Надежда Рогожина: «Человек живёт стремлением к красоте и любви» - Информационный портал

Надежда Рогожина: «Человек живёт стремлением к красоте и любви»

Фото: Евгения Боргардт

Фото: Евгения Боргардт

16 Марта 2021

Надежда Рогожина: «Человек живёт стремлением к красоте и любви»

31 января оперой-буфф «Черевички» П. И. Чайковского в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича открылся Второй международный музыкальный фестиваль «Солисты Балтики». 3 февраля Олег Вайнштейн и Александр Кашпурин исполнили произведения П. Чайковского и С. Прокофьева. На следующий день состоялся вечер, посвященный барокко и танго, перед слушателями выступил ансамбль VivaMuse. 22 февраля на суд публики была представлена премьера концерта-поэмы «Шуман. Роберт и Клара», приуроченного к 210-летию со дня рождения композитора и 165–летию со дня его кончины. Мы побеседовали с художественным руководителем фестиваля, режиссером, писателем, продюсером Надеждой Рогожиной в самый разгар зимней части фестиваля.

— Уважаемая Надежда Константиновна, фестиваль «Солисты Балтики» в этом году проходит во второй раз. Расскажите, пожалуйста, о том, как возникла идея его проведения. Чем запомнился первый фестиваль?
— Спасибо за внимание к фестивалю. Идея его проведения выросла из I Международного музыкального фестиваля «Камерата», состоявшегося в 2019 году и посвященного памяти Саулюса Сондецкиса. Мне довелось быть директором этого фестиваля. Взаимо-влияние культур стран Балтийского региона очевидно — и взаимосвязь творческих лидеров тоже. Но как интересно наблюдать это вживую, в организации и проведении концертов, в самом общении! Одним из участников фестиваля «Камерата» был Гедиминас Гелготас — литовский композитор, дирижер и художественный руководитель ансамбля NICO. Его произведение «Памяти Саулюса Сондецкиса» прозвучало в Большом зале Филармонии и сразу запомнилось всем. В 2020 году на Международном музыкальном фестивале «Солисты Балтики» Гедиминас выступил на сцене Малого зала Филармонии уже вместе со своим ансамблем NICO. Маэстро дирижировал, играл на рояле, пел, и все это было великолепно. Публика аплодировала стоя. Это были успех, новаторство, как в исполнении современной музыки, так и в осмыслении классики. Творческий обмен дает мощный импульс для развития искусства, он просто необходим. Первый фестиваль прошел при поддержке Консульства Литвы и Польского института в Санкт-Петербурге и имел большой резонанс. Петербургские музыканты тоже замечательно проявили себя. Исполнялись произведения композиторов самых разных эпох и стилей, было много открытий, новых имен. 

— Почему ваше внимание привлекли музыканты именно Балтийского региона? Что объединяет музыкантов, которые приняли участие во втором фестивале?
— Преемственность, школа, система педагогики, традиция. Все очень тесно связаны, музыкальный мир — достаточно узкая сфера. Знаменитые профессора, такие как С. Я. Сондецкис, А. П. Никитин, Т. М. Загоровская, М. Ростропович, Д. Герингас и другие педагоги, будучи великими творцами, воспитали поколения блестящих музыкантов, которые выступают во всем мире и, конечно, в Санкт-Петербурге. Фестиваль «Солисты Балтики» представляет молодежь и среднее поколение талантливых исполнителей этого региона как самого близкого для нас.

— Фестиваль открылся оперой «Черевички», режиссером которой вы являетесь. Расскажите, пожалуйста, почему именно это произведение было выбрано. Чем для вас как постановщика оно интересно?
— Я люблю Гоголя и ничуть не меньше люблю Чайковского. В моем понимании, восприятии этих художников объединяет не только гениальность, но и широта взглядов, любовь к народной культуре и, конечно, чувство юмора. Идея «Черевичек» и «Ночи перед Рождеством» так же глубока, как мысль Достоевского о том, что «мир спасет красота». Человек живет стремлением к красоте и любви. Образ красоты — Оксана, воплощение любви — Вакула. Вместе они создают гармонию, которую так прекрасно выражает музыка. В постановке театра «Реплика» на сцене Малого зала Филармонии была представлена оригинальная версия знаменитого сюжета; объем музыкального материала сокращен, но никак не искажена сама суть. В искусстве главное — 
отбор. Нахожу такой минималистский подход актуальным как в поиске художественной формы, так и в содержании, что соответствует концепции нашего фестиваля. Премьера спектакля состоялась год назад, из-за пандемии не было возможности его показывать, а судя по восторженной реакции, наша Диканька пришлась по душе питерской публике. «Черевички» открыли фестиваль, мы посвятили это событие 180-летию первой публикации Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и дебюту П. И. Чайковского в роли дирижера на премьере «Черевичек». Спасибо всем участникам. Вокальная, актерская составляющая, музыкальное исполнение получились очень, очень хорошо. Особую благодарность хочется выразить Александру Кашпурину — 
молодому пианисту, уже получившему мировое признание, автору аранжировки, концертмейстеру, исполнителю роли Музыканта в этой постановке. 

— Что объединяет концерты фестиваля 2021 года? Каким образом вы формировали программу? 
— В этом сезоне, по причине бесчинств госпожи Ковидас Пандеминас, участие зарубежных исполнителей оказалось невозможным, но в программу фестиваля вошли зарубежные композиторы-юбиляры. Концерт-поэма «Шуман. Роберт и Клара» посвящается 210-летию со дня рождения немецкого композитора Роберта Шумана, проект был поддержан Фондом «Центр русско-немецких встреч». Концерт «Ференц Лист» посвящен 210-летию венгерского гения. В мае мы вновь ждем на фестиваль литовский ансамбль NICO под управлением Гедиминаса Гелготаса.

— На концертах прозвучит музыка разных жанров, не так ли? Есть ли среди исполняемых произведений ваши любимые? Есть ли планы по поводу будущих фестивалей?
— Планы есть. На прошлогоднем фестивале звучала музыка разных стилей и жанров — от барокко до джаза. Эта традиция сохраняется. Очень интересно прошел концерт фортепианных дуэтов 3 февраля, где исполняли русских композиторов Чайковского и Прокофьева. 4 февраля Камерный ансамбль Академической капеллы VivaMuse блестяще сыграл Вивальди, Корелли, Перголези и целое отделение посвятил Астору Пьяццолле. Эти концерты транслировались на телеканале «Санкт-Петербург», желающие могут их найти и послушать. Концерт-поэма «Шуман. Роберт и Клара» представляет музыку эпохи романтизма. Любимых произведений много, среди них очень глубокие симпатии принадлежат Шуману.

— Расскажите поподробнее о сотрудничестве с Центром русско-немецких встреч.
— Мы давно дружим с директором фонда Ариной Немковой, сотрудничество началось с этнографического экскурса в сказки. 
В 2018 году мне посчастливилось поставить на сцене Малого зала Филармонии зинг-шпиль «Король эльфов» по мотивам сказок братьев Гримм и баллады Гёте «Лесной царь», с исполнением музыки Баха, Брамса, Вебера, Шумана, Шуберта. Считаю, что немецкий романтизм — одно из самых красивых явлений в мировой культуре. Общение с замечательными специалистами фонда плодотворно отразилось на разных проектах, в том числе и фестивальных.

— Есть ли надежда, что в концертах примут участие иностранные исполнители?
— Да. Но, увы, в этом уравнении слишком много неизвестных. Надеюсь, что зарубежные музыканты смогут приехать, мы их ждем, они тоже к этому стремятся, им нравятся Петербург, наша публика, наша культура.

— Вы условно разделили фестиваль на зимнюю и весеннюю части. Что услышит публика весной?
— 6 апреля состоится концерт «Весна священная» Игоря Стравинского. В нем примут участие молодые музыканты, два рояля и две малых перкуссии. Такой вот смелый подход. Автор идеи и солист — Александр Кашпурин. 29 апреля — концерт «Ференц Лист». 18 мая Гедиминас Гелготас и ансамбль NICO обещали представить новую программу.

— Один из концертов будет посвящен юбилею Т. М. Загоровской — профессора Санкт-Петербургской консерватории. Расскажите нашим читателям о Татьяне Михайловне.
— Татьяна Михайловна Загоровская — заслуженная артистка России, профессор СПбГК. Без преувеличения можно сказать, что она известна во всем музыкальном мире как исключительная пианистка и выдающийся педагог. Ученики Загоровской живут на всех континентах и преданно любят ее. Инициатором этого юбилейного концерта является Олег Вайнштейн, очень известный петербургский пианист, педагог Консерватории, истинный ученик Татьяны Михайловны, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга «Надежда России» в номинации «Преподаватель». Олег Вайнштейн примет участие в концерте 29 апреля, как и другие воспитанники пианистической школы Т. М. Загоровской.

— Какое будущее вы хотели бы для фестиваля? Каким вам видится его развитие?
— Надеюсь, что фестиваль будет проходить ежегодно и в нем смогут принять участие талантливые музыканты из разных стран Балтийского региона. Я сердечно благодарю Санкт-Петербургскую академическую филармонию за содействие, фестивальные концерты проходят именно здесь. Также хочу выразить благодарность нашим информационным партнерам, телеканалу «Санкт-Петербург» и представителю пресс-службы фестиваля Василисе Сердобольской. Развитие зависит от здоровья всех людей во всем мире и, конечно, от финансовой поддержки. Верю, что Петербург ее окажет.

— Спасибо!

Беседовала Ксения ХУДИК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 3 (186), март 2021 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~237i0


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник