«Мюзик-Холл» и киностудии «Ленфильм» проведут дискуссию на тему «Музыка и кино: вместе или врозь?»

5 Декабря 2016

«Мюзик-Холл» и киностудии «Ленфильм» проведут дискуссию на тему «Музыка и кино: вместе или врозь?»

3 декабря в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума в Главном штабе Эрмитажа состоялось совместное мероприятие Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» и киностудии «Ленфильм»- открытая дискуссия на тему «Музыка и кино: вместе или врозь?» и концерт симфонического оркестра «Северная симфония» под управлением художественного руководителя театра «Мюзик-Холл», маэстро Фабио Мастранджело.

Спикерами дискуссии стали известные композиторы, режиссеры, продюсеры. В обсуждении приняли участие французский композитор, автор музыки к фильмам режиссера Люка Бессона Эрик Серра, композиторы Максим Дунаевский, Александр Журбин, Сергей Евтушенко, Андрей Самсонов, генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин, директор Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл»Юлия Стрижак, художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» ФабиоМастранджело, режиссеры Константин Лопушанский,Юрий Фетинг, продюсер Станислав Ершов.
Ведущим мероприятия стал выпускник Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, пианист, композитор, оперный режиссерВиктор Высоцкий, который обозначил основные темы дискуссии:
• Музыка – душа кино;
• Режиссер и музыкальное образование;
• Отношения режиссера и композитора;
• Озвучивание фильма: оркестровая музыка или электронная;
• Роль музыки в картине;
• Сначала саундтрек, потом фильм. Оправдано ли опережение;
• Музыка и кино: вместе или врозь?
Основные тезисы участников дискуссии по обозначенным Виктором Высоцким вопросам приведены ниже.
Генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин подчеркнул, что для него кино – это, в первую очередь, красивая интересная история, в которой музыка играет большую роль. «Ведь каждый фильм – это аудиовизуальная картинка, и музыка передает нам каждый характер, каждую эмоцию и чувства героев», - сказал Пичугин. Также он отметил, что считает необходимым возрождение традиций кино, когда композиторы специально писали партитуры для фильма.
Композитор Леонид Резетдинов, которому принадлежит цитата «Музыка – это душа кино»считает, что каждый композитор, как волшебник, должен уметь вдохнуть в картинку душу. Это и есть главная задача любого творца.
Композитор Александр Журбин поднял важный вопрос о деградации в киномузыке, которую он связывает с тем, что молодое поколение активно использует компьютерные программы, особо ничего не придумывает, не изобретает. Уменьшается роль композитора, как творца, его функции передаютсясаунддизайнерам. «Надеюсь, что режиссеры обратят внимание на нашу дискуссию и будут стремиться к тому, чтобы всегда создавать высококачественный продукт», - выразил надежду АлександрБорисович.
Максим Дунаевскийотметил, что в России в профессиональных отношениях между композитором и режиссером в кино, главенство традиционно принадлежит режиссёру. Он даёт задачу композитору и оценивает её. Режиссер не всегда имеет музыкальное образование, в советское время на страже вкуса всегда стояли редакторы, которым режиссёры доверяли. Максима Исааковича расстраивает тот факт, что сейчас институт редакторов упразднён. Известный композитор выразил мнение, что на сегодня исчезли такие понятия как тема и мелодия в фильме. Также потеряна связь со зрителями: все сложнее становится ответить на вопрос «что понравится людям, что вызовет у них живые эмоции?».
Иностранный гость дискуссии французский композиторЭрик Серрарассказал, что он не получил профессионального музыкального образования и является самоучкой. Тем не менее он всегда интересовался разными жанрами музыки и постепенно пришел к тому, чтобы начать работать над серьезными классическими произведениями и даже дирижировать симфоническим оркестром. Серра открыт всему новому. И сегодня он экспериментирует и смешивает симфоническую музыку с электроннойв своей работе над фильмами. «Для меня использование только симфонического оркестра ограничивает возможности музыкальной палитры, ведь если добавить африканские барабаны или синтезаторы, к примеру, то подобного рода комбинация позволит увеличить эмоциональное воздействие. Чем сильнее Вы открываетесь, тем сильнее Вы воздействуете на зрителя», - подвел итог своего выступления Эрик Серра.

Художественный руководитель театра «Мюзик-Холл»ФабиоМастранджело отметил, что качественную музыку всегда интересно исполнять вне зависимости от того, принадлежит ли она к опере, балету или кино. Конечно, маэстро как дирижёру более интересны глубокие партитуры. По словамФабио,важно понять отношение между музыкой и картиной. В своей речи художественный руководитель «Мюзик-Холла» рассказал об опыте работы с такими композиторами как Нино Рота и Леонард Бернстайн, чьи произведения можно смело отнести к «золотому фонду» киномузыки.

Директор государственного театра «Мюзик-Холл»Юлия Стрижакразделила мнениеучастников дискуссии о том, что союз музыки и кино чрезвычайно важен, ведь музыка обладает удивительной выразительной силой. Юлия Николаевна отметила, что когда режиссер и композитор задумываются об использовании симфонической музыки, это сразу ставит фильм на другой уровень.«Запись музыки к кинофильму профессиональным коллективом несет большую ценность не только для зрителей и профессионального сообщества, но и для самих музыкантов, композитора. Это память и большой вклад в историю», - подчеркнула директор «Мюзик-Холла».

По словам режиссераКонстантина Лопушанскогомузыкальное образованиеобязательно для любого серьёзного режиссера. В качестве примера Константин Сергеевич привел такие фамилии как Тарковский, Кончаловский и другие. «Лично у меня нет ощущения, что фильм готов, пока не появилась музыка. Это тот «кирпичек», на котором держится кино, эмоциональная составляющая, которая при соединении с сюжетом дает удивительный импульс, и кино начинает жить», - поделился режиссер своим мнением.

Продюсер Станислав Ершов не делит музыку на оркестровую и симфоническую, а мыслит лишь такими категориями как «плохая и хорошая музыка».Яподдерживаю такое явление, как выпуск саундтрека перед фильмом. Это весьма правильный традиционный продюсерский ход, который нужно использовать», - сказал Ершов. А режиссер Юрий Фетингвыступил против использования музыки в качестве замены плохой актёрской игры, что часто случается в последнее время. «Музыка должна оттенять, а порой и быть в контрапункте с тем, что происходит на экране», - отметил режиссер. Юрий Фетинг уверен, чторежиссер и композитор должны совместно сотрудничать для создания хорошего фильма.
КомпозиторСергей Евтушенко рассказал, что иногда музыка пишется перед сценарием. Его коллега, композитор Андрей Самсонов акцентировал внимание на том, что музыка в кино должна быть гармонична и уместна в кадре. «Кино – это синтетический жанр. Порой музыка нужна, а порой нет, как, например, в фильме «Аполлон 13», где нет музыкального сопровождения», - выразил свое отношение к теме дискуссии Самсонов.

По окончании дискуссии симфонический оркестр Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» «Северная симфония» под управлением ФабиоМастранджело исполнил уникальную программу, специально созданную для этого мероприятия на основе лучших образцов музыки к российским фильмам.В программе концерта прозвучали вальс из кинофильма «Берегись автомобиля», «Пляска опричников» из кинофильма «Иван Грозный», вальс из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром», музыка к фильму «Последнее воскресенье», музыка к телевизионному сериалу «Васильевский остров», музыка к фильму «Анна Каренина» и многие другие. Максим Дунаевский лично дирижировал созданной им увертюрой к фильму «Мэри Поппинс, до свидания».
Проект «Музыка и кино: вместе или врозь?» стал блестящим завершением года кино, вызвав широкий интерес у профессионального сообщества и широкой общественности.
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Z0hPx


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник