждый найдет себе произведение по вкусу. Здесь и строгие хоральные сочинения, здесь и импровизационные прелюдии, полные чувств и эмоций, здесь многогранные и многослойные фуги, для разгадки свойств которой музыканты используют основы математики и, конечно, патетические, полные четко проартикулированных моментов токкаты, наполненные разнообразными фактурными рисунками. Приглашаем и Вас в космос Баха – равнодушным музыка композитора не оставит никого.


НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА получила музыкальное образование в Музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова, в Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова, в Санкт-Петербургском государственном университете и в аспирантуре Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова. Принимала участие в международных мастер-классах под руководством ведущих западных профессоров: П. Кривелларо, П. Планявского, М. Шапюи, Л. Ломанна, В. Церера, Л. Гиельми, М. Радулеску, в 2008 – 2010 гг. обучалась на международных Летних органных академиях в Харлеме и Алькмаре (Нидерланды). Лауреат международных конкурсов. Выступает с концертами в России и за рубежом. Преподает на Кафедре органа, клавесина и карильона Факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета.

29 июля, воскресенье, 16 часов
ОБРАЗЫ ВЕЛИКОЙ ЕВРОПЫ
Концерт камерной музыки
И.С. Бах, Д. Букстехуде, А. Вивальди, К. Хомилиус, Х.Ф. Витт
Лауреаты международных конкурсов
КАРСТЕН ЭККЕРТ (старинные флейты, Австрия, Германия)
НИКИТА ЯКОВЛЕВ (струнный плекторный бас)
ЕКАТЕРИНА ЛИХИНА (клавесин, орган)

Объединение в одном концерте трех инструментов символично. Часто подобные ансамбли образовывались в XVII-XVIII веке для расширения красок ансамбля, а также подчеркивая различные по линии и функции инструменты. Несмотря на то, что орган в состоянии объединить в себе и солирующую, и аккомпанирующую функцию (линия голоса бассо-остинато, которую в этом ансамбле выполняет струнный плекторный бас). Старинные флейты посоревнуются в ансамбле за право первенство, ведь у слушателя появится возможность услышать флейтовый тембр органа и оригинальные старинные флейты австрийской и немецкой школы.

Программа:
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия in g, BuxWV 163
Екатерина Лихина, орган

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Хоральная прелюдия „Wachet auf, ruft uns die Stimme“ Canto fermo в теноре, BWV 645,
Из „Шублеровских хоралов“, Лейпциг 1748-49:
Карстен Эккерт, блокфлейта
Никита Яковлев, струнный плекторный бас
Екатерина Лихина, орган

Антонио Вивальди (1678-1741)/Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Концерт си минор RV 522 для блокфлейты и облигатного клавесина (ориг. Концерт ми
минор для 2 скрипок, струнных и бассо континуо из „L’estro armonico“), Venezia 1711/BWV
593, Weimar 1713-14
_Allegro
_Adagio
_Allegro
Карстен Эккерт, блокфлейта
Никита Яковлев, струнный плекторный бас
Екатерина Лихина, клавесин

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Canon simplex a 2 voci
Из „Verschiedene Canones ?ber die ersten acht Fundamental-Noten“
[Ария из Гольдбергских вариаций] BWV 1087, Лейпциг 1747-48
Карстен Эккерт, блокфлейта
Никита Яковлев, струнный плекторный бас

Готтфрид Август Хомилиус (1714-1785)
Хоральная прелюдия „Wie soll ich dich empfangen“, HoWV35 из „32 прелюдий на духовные
песни для двух мануалов и педали", ок. 1761.
Екатерина Лихина, орган

Иоганн Себастьян Бах
Ария из „Гольдбергских вариаций“, BWV 988, Лейпциг 1741-42:
Карстен Эккерт, блокфлейта
Никита Яковлев, струнный плекторный бас
Антонио Вивальди

Соната ля минор для флейты, фагота и бассо континуо, RV 86
_Largo
_Allegro
_Largo e cantabile
_Allegro molto
Карстен Эккерт, блокфлейта
Никита Яковлев, струнный плекторный бас
Екатерина Лихина, клавесин

Иоганн Себастьян Бах
Бурре из Сюиты Ми-бемоль мажор для виолончели соло, BWV 1010
Никита Яковлев, струнный плекторный бас

Иоганн Себастьян Бах
Трио-соната до мажор для блокфлейты и органа BWV 530 (ориг. соль мажор для органа соло)

_Без обозначения темпа
_Lente
_Allegro
Карстен Эккерт, блокфлейта
Екатерина Лихина, орган

Кристиан Фридрих Витт (ок. 1660-1717)
Пассакалия ре минор
Екатерина Лихина, орган

Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~N88Ze


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник