Николай Метнер в зале Рахманинова - Информационный портал

Николай Метнер в зале Рахманинова

Фото: Наталья Разина

Фото: Наталья Разина

26 Июля 2021

Николай Метнер в зале Рахманинова

Это, прежде всего, премьера нового зала Мариинки. В южном корпусе Мариинского-3 открылся камерный зал, по предложению Валерия Гергиева, названный Залом Рахманинова. К ряду великих русских имен – Мусоргского, Стравинского, Прокофьева – в топографии Мариинского театра добавилось еще одно, столь же значительное.

Но нельзя не заметить – все перечисленные композиторы принадлежали не к баловням эпохи, а к гонимым и отверженным – одни за то, что заглянули за горизонт своего времени (публика, да и критики не сразу признают новое слово), другие, напротив, за то, что остались верны старой России, не признали новую власть. Надо ли напоминать, сколь долог оказался путь к слушателю шедевров Мусоргского, а в новейшее время – Стравинского и Прокофьева, вдобавок преследуемых тупыми идеологами за «формализм» и «буржуазные веяния» в их сочинениях. Перечитайте, что писали советские газеты о «белоэмигранте Рахманинове», до тех пор, пока Сергей Васильевич незадолго до смерти не перечислил сборы со своих концертов в пользу сражающейся Красной армии…
По счастливому умыслу или случайному совпадению – кто знает, впрочем, ведь, как известно, ничто не случайно! – но программу первого публичного концерта в Зале Рахманинова составили произведения Николая Метнера. Еще одного замечательного русского музыканта, который мог сказать вслед за поэтом: «Мы жили тогда на планете другой» – в эмиграции. Георгий Иванов свидетельствовал с горечью:
Мне кажется, будто и музыка та же…
Послушай, послушай, – мне кажется даже…
– Нет, вы ошибаетесь, друг дорогой,
Мы жили тогда на планете другой.

Я оказался среди приглашенных в Зал Рахманинова после дневного концерта в Мариинском-3, где Дмитрий Шишкин исполнял Первый концерт Бетховена с оркестром под управлением Гергиева, а затем для заранее аккредитованных слушателей играл в Зале Рахманинова «на бис» программу из произведений Николая Метнера. И тотчас вспомнилось, что Рахманинов дружил с Метнером, восторгался его произведениями, считал их святыней (!) русской музыки. Можно ли отозваться выше, возвышеннее? А между тем мы впервые знакомились с Метнером в хрущевскую «оттепель», когда Эмиль Гилельс не только сыграл Сонату соль минор Метнера, но и написал статью в журнале «Советская музыка» о забытом в сталинское время композиторе. Потом было потрясение от Первого фортепианного концерта Метнера в исполнении московского профессора Абрама Шацкеса, от пушкинских, тютчевских и гётевских романсов в исполнении Зары Долухановой, Ивана Козловского, Надежды Юреневой… От целого вечера музыки Метнера в исполнении Евгения Светланова, превосходного пианиста!

Дмитрий Шишкин увлеченно и виртуозно играл одну за другой «Сказки» Метнера – любимый жанр композитора: «сказок» им написано под разными опусными номерами более четырех десятков. Удивительно русские они все – и лирические, песенные, и лихие танцевальные, и эпические балладные, и частушки-скоморошины… Последние неожиданно напоминают то ли регтаймы, то ли угловатые клоунады Эрика Сати… А отвечая на благодарные аплодисменты публики сыграл следом за этюдом Мошковского один из «Забытых мотивов» Метнера. Напророчил же автор свою судьбу!

Поздравим Мариинский театр и его верную публику с новосельем. А Зал Рахманинова с открытием!
Иосиф Райскин
Источник:  ИА Северная Звезда
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~xh5e5


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время