XII Международный зимний фестиваль «Площадь искусств». Валерий Гергиев

23 Декабря 2011

XII Международный зимний фестиваль «Площадь искусств». Валерий Гергиев

Не секрет, что характер творчества Малера тесно связан с обстоятельствами, окружавшими его в тот или иной момент жизненного пути. В 1904-1905 годах, когда Малера был занят работой над этим сочинением, жизнь повернулась к нему своей лучшей стороной. Женитьба на Альме Шиндлер, женщине, которую Малер боготворил, придала его таланту новый полет, а рождение двух дочерей сделало семью полностью гармоничной. Удачно складывалась и карьера Малера в эти годы: пост директора Венского королевского театра, который он занял, автоматически выводил Малера в авангард европейской культуры.
            Однако музыка Малера в те годы еще не проложила широкой дороги к своему слушателю, многое в ней было не понятно современникам. Музыковеды отмечают, что написание Седьмой симфонии стало новым и решающим этапом в творчестве композитора. Здесь нет больше начертанной его рукой программы, как в более ранних симфониях, нет аллюзий к вокальным циклам, нет певцов. Только средствами музыки, исполненной симфоническим оркестром, реализуется сюжет, чья логика, подобно бетховенской, отталкиваясь от драматического конфликта первой части, приходит к радости и ликованию финала, и все это свершается путем сопоставления образов "дня" и "ночи", света и тени, столь характерных для немецкого романтизма.
            Еще одно интересное наблюдение, принадлежащее большому знатоку творчества Малера, музыковеду И.Соллертинскому, адресует музыку второй части симфонии к знаменитой картине Рембрандта "Ночной дозор": "на уснувших улицах города гулко отдаются шаги таинственного патруля, где-то вдали перекликаются приглушенные рога, испуганно кричат на черных ветвях потревоженные птицы"...

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~N5Rm1


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник