«Николай Васильев: от модерна к модернизму»

16 Декабря 2011

«Николай Васильев: от модерна к модернизму»

В петербургском Издательском доме «Коло» вышла в свет монография В.Г. Лисовского и Р.М. Гашо «НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВ: ОТ МОДЕРНА К МОДЕРНИЗМУ» (Росс. акад. архитектуры и строит. наук, НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. Санкт-Петербург: Коло, 2011. 464 [24] с. : ил.).
Издание посвящено выдающемуся зодчему первой половины ХХ века Николаю Васильевичу Васильеву (1875–1958). Впервые на основе новейших данных подробно рассматривается его творческое наследие в Санкт-Петербурге и за рубежом – в Сербии и США. В научный оборот вводится целый ряд его архитектурных и графических работ; множество документов и иллюстраций публикуется впервые.
ПРОГРАММА ПРЕЗЕНТАЦИИ:
Владимир Григорьевич ЛИСОВСКИЙ и Ричард Майкл ГАШО – авторы монографии –   представят содержание книги.
Антон Викторович ВОЗНЕСЕНСКИЙ – директор издательства «Коло» – расскажет о ходе реализации этого уникального проекта.
Светлана Сергеевна ЛЕВОШКО выступит с сообщением «Российская архитектурная эмиграция и ее наследие».
Обсуждение книги и проблем архитектурного наследия русского зарубежья.
В РАМКАХ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗДАНИЯ БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА ПРОДАЖА МОНОГРАФИИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ, А ТАКЖЕ ДРУГИХ КНИГ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «КОЛО».
О монографии «Николай Васильев: от модерна к модернизму»:
Петербургский зодчий Николай Васильевич Васильев (1875–1958)  занимает почетное место среди архитекторов-художников Серебряного века. Блестящее архитектурное и графическое дарование закрепило за ним репутацию самого талантливого мастера северного модерна — стилевого направления, во многом определившего своеобразие петербургской архитектурной школы начала XX столетия. Созданные по проектам зодчего жилые дома, Соборная Мечеть, Новый Пассаж в Петербурге, здание Немецкого драматического театра и особняк Лютера в Таллинне, а также многочисленные оригинальные проекты стали заметными вехами в истории отечественного зодчества. Значение петербургского периода творчества Н. В. Васильева убедительно раскрыто в публикациях доктора искусствоведения В. Г. Лисовского, которые заложили основу для дальнейшего изучения творческой деятельности мастера.
Однако второй, более продолжительный период жизни Н.В. Васильева до недавнего времени оставался совершенно неизвестным. Только благодаря исследованиям Р. М. Гашо – американского историка архитектуры, профессора университета Ламара (США) – нам представилась возможность познакомиться с результатами плодотворной творческой работы Николая Васильева в Сербии и Америке, где архитектор жил в эмиграции три с половиной десятилетия.
Особое достоинство монографии заключается в том, что она создана специально в расчете на российского читателя. Бóльшая часть включенного в книгу изобразительного материала публикуется впервые.
Книга адресована как специалистам (архитекторам, историкам архитектуры, преподавателям, учащимся архитектурных вузов), так и всем интересующимся искусством и архитектурой.
Н. В. Васильев. Конкурсный проект здания газеты «Чикаго трибьюн». 1922.
Н. В. Васильев. Перспектива небоскреба в Нью-Йорке. Начало 1930-х гг.
Об авторах:
Владимир Григорьевич ЛИСОВСКИЙ
Доктор искусствоведения, профессор, член Союза архитекторов. Имеет около 150 научных публикаций, в том числе более двадцати книг, брошюр, каталогов выставок. Входит в состав Совета по культурному наследию при администрации Санкт-Петербурга. Член президиума петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Лауреат Анциферовской премии за общий вклад в современное петербурговедение.
Ричард Майкл ГАШО
Искусствовед, историк архитектуры, профессор университета Ламар в Бомоне, штат Техас, где преподает дизайн и историю архитектуры. Интерес к творческой карьере Николая Васильева проявился у него не вполне случайно: его дед, Борис Рябов, выпускник Санкт-Петербургского Императорского института гражданских инженеров, по воле судьбы также оказался в 1925 году в Америке.
«Как внук архитектора-эмигранта,— пишет он в предисловии к своей новой работе, — я благодарен моему деду… за те воспоминания и ту любовь к России, что он передал мне. Если бы он не сохранил для меня свою коллекцию, свыше трех десятков рисунков его друга и наставника Николая Васильева, этой книги бы просто не было».
Презентацию ведёт председатель Совета РАФАЭЛЬ ДАЯНОВ.
СОВЕТ ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ ГОРОЖАН. ВХОД СВОБОДНЫЙ.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
РАФАЭЛЬ МАРАТОВИЧ ДАЯНОВ:
(812) 275-44-08; +7 – 921-964-27-03; rzippa@mail.ru
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЁРЫ:   
 www.archi.ru
Газета Союза архитекторов России «СА»
Информагентство СА России и СМА «АРХИТЕКТОР»
www.uar.ru; www.moskvarch.ru; www.mosma.ru, www.Architektor.ru
Санкт-Петербургский Союз архитекторов – старейшая региональная творческая организация Союза архитекторов России, объединяющая  деятельность петербургских зодчих. Для профессионального общения всех слоев архитектурного сообщества здесь существует несколько секций. Секция «Реставрация, реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры» после перерыва возобновила свою деятельность в 2008 г. под председательством Рафаэля Даянова и за короткий срок стала одним из рупоров профессионального и общественного мнения по наиболее значимым градостроительным проблемам. Заседания, проходящие с участием первых лиц петербургского градостроения и архитектуры, всегда связаны с представлением уникальных, эксклюзивных материалов и носят характер открытых обсуждений.
 С 2011 г. секция переименована в Совет по архитектурному и историческому наследию Санкт-Петербургского Союза архитекторов.
Градостроительные вопросы, выносимые на заседания Совета, имеют не только локальную, сугубо петербургскую специфику, но и общехудожественное значение. Как правило, это наболевшие внутригородские проблемы, такие, как реконструкция Площади Восстания и прилегающей территории; реконструкция кровель; концепции реконструкции Сенной площади; развитие верхней зоны городского центра и мансардное строительство, будущее петербургских брандмауэров; новая архитектура центра Петербурга. Особый характер носило заседание «Военная архитектура. Воинские захоронения. Царскосельское Братское кладбище героев Первой мировой войны – последний мемориальный памятник гвардии Русской армии»: оно ставило своей целью не только исследовать малоизученную область военной архитектуры, но и пробудить память о павших в Первой мировой войне. Специальные заседания с участием ведущих специалистов были посвящены мемориальной значимости исторических кладбищ. Совместно с ведущими археологами подготовлен и проведен круглый стол «Археологические открытия на Охтинском мысу и проблемы сохранения и музеефикации выявленных археологических объектов». Большой общественный резонанс и отклик в профессиональной среде вызвали заседания, посвященные проблемам церковной архитектуры – «Воссоздание утраченных храмов Санкт-Петербурга», «Памятники церковной архитектуры сегодня. Проблемы и угрозы», а также заседание по одной из самых животрепещущих тем: «Актуальные проблемы реставрации Летнего сада и Флорентийская хартия». На заседаниях Совета также рассматривается актуальный опыт других стран, представленный ведущими зарубежными архитекторами и впрямую связанный с насущными проблемами сохранения и развития архитектурной среды Петербурга (принципы охраны памятников в Вашингтоне; новая архитектура в старом городе на примере Конгресс-центра «Дармштадтиум» в Дармштадте; экология в старом городе – взгляд в будущее; современная архитектура в историческом городе: опыт Швеции и Санкт-Петербурга;  проведенная в рамках Совета встреча петербургских архитекторов с архитекторами из Израиля и т.д.). Зарубежный опыт осмысляется в его внутреннем диалоге с петербургской градостроительной практикой, а также в контексте взаимодействия культур и истории архитектуры. Наиболее яркий пример – заседание «Николай и Леонтий Бенуа. Санкт-Петербург – Дармштадт», участники которого представили и проанализировали не только редкие материалы, посвященные Русской капелле в Дармштадте и католическому Храму Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы в Санкт-Петербурге, но и ситуацию с охраной памятников в Дармштадте и в Петербурге. С 30 июня по 3 июля 2010 г. Совет совместно с редакцией журнала «Капитель», Смольным институтом свободных искусств и наук СПбГУ, Римским университетом La Sapienza провела двухдневную международную конференцию по архитектуре СССР, Германии и Италии эпохи тоталитаризма. Это мероприятие открыло комплексную культурную программу в рамках года Италии в России и России в Италии (2011). Вторая конференция «MONUMENTALITÁ & MODERNITÁ. Италия, Германия, Россия» была проведена 29 июня – 1 июля 2011 г.
В Бронзовом зале Дома архитектора (особняк А.А. Половцова) Совет неизменно собирает большую аудиторию. Среди главных принципов его работы – привлечение ведущих специалистов и широкой общественности для открытого обсуждения насущных градостроительных проблем. К участию в дискуссиях приглашаются искусствоведы, признанные мастера архитектуры (в т.ч. зарубежные), представители СМИ, молодежь, все, кого интересует градостроительная политика Санкт-Петербурга.
Свободный вход для всех желающих предполагает диалог профессионалов с широким кругом заинтересованной публики – то есть диалог горожан, в равной степени неравнодушных к архитектурному облику Санкт-Петербурга. Публичный характер Совета даёт возможность задавать вопросы, предлагать темы для обсуждений и сочетать аналитичность профессиональных суждений с общественно-открытым, демократичным характером дискуссии.
Одна из главных задач Совета – формирование конструктивных отношений со всеми горожанами, которых волнует судьба Петербурга.
Председатель секции РАФАЭЛЬ ДАЯНОВ (архитектор, директор Архитектурного бюро «Литейная часть-91», член Градостроительного совета и Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга) всецело погружен в проблематику и специфику практической деятельности: им выполнены и выполняются проектные работы по реставрации, приспособлению и воссозданию памятников истории и архитектуры федерального и регионального значения в Санкт-Петербурге и ближайших пригородах.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Z1uRg


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник