О Санкт-Петербургском открытом конкурсе дирижеров детских хоровых коллективов им. П. А. Россоловского

Фото: из архива МПУ

Фото: из архива МПУ

7 Июня 2019

О Санкт-Петербургском открытом конкурсе дирижеров детских хоровых коллективов им. П. А. Россоловского

К конкурсу, родившемуся в стенах Санкт-Петербургского Музыкально-педагогического училища и здесь же проходящему ежегодно с неизменным успехом, хочется возвращаться вновь и вновь, поскольку он становится визитной карточкой, маркером методической и творческой состоятельности, фактором известности и профессионального престижа МПУ в России и за ее пределами. Однако, суть события отнюдь не в престиже отдельного учебного заведения. Воспитание хормейстеров, ориентированных на работу с детьми, знающих особенности этой работы - задача поистине государственной важности. Настоящий тренд в музыкальном образовании последних лет - конкурс дирижеров детских хоров, охватывающий все ступени профессионального мастерства. Сопровождаемый блестящими акциями методического и творческого характера, он, безусловно, заслуживает пристального внимания музыкальной общественности. Автор идеи конкурса, председатель его оргкомитета и директор музыкально-педагогического училища Алексей Анатольевич Елизаров рассказывает об итогах прошедшего III конкурса, отвечая на вопросы нашего корреспондента о настоящем и будущем этого сложного и перспективного дела. Итак…

- Третий год на «Россоловского» собирается хоровое общество, превращая учебные аудитории в поля сражения, где буквально с утра до ночи идут прослушивания и мероприятия. Но в этом году кипение конкурсных страстей было бурным как никогда, а Открытие прошло необычайно торжественно, многолюдно, при полных залах. Как Вы оцениваете динамику конкурса, он в самом деле стремительно набирает обороты или это только кажется со стороны?
- Два года назад мы впервые провели этот конкурс, осуществив давно зреющий замысел. Тогда, в 17-м году, было мало участников, приходилось проводить работу среди учебных заведений, разъяснять, преодолевать инерцию, усталость от огромного количества однотипных, формальных мероприятий и скепсис по поводу «якобы нового» формата. Однако, первый опыт, хоть и оказался довольно скромным, но показал жизнеспособность и актуальность идеи, порадовал особой атмосферой, которая сразу сложилась. Он дал множество предложений, уточнений и принципов, которые постепенно прижились в конкурсе. Теперь же мы с удовлетворением наблюдаем растущую известность и востребованность конкурса им. Россоловского. В этом году - почти семьдесят участников в четырех номинациях, разные страны – Казахстан, Латвия, Белоруссия! Россия представлена очень широко: это и Москва, и Московская область, и Калининград, Петрозаводск, Оренбург.. Наконец мы могли ощутить волнение конкурсной интриги, когда участники буквально «дышали в затылок» друг другу, и любая ошибка или неточность могла отбросить их назад. Наконец, мы все сделали настоящие профессиональные открытия на конкурсе. В этом году решили поднять верхний возрастной ценз в номинации «Профессионалы» до 40 лет и сняли все другие ограничения. Гордимся тем, как состоялась и прозвучала эта номинация - настоящее состязание профессиональных мастер-классов! Уровень конкурса так возрос, что на второй тур специальным решением жюри было допущено большее количество участников, чем ожидалось.

- Довольны ли Вы тем, как выглядели на конкурсе студенты училища?
- Не скрою, я волновался за наших участниц, потому что им, будущим учителям музыки, пришлось соревноваться с очень сильными ребятами из музыкальных училищ, учащимися специальных хоровых отделений, да еще и каких! Училище им. Ипполитова-Иванова, Гнесинка, наше Санкт-Петербургское училище им. Римского-Корсакова, Минск, Астана – сильные конкуренты. Ведь у нас нет хоровой специальности, хотя и есть полный хоровой цикл. До начала конкурса у оргкомитета даже появилась идея в следующем году разделить училищную номинацию на две категории, выделив музыкально-педагогические отделения в отдельную подгруппу, но! После всех прослушиваний – а это был безумный марафон с раннего утра до 10 вечера! – вопрос о таком разделении отпал сам собой. Наши девочки выглядели очень достойно, что было отмечено всеми членами жюри. Не только лауреаты и дипломанты, а именно все - общий уровень. Мне как директору было приятно убедиться, что мы вновь становимся конкурентоспособными и можем надеяться вырастить у себя новых звездочек, таких как наша выпускница, а сейчас преподаватель МПУ, руководитель одного из лучших в мире детских хоров «Перезвоны» Л.Н. Яруцкая, как многих других наших замечательных выпускниц, известных в хоровом мире. Уверен, школы Санкт-Петербурга получат молодых специалистов достойного уровня, способных возродить хоровое движение в школе, разбудить певческое дарование ребенка!

- Скажите, а еще где-нибудь в нашей стране есть подобный конкурс?
- Ничего подобного в России больше нет, этот конкурс уникален тем, что здесь состязаются дирижеры именно детских хоров! А каков диапазон! От ребят, что только собираются связать свою судьбу с этой благородной и нужной профессией - до блестящих профессионалов, глядя на которых, всем участникам хочется расти, учиться, дерзать ! Мы первые! И это не удивительно... Ведь именно с создания нашего учреждения в далеком 1938 году началась история подготовки учителей пения в нашей стране. Именно мы были первым методическим центром музыкальной педагогики! Для нас очень важна методическая составляющая конкурса, поэтому каждый раз мы приглашаем выдающихся дирижеров для проведения мастер-классов и открытых занятий с хором. Насыщаем программу концертами, лекциями, уроками. В этот раз перед конкурсантами выступила Е.Г. Терехова – руководитель младшего хора «Солнышко» известнейшей детской хоровой студии «Веснянка» ( Москва), под руководством Заслуженного деятеля искусств России Л.В. Алдаковой. В день открытия конкурса в камерном зале живо и непосредственно прошла встреча с композиторской династией - «Виктор Плешак, Сергей Плешак и Алексей Плешак», а на концертной сцене была исполнена оратория Виктора Плешака «Ленинградки» силами студентов и преподавателей МПУ. Оба зала едва вмещали желающих стать свидетелями этих событий. Одним словом, конкурс им. П.А.Россоловского становится важным «листком» музыкального календаря Санкт-Петербурга. Пользуясь случаем, сердечно благодарю всех, кто принимал участие в его организации и проведении!
Материал подготовила Лилия Латыпова
Источник:  Лилия Латыпова
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~DCFuL


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник