Новая симфоническая музыка прозвучит в филармонии - Информационный портал

Новая симфоническая музыка прозвучит в филармонии

15 Сентября 2022

Новая симфоническая музыка прозвучит в филармонии

15 сентября в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича состоится финал ежегодного Открытого конкурса композиторов имени Андрея Петрова. Сочинения финалистов исполнит Академический симфонический оркестр филармонии, за дирижерским пультом будет стоять Фёдор Леднёв. Конкурс, который проходит уже в 16-й раз, поддержали Министерство культуры РФ, Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга и Президентский фонд культурных инициатив. По сложившейся традиции номинации «Эстрадная песня и эстрадный романс» и «Симфоническая музыка» чередуются. В 2022-м участники конкурса представили на суд жюри серьезные оркестровые произведения, которые сложно сочинить, не имея профессионального образования, поэтому среди участников — студенты и опытные музыканты. Всего на конкурс поступило 206 заявок из 34 российских городов и из 14 стран дальнего и ближнего зарубежья. После прохождения двух туров в финал вышли девять участников.

Накануне заключительного тура конкурса с журналистами побеседовали художественный руководитель Фонда сохранения и развития творческого наследия композитора Андрея Петрова Ольга Петрова, председатель жюри конкурса, композитор, народная артистка Азербайджана Франгиз Ализаде, лауреат Молодежной премии правительства Санкт-Петербурга, композитор Настасья Хрущёва и композитор Дмитрий Янов-Яновский (Узбекистан).

О. Петрова рассказала, что впервые в конкурсе появилась отдельная номинация для молодых композиторов до 25 лет с символическим названием «Берег надежды». Именно так назвал А. Петров балет, одно из первых своих серьезных произведений. В концерте 15 сентября будут представлены шесть сочинений из основной номинации и три сочинения из молодежной. «В этом году на конкурс пришло более двухсот заявок, что для симфонической номинации, очень даже много. На конкурсе работает авторитетное жюри, и 15 сентября в Большом зале Филармонии нас ждёт последний, захватывающий этап конкурса – финал. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Санкт-Петербурга, и мы очень благодарны за эту поддержку», — подчеркнула художественный руководитель Фонда сохранения и развития творческого наследия композитора Андрея Петрова.

Члены жюри отметили, что с каждым годом уровень представленных на конкурс партитур растет, они становятся всё более разнообразными по стилистике и приемам. Третий тур — это важное событие для участников, судей и слушателей, ведь ничто не может заменить живого звучания музыки и отклика публики на нее. Гости концерта смогут не только насладиться симфонической музыкой, но и поучаствовать в выборе обладателя приза зрительских симпатий.

Н. Хрущёва напомнила, что первая встреча молодого композитора с оркестром очень важна, она влияет на дальнейшую карьеру и является своего рода инициацией. Возможность представить свое произведение на сцене филармонии в исполнение прославленного Академического оркестра под управлением Ф. Леднёва — это большая удача для молодых талантов. Конкурс имеет важное значение и для членов жюри: судьи, изучающие партитуры, тоже учатся, пересматривают какие-то свои ценности, расширяют свой профессиональный кругозор. Композитор Д. Янов-Яновский также подчеркнул образовательную миссию конкурса. Во время обсуждения возникла идея не только сообщать участникам о результатах отборочных туров, но и объяснять им сильные и слабые стороны партитур. Таким образом, музыканты поймут, над чем им следует работать, чему нужно учиться у более опытных мастеров.

Комментарий
Н. Хрущёва:
«Композитор, который начинает писать для оркестра, и композитор, который продолжает писать для оркестра, — это абсолютно разные композиторы. Действительно, здесь очень большую роль играет опыт, и практически никогда не бывает так, что первые партитуры композитора удачные и полностью выражают его стиль, метод. Это всегда поиск, но в случае с оркестровой музыкой особенно важно получить этот опыт. Сейчас очень часто так складывается ситуация, что у композитора чуть ли не единственным в его жизни исполнением его симфонической музыки остается диплом. Интерес к симфонической музыке в целом падает, с точки зрения финансирования также проще сделать концерт камерной музыки. Поэтому чрезвычайно важно, что есть такая возможность — написать для оркестра и быть услышанным и исполненным, в случае если тебя выберут».

Ф. Ализаде:
«В симфоническом конкурсе хотелось бы видеть больше симфонических произведений… Иначе ты не видишь чисто симфонического мышления, стилистики, что композитор хочет языком современного симфонического оркестра сказать. Мне показалось, что среди партитур… очень много изобразительной музыки..., как будто это музыка к видовым фильмам, картинкам. Это не просто размышление в сфере симфонического оркестра, а музыка, которую надо к чему-то приложить. Вот это меня немного настораживает. Конечно, были замечательные произведения. Я постаралась это своими баллами показать, потому что есть действительно очень зрелые хорошие партитуры. Сейчас трудно сказать совершенно новое слово, но уровень мышления, уровень владения оркестром, уровень драматургии, которая показывается в партитуре, говорят о том, что человек талантлив. Возможно, он еще не нашел свой собственный стиль, но у него очень большие перспективы».

Приглашаем наших читателей 15 сентября в Большой зал филармонии. В заключение процитируем Ф. Ализаде: «Меня очень радует, что музыканты борются за свое существование, пишут новую музыку, они несут высоко знамя классической академической симфонической музыки. Знаете, очень трудно в нынешней обстановке сосредоточиться на большом симфоническом произведении…Люди, которые пишут сегодня большие симфонические произведения, вызывают огромное уважение, надо их поддерживать всячески, и, мне кажется, этот конкурс — один из таких рычагов поддержки серьезных композиторов, которые хотят развивать симфоническую музыку. Огромное им за это спасибо».
Ксения ХУДИК
Источник:  ИА Северная Звезда
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~F9FQN


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник