Наш вектор развития: проектная деятельность и новые компетенции

Фото: пресс-служба Академии Штиглица

Фото: пресс-служба Академии Штиглица

14 Октября 2020

Наш вектор развития: проектная деятельность и новые компетенции

Интервью с ректором Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица (Академии Штиглица) Анной Николаевной Кислицыной.

— Уважаемая Анна Николаевна, довольны ли вы результатами приемной кампании? Какая специальность стала самой привлекательной для абитуриентов в этом году?
— Приемная кампания в академии проводилась в дистанционном формате, что было вынужденной мерой, продиктованной эпидемиологической ситуацией. Нам удалось достойно ответить на этот серьезный вызов благодаря слаженной работе приемной комиссии, службы информатизации и профессорско-преподавательского состава. Были выбраны цифровые платформы, максимально соответствующие разнообразным задачам творческих, общеобразовательных, теоретических вступительных испытаний, обеспечено устойчивое интернет-соединение, проведены консультации преподавателей и осуществлен контроль операторов за выполнением заданий. В результате абитуриентов, участвовавших в конкурсе на бюджетные места, в этом году было почти на 30 % больше, чем в прошлом: всего было подано более 4 800 заявлений от 2 400 человек, причем не только из российских регионов, но также из ближнего и дальнего зарубежья. Самыми востребованными направлениями стали «Графический дизайн» и «Художник анимации и компьютерной графики», конкурс составил соответственно 41 и 28 человек на место, возрос конкурс на такие специальности, как «Монументально-декоративное искусство (скульптура)» и «Дизайн средств транспорта», а также в магистратуру, особенно на программу «Арт-бизнес».
Дистанционное обучение использовалось в академии и раньше: в системе дополнительного образования ряд общеобразовательных программ реализуется дистанционно с 2016 года, тогда же были разработаны методические материалы, авторские программы, что позволило вузу в марте 2020 года безболезненно перейти на данный формат. 
Показателями качества приема являются высокие средние баллы ЕГЭ: 85 баллов среди поступивших на бюджетную форму обучения и 73 — на контрактную. Средние баллы по внутренним творческим испытаниям абитуриентов также в этом году очень высоки: среди поступивших на бакалавриат, специалитет, в магистратуру этот показатель стремится к 80, а у аспирантов превысил 96 баллов. В количественном отношении прием стал рекордным за последние годы: принято 600 абитуриентов, и контингент обучающихся в целом превысил 1 900 человек. 

— Судя по большому количеству новостей о прошедших за последние полгода мероприятиях, вуз продолжил жить активной жизнью и в период дистанционного обучения. Как вам это удалось?
— Академия приняла решение не отказываться от проведения запланированных мероприятий и перенести их в онлайн-формат, ведь современные технологии позволяют проводить и выставки, и научные конференции дистанционно, а поскольку подготовка к масштабным мероприятиям в вузе начинается не менее чем за полгода, то к началу карантина мы уже имели весь необходимый контент. Таким образом, за последние полгода Академия Штиглица провела конференции: «Месмахеровские чтения — 2020», V Всероссийскую научно-практическую конференцию «Искусство и дизайн: история и практика», III Научно-практическую конференцию молодых ученых «Художник и менеджер в пространстве современного арт-рынка», по итогам которых публикуются сборники научных статей. 
Важнейшими творческими проектами академии в период пандемии стали выставки и конкурс, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Межвузовский выставочный проект «Память и слава» объединил произведения ветеранов, непосредственных участников событий военных лет, и работы современных художников — преподавателей и студентов петербургских вузов. Центральное место в экспозиции было отведено военным зарисовкам архитектора М. И. Чурилина, которые были выполнены с натуры в зоне боевых действий, а также работам ветеранов — профессоров Р. Б. Пинкавы, И. П. Васильева, П. И. Пуко, Д. А. Шувалова. Трансляция выставки прошла в преддверии Дня Победы на телевидении. Региональный конкурс графических работ «Великой Победе посвящается…» и одноименная выставка объединили участников из четырех художественных вузов России, представивших станковую графику, эстамп, иллюстрацию и дизайн книг.
Ярким событием стал совместный проект Академии Штиглица и Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», в рамках которого прошли съемки музыкальной программы «Ромео и Джульетта» при участии солистов Ма¬риинского театра и звезд балета. По словам художественного руководителя фестиваля Марии Сафарьянц, программа была создана специально для академии: выбор музыкальных произведений был продиктован самим пространством Большого выставочного зала, выполненного в стиле итальянского палаццо эпохи Возрождения. Академия в рамках проекта подготовила выставку «Вдохновленные Ренессансом: вечная повесть Шекспира глазами студентов», на которой были представлены проектные работы, объединенные эстетикой Ренессанса: макеты сценических пространств, акварельные эскизы «итальянских» интерьеров академии, проиллюстрированные студентами книжные издания пьес Шекспира, коллекция костюмов для театральной постановки трагедии «Ромео и Джульетта». Взаимное обогащение различных видов искусства, достигнутое в данном проекте, создало сильный эстетический эффект, и, вдохновленные этим опытом, мы надеемся на реализацию в дальнейшем подобных проектов с партнерами академии.

— В этом году вуз отмечает 75-летие воссоздания Ленинградского художественно-промышленного училища (ЛХПУ). Какие юбилейные мероприятия уже прошли и какие запланированы?
— Весь 2020 год в академии проходит под знаком этой юбилейной даты. В рамках ежегодной конференции «Месмахеровские чтения» состоялся конкурс научно-исследовательских работ «Виртуальная экскурсия по местам А. Л. Штиглица, М. Е. Месмахера, А. А. Половцова», посвященных жизненному пути основоположников вуза. Был проведен конкурс концепт-проектов арт-объекта «75 лет воссоздания ЛХПУ» и одноименная выставка, главными экспонатами которой стали форэскизные макеты, отражающие оригинальные идеи интерьерных, пространственных и цветовых решений художников и дизайнеров советского пе¬риода. Уникальным свидетельством высокого уровня мастерства обучающихся того времени стала выставка художественного фарфора и керамики «Страницы мирной жизни в произведениях студентов кафедры керамики и стекла ЛВХПУ им. В. И. Мухиной». Более 200 редких фотодокументов второй половины ХХ века, запечатлевших студентов и преподавателей, восстанавливающих свою альма-матер после разрушительных военных лет, а также исторические интерьеры училища были представлены на уникальной выставке «История воссоздания ЛХПУ в архивных фотодокументах» в учебном музее декоративно-прикладного искусства Академии Штиглица.

— Каковы тенденции развития современного художественно-промышленного образования? 
— Кафедра промышленного дизайна Академии Штиглица выработала собственную образовательную стратегию, согласно которой в первую очередь обеспечивается интеграция в реальный проектный процесс промышленных компаний, студий промышленного дизайна, что позволяет напрямую связать будущего специалиста с дизайнерами, работающими в отрасли, и непосредственно передать знания, умения, актуальные методики и инструменты. Также важным в образовательном процессе является создание атмосферы свободного творчества.
Большое внимание мы уделяем созданию условий для междисциплинарного сотрудничества, в том числе взаимодействия между разными вузами, и поскольку дизайн объединяет разных узких специалистов для решения комплексных задач потребителя, свободный выбор студентом набора компетенций — одно из свойств будущего дизайн-образования. Помимо этого нас ждет отказ от ориентации на компетентность в пользу выработки так называемых «гибких навыков», ведь индустрия меняется настолько быстро, что уже к окончанию вуза какие-то знания могут стать неактуальными. Поэтому задачей вуза становится, кроме всего прочего, научить выпускников быть гибкими и свободно ориентироваться в быстро меняющемся мире. 
Как показывает практика работы кафедры промышленного дизайна, эта стратегия себя полностью оправдывает: в среднем на протяжении последних 5 лет более 70 % выпускников находят свое место в профессии, а студенты и выпускники кафедры завоевывают самые престижные награды на мировых конкурсах. Например, в этом году двое из трех финалистов национального этапа конкурса James Dyson Award, Анастасия Балабанова и Валерия Царегородцева, — студентки нашей академии; студент магистратуры Альберт Рахимжанов стал финалистом A’design Award 2020; в 2016 году студент бакалавриата Глеб Данилов завоевал Гран-при международного фестиваля автомобилей в Париже Young Designer Awards; студент магистратуры Георгий Вароди получил Гран-при Michelin Design Challenge 2018, одного из самых представительных мировых конкурсов в области транспортного дизайна; Марина Егорова стала победителем национального этапа Lexus Design Award 2018; Анна Боровская — финалист Lexus Design Award 2019. 
Выпускники кафедры промышленного дизайна являются обладателями самых престижных международных наград в области дизайна: Виталий Тарасов — обладатель Red Dot 2019 года, а в портфолио Майи Прохоровой целых 6 премий Red Dot и 2 премии K-Design Award.
Главным результатом является то, что выпускники кафедры промышленного дизайна востребованы на рынке труда во всем мире: в штате любого крупного промышленного производства вы обязательно найдете наших выпускников, и это касается не только России, но и Европы и Азии. Так, дизайн-директор по интерьеру Alfa Romeo Инна Кондакова, лид-дизайнер по интерьеру LADA Николай Суслов, дизайн-директор HARMAN/KARDON Александр Демин, дизайнер Subaru Ярослав Яковлев, шеф-дизайнер по спортинвентарю компании «Спортмастер» Никита Лебедев, дизайнер Land Rover Роман Зенин, а также многие и многие другие являются выпускниками Академии Штиглица.

— Насколько важно международное сотрудничество в вашей сфере? 
— Для художественно-промышленного образования международные связи играют важную роль: вузу позволяют развиваться, а будущим выпускникам помогают быть более востребованными в профессиональной сфере. За последние годы в академии в несколько раз увеличилось количество подписанных соглашений о сотрудничестве не только с зарубежными вузами, но и учреждениями искусства и культуры Австрии, Армении, Белоруссии, Болгарии, Германии, Грузии, Израиля, Италии, Испании, Индии, Казахстана, Китая, Латвии, Литвы, Молдавии, Турции, Польши, Узбекистана, Финляндии, Франции, Эстонии. На данный момент действует порядка 50 соглашений, в рамках которых обеспечивается академическая мобильность студентов и преподавателей, организуются совместные образовательные и творческие проекты, выставки, конференции. За последнее время академия заключила 3 новых соглашения о сотрудничестве в рамках российско-турецких отношений и провела несколько крупных выставок и мастер-классов в рамках перекрестного Года культуры и туризма России и Турции. Одним из них стала международная выставка «Санкт-Петербург и Стамбул — история, отраженная в воде», возникшая по вдохновению стамбульских и петербургских художников и объединившая поочередно в Стамбуле и Санкт-Петербурге картины современных мастеров из культурных столиц России и Турции.
В настоящее время при участии вуза в онлайн-формате проходит международная выставка акварельных работ «Continent. Watercolor. The East & West artistic view», это уже вторая масштабная международная выставка акварели, объединяющая художников из России, Китая и Швеции. В мае этого года академия принимала участие в онлайн-версии международного фестиваля акварели Fabriano In Acquarello (Италия), который включал выставки, круглые столы и мастер-классы. В 2019 году у нас проходила интересная выставка графики итальянского художника Раффаэле Йомми, преподавателя Художественного лицея «Умберто Презиотти — Освальдо Личини» в городе Фермо. Весной 2020 года в рамках сотрудничества с индийскими коллегами прошел международный фестиваль «Вокруг Света: искусство без границ», который включал студенческую выставку «Из дальних странствий возвратясь», выставку работ индийских школьников «Знамя мира над планетой», а также фотовыставку, посвященную Рабиндранату Тагору, где были представлены материалы Санкт-Петербургского филиала Международного треста Рерихов «Человек Мира». 
Раз в два года в Академии Штиглица проходит масштабная международная биеннале эмали. В 2019 году проект носил название «Золотая нить — дорога творчества», в нем приняли участие 130 художников из Испании, Италии, Литвы, Франции, Швейцарии, Нидерландов и Германии. Прошлой осенью в академии прошел фестиваль «Дни датского дизайна» (Days of Danish Design), обширная программа которого включала выставки, конкурсы, круглые столы и мастер-классы. Большим совместным проектом академии и Государственного Эрмитажа стала конференция «От ремесла к искусству. Керамика: технология, декор, стиль», в которой приняли участие более 80 докладчиков из Турции, Польши, Германии, Румынии, Китая, Франции, Болгарии, Сербии, Литвы, Казахстана, Белоруссии. 
В 2018 году, при поддержке Генерального консульства Литовской Республики в Санкт-Петербурге, была организована выставка «Кино и театр в искусстве плаката», в экспозицию вошли экспонаты из фондов Музея литовского театра, музыки и кино, в том числе ретроплакаты 50-х годов прошлого столетия, а также работы студентов кафедры графического дизайна Академии Штиглица. В этом году уже в шестой раз в академии пройдет международная «Ассамблея анимации», при подготовке к которой был специально организован образовательный проект нашего вуза и тартуского Университета Паллас (Эстония).
Несколько лет подряд на площадке академии проходит «Киберфест» (Cyberfest), один из крупнейших международных фестивалей в области медиаискусства, популяризирующий отечественное медиаискусство за рубежом, а международное — в России. В 2019 году кафедра графического дизайна впервые представила на фестивале медиапроекты, созданные в Академии Штиглица. И это только часть международных проектов, реализованных академией за последние два года. 

— На ваш взгляд, нужно ли в эпоху цифровой революции сохранять такие основы художественного образования, как классический рисунок?
— Безусловно, Академия Штиглица выступает за сохранение фундаментального академического образования в области рисунка и живописи. Ведь основная цель академического рисунка состоит скорее не в том, чтобы научить студента изображать окружающую реальность (которую, между прочим, живой человек видит далеко не так, как фотоаппарат), а в развитии «видения» студента, то есть способности генерировать, представлять, сочинять и фиксировать на бумаге зрительные образы. Цель художника — создавать что-то новое, не существующее в реальности, но при этом отвечающее живым потребностям и мыслям людей. Не надо путать художественный образ с фотографическим изображением: цифровые технологии, графические редакторы — это лишь инструменты, помогающие зафиксировать художественные образы, которые рождаются в душе художника благодаря художественному образованию.

— Расскажите, пожалуйста, о программах дополнительного образования для детей и взрослых, созданных в академии.
— В течение учебного года по программам дополнительного образования для взрослых обучается более 500 человек: кто-то совершенствует свои умения, кто-то стремится научиться рисовать или чувствовать цвет для реализации своих рабочих проектов, некоторым слушателям хочется сделать уютнее свой дом или более творчески насыщенной свою жизнь, практиковать занятия в качестве арт-терапии. Мы работаем с широким спектром программ для обучающихся любого возраста и уровня подготовки. Все программы постоянно обновляются и совершенствуются, в их реализации применяются актуальные методики.
Программы дополнительного образования для взрослых имеют гибкий график, обучаться можно в группах и индивидуально. Участвуя в мастер-классах, каждый может освоить навыки работы с различными художественными материалами и создать свое произведение искусства на занятиях по гончарному искусству, художественной обработке металла, мозаике, скульптурной пластике, горячей эмали — более пятидесяти различных мастер-классов, более тридцати образовательных программ. В последние годы важным направлением стала работа с пожилыми людьми, с 2018 года для них открыты группы по рисунку, живописи и цветоведению, а в прошлом году появились программы с применением IT-технологий, такие как Adobe Photoshop и «Цифровая живопись». Для дошкольников и младших школьников работает «Академия для детей», где в игровой форме опытные педагоги помогают раскрывать творческий потенциал ребенка: рисунок, живопись и декоративная пластика, мультипликация, мозаика, ткачество, история искусства – все эти программы адаптированы к возрасту учеников. Дети среднего и старшего школьного возраста занимаются в «Детской академии искусств и дизайна», где классические дисциплины дополняются современными дизайн-практикумами.
Академия Штиглица реализует программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки как для своих преподавателей, так и для работников сторонних организаций: ежегодно на этих программах проходят обучение более 200 человек. В 2020 году мы приглашаем на программы переподготовки по художественной обработке металла, моушн-дизайну, церковно-исторической живописи, искусству станковой и книжной графики и художественному проектированию интерьера.

— Расскажите, пожалуйста, о реализации проекта «Центр промышленного дизайна». 
— Академией Штиглица совместно с холдингом «Ленполиграфмаш» прорабатывается вопрос о создании «Центра дизайна» с целью развития в Санкт-Петербурге промышленного дизайна, формирования дизайн-мышления и выработки новых компетенций в дизайн-образовании для удовлетворения запросов реальной экономики. Данная площадка поможет усовершенствовать практическую подготовку студентов, укрепить связи с профильными предприятиями, способствовать развитию проектной работы и формированию навыков предпринимательской деятельности. В планах — создание выставочных пространств и мастерских, проведение обучающих мероприятий, взаимодействие с профессионалами профильных производств, все это в совокупности позволит выйти на качественно новый уровень подготовки студентов по направлениям дизайна. 

— Как вы относитесь к идее появления «дизайн-квартала» в Соляном переулке?
— Академия принимает участие в обсуждении перспектив разработки новых туристических маршрутов, диалог инициирован Комитетом по туризму правительства Санкт-Петербурга совместно с Северо-Западным центром стратегических инициатив. Уже составлена предварительная карта, на которой отмечены арт-объекты, культурные кластеры и другие потенциальные точки притяжения для туристов. В частности, территория, прилегающая к Соляному переулку, обозначена как «дизайн-квартал», в центре которого Академия Штиглица. Мы рады принять участие в этом общегородском проекте. 

— Как появился проект Stieglitz Young и как он сейчас реализуется? 
— Stieglitz Young — это конкурс грантов, который призван помочь студентам и выпускникам вуза воплотить свои творческие идеи в жизнь. Конкурс был создан в этом году совместно с Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив. Одна из его существенных особенностей заключается в том, что все предложенные в конкурсе задания, номинации — это реальные кейсы предприятий. На протяжении всего конкурса студенты создают проекты при поддержке экспертов-менторов от компаний-партнеров, которые делятся своим профессиональным опытом, помогая конкурсантам развить профессиональные навыки, адаптироваться к будущей профессии и выработать высокие стандарты работы. Партнерами проекта являются передовые индустриальные предприятия и художественные центры нашего города: Императорский фарфоровый завод, инновационная биотехнологическая компания BIOCAD, марка одежды Concept Group, Торговый дом Apollo, галерея современного искусства MYTH, информационную поддержку оказывает «РБК Санкт-Петербург». На 7 номинаций, учрежденных партнерами, было подано более 350 заявок, на первом этапе конкурса участники разрабатывали эскизы проектов, сейчас этот этап завершен, и 45 конкурсантов, прошедших во второй этап, представят свои работы в финале конкурса, который состоится в декабре.

— Удалось ли как-то отметить Международный день промышленного дизайна в этом году? 
— Традиционно к этому дню приурочено много событий, организуемых кафедрой промышленного дизайна академии, которые проходят на протяжении нескольких дней. Ежегодно в преддверии International Industrial Design Day проводится Degree Show: в течение двух дней кафедра представляет широкой публике учебные и творческие работы студентов, проводятся открытые защиты дипломных и курсовых проектов. Последние пять лет кафедра участвует в совместном Degree Show выпускников на площадке партнерской кафедры дизайна Московского политехнического университета, где представляет лучшие работы по тематике транспортного дизайна с возможностью обсуждения проектов с руководителями дизайн-подразделений автомобильных компаний. На протяжении нескольких лет бренды LADA и Renault отбирают стажеров и сотрудников по результатам этого мероприятия. Также традиционно в эти дни преподаватели кафедры участвуют в круглых столах, конференциях по направлению промышленного дизайна, организуемых партнерами вуза.
В этом году карантин внес свои коррективы. Традиционное представление компаниям-партнерам результатов курсовых проектов было перенесено и проходило в дистанционном формате. Но этот формат также имел значительные преимущества. Защиты дипломных проектов из очного формата Degree Show перешли в онлайн, и благодаря тому, что кафедра организовала прямые трансляции во всех основных социальных сетях, суммарно трансляцию смогли посмотреть более 1 500 зрителей. Это позволило привлечь новых промышленных партнеров и абитуриентов: например, на программу магистратуры «Промышленный дизайн» конкурс при поступлении на бюджетную форму обучения в этом году вырос более чем в 2 раза.
International Industrial Design Day 2020 был отмечен также рядом интернет-конференций, преподаватели кафедры промышленного дизайна поделились с коллегами опытом профессионального дизайн-образования в онлайн-лекциях, организованных НОЦ «Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования» Томского государственного университета.
Уже сейчас кафедра промышленного дизайна Академии Штиглица начала подготовку к International Industrial Design Day 2021. В планах следующего года вывести Degree Show промышленного дизайна за стены академии и провести мероприятия в городских пространствах, что позволит популяризировать дизайн-деятельность и будет способствовать продвижению выпускников академии.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 7 (162) СЕНТЯБРЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~8xc7M


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник