30 лет "Невским хоровым ассамблеям"

22 Ноября 2011

30 лет "Невским хоровым ассамблеям"

Традиционно в форуме примут участие как профессиональные, так и любительские хоровые коллективы разных направлений и стилей, исполняющие русскую духовную, светскую и народную музыку.         В этом году «Невские хоровые ассамблеи» посвящены 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. Концерты фестиваля пройдут в Академической Капелле, Шереметевском дворце, Лютеранской церкви св. Петра и Павла, Сампсониевском соборе.

23 ноября в Капелле Санкт-Петербурга в рамках фестиваля «Невские хоровые ассамблеи» пройдет первый концерт абонемента «Из истории русской духовной музыки». В исполнении Певческой капеллы Санкт-Петербурга прозвучат произведения из «золотого фонда» Капеллы:
  • композиция «Русские страсти», основанная на фрагментах рукописи инока Христофора 1604 года;
  • древнерусские гимны в расшифровке М.В.Бражникова;
  • концерт для хора «Гласом моим ко Господу воззвах» Д.С. Бортнянского;
  • концерт для хора «Не отвержи мене во время старости» М.С. Березовского;
  • концерт для хора «Ныне отпущаеши А.Л. Веделя;
  • концерт для хора «Сначала днесь по утру рано» анонимного автора XVIII века.
 
Дирижер - Народный артист СССР Владислав Чернушенко.
Певческая Капелла Санкт-Петербурга ведет свою историю с 1479 года и является старейших хором России. Капелла по праву считается преемницей старейших традиций древнерусского церковного пения. Силами Певческой капеллы и ее художественного руководителя Владислава Чернушенко возвращен к жизни ценнейший пласт отечественной культуры – творения русской духовной музыки. В 1982 году, впервые, после более чем полувекового перерыва, была исполнена «Всенощная» С.В. Рахманинова. Вновь зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, Архангельского, Чайковского, Римского-Корсакова, Чеснокова, Березовского, Веделя. Красоту и богатство русской певческой культуры демонстрируют партесные концерты ХVII–ХVIII веков, канты петровской эпохи, хоровые обработки русской народной песни.
 
«Русские страсти» - музыкально-поэтическая композиция, созданная Владиславом Чернушенко по уникальной аутентичной рукописи 1604 года инока Христофора. Рукопись инока Христофора. Рукопись содержит полный свод песнопений, которые звучали на Руси в начале XVII века. Композиция создана по особому чину, совершаемому в Великую Пятницу Страстной Седмицы. Она хоть и является расшифровкой раритетного нотного манускрипта, но изложена в доступном для современной публики варианте. Звучание старинных песнопений чередуется с чтением фрагментов канонических Евангелий. Автор рукописи инок Христофор - известный книжник, музыкальный теоретик и композитор, был монахом Кирилло-Белозерского монастыря, центра духовной и культурной жизни средневековой Московской Руси. Около года кропотливой творческой работы было положено им на создание музыкального свода красивейших распевов, ныне хранящегося в Кирилло-Белозерском собрании Российской национальной библиотеки. Рукопись была изучена и расшифрована известным исследователем, профессором Санкт-Петербургской консерватории Альбиной Кручининой.
 
Максим Викторович Бражников - выдающийся ленинградский музыковед-исследователь, один из основоположников науки о древнерусской музыке в современной России. К числу его выдающихся научных достижений относятся расшифровки многочисленных певческих рукописей XII?XIX веков и публикация памятников древнерусского музыкального искусства.
С первой трети XVII века на Руси стало интенсивно развиваться так называемое двух- и трехголосное пение. Репертуар многоголосия составляли торжественные гимны, исполнявшиеся в кульминационных разделах Всенощной и Литургии. Многоголосные песнопения основывались на приемах, свойственных русской фольклорной традиции. В основу был положен не гармонический, а мелодический принцип развития каждого голоса. В результате создавался яркий, выразительно звучащий ансамбль, своеобразная гармония произведений, в ряде случаев воспроизводящая звучание колокольного звона. Певческая капелла Санкт-Петербурга предоставит любителям музыки уникальную возможность услышать древнерусские гимны, расшифрованные М.В.Бражниковым.
 
Максим Созонтович Березовский – композитор, солист Императорской Придворной Певческой капеллы, автор духовных концертов, являющихся выдающимися образцами мирового хорового искусства XVIII века. Вершиной творчества М.С. Березовского в области духовной музыки стал гениальный четырехголосный концерт «Не отвержи мене во время старости». Национальная самобытность произведения в сочетании с мастерским полифоническим письмом делают его ярчайшим образцом русского музыкального классицизма. Это произведение отличает синтез традиций православного партесного (многоголосного) пения с западноевропейским жанром «passions motet» («страстного концерта»). Возможно, именно этим объясняется исключительное эмоциональное воздействие концерта и эталонная роль произведения для русской музыки последующего века, не только духовной, но и светской.
 
Воспитанник Киевской духовной академии Артемий Лукьянович Ведель вошел в историю русской хоровой музыки как автор широко известных и популярных духовных концертов, принадлежащих украинской культурной традиции. Именно на Украине были созданы большинство его сочинений. В стиле концертов Веделя ярко ощущаются новые - сентименталистские влияния, что проявляется в интонационном строе, основанном на романсных оборотах, виртуозности изложения, в музыкальном языке, построенном на оборотах украинской песенности, в экспансивности, патетике выражения. Таков концерт Веделя «Ныне отпущаеши».
 
Развитие русской хоровой культуры и жанра духовного концерта в последней четверти XVIII века неотделимо от имени Дмитрия Степановича Бортнянского, воспитанника Певческой капеллы. В музыкальном наследии композитора представлены многие жанры - оперы, клавирные сонаты, инструментальные ансамбли, песни. И все же главное внимание Бортнянский уделял созданию духовных хоровых концертов, в жанре которых он является крупнейшим из русских мастеров XVIII века. С 1796 года и до последних дней жизни Бортнянский возглавлял хор Придворной Певческой капеллы, являясь с 1801 года ее директором. Мастер хорового письма a cappella, Бортнянский наряду с М.С.Березовским создал новый тип русского хорового концерта, использовав достижения в области оперы и инструментальной музыки. Хоровое творчество Бортнянского было выдающимся и самобытнейшим явлением русской музыкальной культуры конца XVIII века, не имевшим аналога в западноевропейском искусстве. В хоровых концертах Бортнянский нередко выходит за рамки, предписанные церковными правилами. В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы, влияние оперной музыки, а в медленных частях порой возникает сходство с жанром лирической «российской песни».
 
Хоровой концерт «Сначала днесь по утру рано» является памятником хоровой культуры первой половины XVIII в. Он подтверждает мнение о том, что партесные концерты создавались не только на духовные, но и на светские сюжеты (иногда сатирические и пародийные). Многие из концертов написаны анонимными авторами. Это, в основном, одночастные, достаточно большие по объему произведения. Партесные концерты стали почвой, на которой выросли хоровые концерты М.Березовского, А.Веделя и Д.Бортнянского.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~AU4u3


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник